Сравнительная педагогика как отрасль педагогической науки и учебная дисциплина презентация

Содержание

План 1.Предмет и место сравнительной педагогики в системе педагогических наук. 2. Этапы развития сравнительной педагогики. 3. Задачи сравнительной педагогики. 4. Методы сравнительно-педагогического исследования.

Слайд 1СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА


Слайд 2План
1.Предмет и место сравнительной педагогики в системе педагогических наук.
2. Этапы развития

сравнительной педагогики.
3. Задачи сравнительной педагогики.
4. Методы сравнительно-педагогического исследования.


Слайд 3Предмет исследования сравнительной педагогики
- это образовательные системы различных стран мира в

их многообразии.

Слайд 4Предмет и место сравнительной педагогики в системе педагогических наук.
Сравнительная педагогика

— это область педагогической науки, которая изучает в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики, выявляет способы и формы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта.

Слайд 5Из истории…
Первым исследователем, употребившим (1817) термин "Сравнительная педагогика", был Марк Антуан

Жюльен Парижский (1775-1848).
В западной литературе его нередко называют «отцом сравнительной педагогики». И действительно, он впервые поставил вопрос о необходимости изучения международного опыта развития образования как об особом направлении научных исследований. Он активно пропагандировал идеи мира и сотрудничества между европейскими народами, по его инициативе было создано «Французское общество объединенных наций», которое в исторической литературе нередко называют предшественником современных международных организаций. Большой интерес проявлял Жюльен к проблемам воспитания и образования.

Слайд 6ЮНЕСКО
международная организация по вопросам образования, науки и культуры, созданная в 1946

году, в настоящее время насчитывающая 190 стран-участниц.
В состав ЮНЕСКО входит три органа:
Генеральная конференция;
исполнительный комитет;
секретариат.


Слайд 7Предмет сравнительной педагогики
Американские компаративисты считают, что предмет сравнительной педагогики — образовательные

системы различных стран мира во всем многообразии их проявлений.
Английский ученый Н. Хэнс полагает, что основной предмет сравнительной педагогики как области научного знания — изучение факторов, влияющих на развитие систем образования.


Российский компаративист А. Н. Джуринский указывает, что сравнительная педагогика призвана изучать образование и воспитание в современном мире в сопоставлении с теоретическими моделями. Именно образовательные системы во всем многообразии их проявления являются предметом данной науки.


Слайд 8 Этапы развития сравнительной педагогики
Первый этап развития сравнительной педагогики носит название

«донаучный», или «период путевых заметок». Он характеризуется тем, что, вернувшись из странствий, в устной или письменной форме путешественники рассказывали своим соотечественникам о культуре, традициях и обычаях других народов и, их системе воспитания юношества.



Второй этап (первая половина XIX—80-е гг. XIX в.) связан с именем М.А. Жюльена, который первым среди европейцев указал на важность сбора информации о системах образования других стран, ввел в научный оборот термин «сравнительная педагогика», обосновал ее задачи, методы.


Слайд 9Третий этап (конец XIX—начало XX в.) характеризуется появлением международных организаций, занимающихся

сравнительно-педагогическими исследованиями. Роль координирующего центра играет Международное бюро просвещения (1925 г., Женева). Издаются специализированные периодические издания «Международный ежегодник воспитания и образования», «Ежегодник просвещения» (США), «Международный педагогический журнал» (Германия).

В 1898/99 учебном году в США, в педагогическом колледже Колумбийского университета, впервые читается курс лекций под названием «Сравнительная педагогика» - автор курса Дж. Рассел. Появился ряд работ, где объектами рассмотрения выступали уже не только школы, но и другие звенья системы просвещения.

Слайд 10На четвертом этапе (первая половина XX в.) разработка методологических основ ср.

педагогики, осмысление предмета, целей, задач и проблем науки.
В 1918 г . в США — «Сравнительная педагогика» П. Сандифорда;
В 1933 г. - «Исследования в области сравнительной педагогики» Л. Кэндела;
В 1949 г., в Англии Н. Хэнс «Сравнительная педагогика».

Пятый этап (вторая половина XX—начало ХХІв.) отмечен усилением связей сравнительной педагогики с другими социальными науками. В мире создаются национальные и интернациональные организации, исследовательские центры, занимающиеся проблемами сравнительной педагогики:

Европейское общество сравнительной педагогики (Лондон, 1961);
Общество сравнительной педагогики (США, 1956);
Институт международных педагогических исследований (Франкфурт-на-Майне, ФРГ);
Институт сравнительной педагогики (Зальцбург, Австрия).


Слайд 11Развитие сравнительной педагогики в России.
В России начало систематическому изучению зарубежных систем

образования положил К.Д. Ушинский. В ряде его работ и прежде всего в известном труде "О народности в общественном воспитании" (1857) содержатся обстоятельные очерки о народном образовании во Франции, Англии, Германии, Северной Америке, раскрывающие специфику организации и деятельности учебных заведений в каждой из этих стран.

В 60- е гг. XIX в. только в одном журнале «Педагогический сборник" были опубликованы десятки содержательных работ:
− Д.Н. Семенов "Отчет о педагогическом путешествии по Германии и Швейцарии" (1866);
− Н.П. Померанцев "Немецкие и американские школы" (1868);
− Н.Х. Вессель "Училищные системы Пруссии, Австрии, Швейцарии и Франции" (1869) и др.


Слайд 12Начало ХХ века – появление монографий по сравнительной педагогике
П.Г. Мижуев «Образование

во Франции» (1900); «Школа и общество в Америке» (1902); «Современная школа в Европе и Америке» (1912)
П Янжул «Американская школа. Очерки методов американской педагогики» (1901)
П. Капнист «История среднего образования в Германии» (1900)


Слайд 1340-50-е гг. ХХ в.
сравнительно-педагогические исследования приняли форму критики педагогики

и школьной политики капиталистических стран на фоне борьбы против «низкопоклонства» перед Западом .

Слайд 14Издания конца 90-х гг. ХХ в.:
Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. «Сравнительная педагогика»

(1996);
Джуринский А.Н. «Развитие образования в современном мире» (1999);
Дмитриев Г.Д. «Многокультурное образование» (1999);
Салимова К. , Додде Н. «Педагогика народов мира» (2001).

Слайд 15 В 40-х и начале 50-х гг. сравнительно-педагогические исследования приняли форму критики

педагогики и школьной политики капиталистических стран на фоне шумных идеологических кампаний и ожесточенной борьбы против "космополитизма" и "низкопоклонства" перед Западом. Созданный в 1957 т. в Институте теории и истории педагогики АПН СССР сектор современной школы и педагогики за рубежом постепенно переходит от преимущественно информационной работы к исследованиям аналитического характера и становится ведущим центром по изучению современной теорий и практики образования за рубежом. Усилиями лаборатории был создан и регулярно выходил в свет до 1974 г. реферативный журнал "Народное образование и педагогика за рубежом".

Слайд 16Задачи (функции) сравнительной педагогики
Информационно-аналитическая
Аккумулирующая
Коррекционная
Координирующая
Прогностическая
Избирательно-адаптивная.


Слайд 17Новой функцией сравнительной педагогики стало
изучение деятельности международных организаций по

просвещению (прежде всего ЮНЕСКО и МБП (Международного бюро просвещения)) и действующих под их эгидой исследовательских центров.

Слайд 18Методы сравнительно-педагогического исследования
Описательный метод;
Статистический метод;
Исторический метод;
Социологический метод;
Сравнительный метод;
Опрос и анкетирование;


Интервью, беседы;
Анализ источников: государственных документов;
периодических изданий (журналы и газеты);
энциклопедическая литература – национальные педагогические энциклопедии и др.
9. Количественный анализ ( статистика).


Слайд 19Схема построения исследования по сравнительной педагогике:
описание и классификация педагогических фактов;
интерпретация и

анализ;
предварительный сравнительный анализ;
синхронное сравнение по ранее разработанным критериям с целью проверки предположений.

Слайд 20При сопоставлении систем образования классификация стран современного мира может строиться на

основе критериев:

по континентам;
по размерам населения;
по определенным экономическим и социально-политическим показателям.


Слайд 21Важнейшие проблемы современной компаративистики («Энциклопедия по сравнительному образованию» (Оксфорд, 1988))
экономика образования;
политика

и планирование в сфере образования;
дошкольное воспитание;
начальное и среднее образование;
высшее образование;
процесс преподавания и подготовки педагогических кадров; .
содержание образования;
неформальное образование (дистанционное обучение);
образование взрослых;
статистика по образованию.


Слайд 22СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика