Слайд 1
Современные системы художественного образования детей
Мисюкевич Алла Николаевна
кандидат психологических наук, доцент
Кафедра педагогики
начального образования и художественного развития ребёнка
Институт детства
РГПУ им. А.И. Герцена
Слайд 2СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Традиционный подход
Полихудожественный (целостный) подход
Интегративный подход:
концепция приобщения к мировой
художественной культуре;
концепция приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа;
и др.
Слайд 3I направление
Традиционный подход
Воспитывающее обучение.
Научность обучения.
Наглядность обучения.
Систематичность и последовательность в обучении.
Сознательность
и активность в обучении.
Доступность обучения.
Прочность усвоения учебного материала.
Слайд 4II направление
Целостный подход: «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа»
Типовая
программа Б. П. Юсова.
Всеобщность художественного воспитания.
Преподавание искусства как эстетического явления в тесной связи с ролью искусства в жизни
Единство обучения и художественного творчества.
Единство практической деятельности и развития эстетического восприятия действительности и искусства.
Единство работы на плоскости и объемно-пространственных видов художественной деятельности
Относительная самостоятельность задач и развития художественного восприятия.
Единство требований искусства и педагогических условий их реализации в работе с учащимися.
Слайд 5III направление
Концепция «Формирование художественной культуры как части духовной культуры»
Программа Б. М. Неменского
Закон
художественного уподобления (педагогическая драматургия, ролевая игра).
Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения)
Принцип постоянства связи с жизнью.
Принцип опоры на апогей (характерность, исключительность) явления в искусстве.
Принцип единства формы и содержания (художественного образа и техники исполнения) в процессе обучения.
Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.
Слайд 6III направление.
Концепция «Приобщения к народному искусству как к художественному творчеству
особого типа»
Программа Т. Я. Шпикаловой
Принцип общекультурного развития.
Принцип национальной основы в процессе становления и развития личности.
Принцип синкретичности (взаимосвязанности, взаимопроникновения) народного искусства:
интеграция и взаимосвязь всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры.
отражение в искусстве сущностных связей, определяющих смысл жизни личности и целого народа (человек и природа, человек и семья, человек и история).
Принцип регионального подхода.
Принцип воздействия на духовный мир школьников и формирование их мировоззрения с помощью образного отражения действительности в искусстве.
Принцип комплексной системы работы.
Слайд 8Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
Авторы: Б. М. Неменский и др.
Цель: формирование
художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Слайд 9Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных
пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Слайд 10Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие
красоты окружающего мира и произведений искусства.
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Слайд 11 1 класс «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ты украшаешь и строишь» раскрывает
обыденные действия и игры как потенциальное выражение художественной деятельности, организующей предметно-пространственную среду нашей жизни, формы общения и художественного наблюдения реальности;
2 класс «Изобразительное искусство. Ты и искусство» раскрывает связь чувств, эмоциональных и нравственных переживаний с их выражением в искусстве;
3 класс «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» показывает деятельность художника по организации предметно-пространственной среды в доме, на улице, на празднике, в театре и музее, то есть в окружающей человека жизни;
4 класс «Изобразительное искусство. Каждый народ — художник» сначала знакомит со своеобразием отечественной традиционной художественной культуры, а затем — со своеобразием представлений о красоте народов мира.
Слайд 13С программой можно познакомиться на сайтах 1 сентября и Школа России
Слайд 14Цель: реализация фактора развития личности ребёнка
Задачи:
формирование у детей целостного, гармоничного
восприятия мира,
активизация самостоятельной творческой деятельности,
развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством;
формирование духовных начал личности,
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
Автор: Т. Я. Шпикалова
Слайд 15С содержанием программы можно познакомиться на сайте изд-ва «Просвещение»
Слайд 17Программа «Технология. «Художественный труд и искусство»
Авторы: О.А. Куревина, Е.А. Лутцева
Идея -
введение детей в мир создания прекрасного для того, чтобы:
помочь увидеть и понять красоту окружающего мира (природного и рукотворного),
гармонизировать чувственно- эмоциональное и рациональное начало.
Слайд 19Особенности УМК
Практическая деятельность учащихся направлена на освоение технологии изготовления изделий из
разных материалов.
Знакомство с простейшими чертежами, эскизами, работа по инструкционным картам, схемам и др. технической документации.
Получение представлений об основах композиции, средствах художественной выразительности при создании объектов.
Слайд 20
развитие личности школьника, его творческих способностей;
воспитание нравственных и
эстетических чувств;
освоение системы знаний, умений и навыков;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Цель курса: саморазвитие и развитие личности каждого ребенка.
Задачи:
Слайд 21Структура курса
Культурологический блок.
Изобразительный блок.
Технико-технологический блок.
Слайд 23 Методическая основа курса - деятельностный подход
С содержанием программы
по технологии можно ознакомиться на официальном сайте
«Школа 2100»
Слайд 24
Цель: развитие эстетического
сознания детей, эстетического отношения к жизни окружающей и
своей собственной,
способности к ее творческому освоению по «законам красоты».
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
Автор: Ю.А. Полуянов
РС Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова.
Слайд 25Развитие эстетического сознания детей осуществляется посредством формирования у них способности строить
образы воображения, руководствуясь принципами красоты.
Особая ответственность предметов художественного цикла за развитии у детей такого отношения к миру определяется тем, что общеобразовательная школа — это единственный период в их жизни, когда у всех, а не только у наиболее способных учеников закладываются основы художественной культуры.
Слайд 26
Образцы эстетического отношения к миру исторически закреплены и овеществлены в художественной
культуре человечества не только на картинах, гравюрах, в скульптуре, но и в разнообразных предметах жизнедеятельности людей (труда, быта, отдыха), которые принято относить к декоративно-прикладному искусству, художественному конструированию, дизайну - к художественному труду. С искусством их объединяют универсальные принципы построения красоты: мера, ритм, симметрия, пропорции, композиционное и конструктивное равновесие, соразмерность величин, согласованность форм и цветов, совместимость разных (природных и искусственных) материалов и другие структурные характеристики создания и восприятия гармонии и дисгармонии.
Слайд 27Педагогические возможности интегрированного учебного предмета «Изо бразительное искусство и художественный труд».
Интеграция в обучение художественных и трудовых процессов значительно увеличивает педагогические возможности при решении одной из главных задач образования — воспитании у детей эмоционально-ценностного, положительного отношения к труду как к занятию, им необходимому, очень интересному и увлекательному.
Воспитание такого отношения к труду становится возможным благодаря тому, что искусство вносит в трудовые процессы, наряду с освоением технологии работы с различными материалами и инструментами, приоритет творческого отношения ко всему, что делают ученики.
Интеграция предметов искусства и труда значительно расширяет педагогические средства для индивидуального воспитания и развития детей, при котором учитель в процессе занятий может учитывать особенности интересов, склонностей и способностей каждого из своих учеников.
Слайд 29Программа ««Изобразительное искусство и среда: природа — пространство — архитектура »
Авторы:
Л. Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская
и др.
Идея: интеграция искусств и полихудожественное развитие ребёнка.
Цель: научить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать одни и те же факты, явления; опираясь на динамику и логику рассуждений, составлять свою целостную картину мира.
Слайд 31Общее содержание работы:
1 класс. Развитие наблюдательности детей, изучение окружающего предметного мира.
Освоение художественных материалов.
2 класс. Формирование представлений о тесной взаимосвязи предметов в окружающем Мире.
3 класс. Формирование представлений о художественной среде: каждый человек по-своему осваивает ближайшее окружение (человек — жилище — одежда).
4 класс. Формирование логического мышления: взаимосвязь народного искусства с традициями народа, своеобразием окружающей природы и особенностями освоения им ближайшего природного ландшафта.