Современные подходы: аксиологический подход в педагогическом исследовании презентация

Содержание

План 1.Сущность понятия аксиологический подход. 2. Ценностные ориентации студентов 3.

Слайд 1Тема 2 (В): СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ Цель:

раскрыть сущность, структуру понятий, охарактеризовать систему связей.




Слайд 2


План
1.Сущность понятия аксиологический подход.

2. Ценностные ориентации студентов
3. Диагностика ценностных ориентаций




Слайд 3

Список литературы
1.Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. /В.А. Сластенин.И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко,Е.Н.

Шиянов.—М.,2012.
2.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. 2-е изд. - М.. 2011.
3. Стронгин Р.Г., Петров А.В. О ценностных ориентирах российского студенчества и воспитательная работа в вузе // Высшее образование в России.-2013.-№7.-С.3 - 9.
4. Сафьянов В.И. О мировоззренческих основах формирования специалиста // Высшее образование в России.-2010.-№6.-С.116-119.




Слайд 4




Вопрос 1.
Сущность понятия «аксиологический подход».




















Слайд 5


Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней

как высшая ценность общества и самоцель общественного развития

Наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека

















Слайд 6


Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне

человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений
Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
















Слайд 7

В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается

и развивается творческий потенциал личности.
Ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания.








Слайд 8

Ценность – (по В.П. Тугаринову) – не только предметы, явления и

их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.
Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена.

















Слайд 9
С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются

и педагогические ценности. Ценностные ориентации являются одной из главных «глобальных» характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества.

Слайд 10
Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и

саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию учащихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, сексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

Слайд 11


Вопрос 2.
Ценностные ориентации студентов





Слайд 12




Одна из главных целей духовно-нравственной работы всех народов России,

направленной на обретение смысла национальной идеи, - формирование духовных скреп, работа на обретение российской идентичности.
















Слайд 13


«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия,

сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, - отметил Президент В.В. Путин в Послании Федеральному собранию в 2012 году, - дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем всегда гордились».
















Слайд 14

Интегральным свойством личности, включающим мировоззрение, идеалы, ценностные ориентации, является направленность личности.
Объектами

направленности могут быть: направленность на себя, направленность на общение, направленность на дело.






















Слайд 15


Признаками «направленности на себя» являются ориентация на прямое вознаграждение, агрессивность в

достижении статуса, ориентация на соперничество, интровертивность, тревожность.
Направленность на общение характеризуется стремлением к совместной деятельности, ориентацией на социальное одобрение, потребностью в эмоциональных отношениях с людьми.







воспитания и обучения.













.




Слайд 16


Направленность на дело проявляется в ориентациях на решение деловых проблем, на

деловое сотрудничество, в готовности отстаивать собственную позицию в интересах дела
Современному студенчеству свойственна, прежде всего, направленность на дело, выраженность прагматических потребностей (43,8%). 28,1% направлены на себя, имеют завышенные требования к себе и окружающим, высокий уровень личных притязаний, отличаются общей неуравновешенностью и конфликтностью. Столько же (28,1%) имеют преимущественную направленность на общение.

















Слайд 17

Изменилась система ценностных ориентаций, структура различных видов занятий в досуге молодёжи.

Это связано как с развитием компьютеров, интернета, видео и т.п., кардинально меняющих информационную среду, так и с общими социокультурными изменениями (усиление социальной дифференциации, изменение культурных контекстов, длительность процесса реформирования образования).













Слайд 18



Социальные навыки у «поколения игрек» развиты лучше, чем у «поколения икс».

При этом они – ярко выраженные индивидуалисты, которым важно выразить свою точку зрения. Они общаются друг с другом чаще опосредованно – через интернет, мобильный телефон, социальные сети.

























Слайд 19



Они умеют произвести впечатление, но не очень способны договариваться друг с

другом. Недостаточная развитость коллективизма нередко порождают слабость иммунитета против звёздной болезни. По оценкам самих представителей этого поколения, современных молодых людей очень сложно объединить, организовать.





















Слайд 20

Около трёх четвертей молодёжи, по результатам исследований Института социологии РАН, хотели

бы уехать за границу: заработать денег – 38%, на учёбу – 21%, просто пожить – 20%. Сменить место жительства ради интересной и высокооплачиваемой работы в своей стране при этом готовы 74% юношей и девушек.

















Слайд 21


По данных других социологических опросов, большинство студентов (85,5%) гордятся тем, что

являются гражданами России. К судьбе государства, края относятся не безразлично 56,4%, безразлично -15,8%. 27,9% студентов полагают, что их желания и действия не могут повлиять на судьбу государства и края. При этом значительная часть студентов (71,6%) отчётливо представляют, что патриотом можно назвать того, кто испытывает любовь и уважение к Родине, активно участвует в государственных делах, верен и предан Отечеству.






























Слайд 22



Подавляющее большинство молодёжи собираются жить в своей стране и работать на

её благо, гордятся тем, что они граждане России
При этом молодые люди считают вполне нормальным получить образование за рубежом, поработать в иностранной фирме, пожить в другой стране, вступить в брак с иностранцем. Они понимают, что в правом государстве надо платить налоги, уважать своего президента, знать государственные символы, гимн, государственные награды, поклоняться святыням.



















Слайд 23


Молодые люди убеждены, что в основе национальной идеи должна лежать идея

патриотизма
. Большинство молодых людей в качестве основных ценностей называют повышение уровня благосостояния народа (78%), равенство всех перед Законом (67%), общественный порядок и личная безопасность (61%).
Каждый второй считает, что основой общенациональной идеологией должны быть права человека.



















Слайд 24



«Ответственность за страну, - подчёркивает Президент России В.В.Путин в

Послании Федеральному собранию,- формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, посёлка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение. Власть не должна быть изолированной кастой. Только в этом случае создаётся прозрачная моральная основа для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национального ориентированного сознания».











Слайд 25

Работа педагогического коллектива университета должна быть направлена на решение, главным

образом, двух задач: воспитания у студентов ценностного отношения к личностной и гражданской культуре





















Слайд 26


Воспитание ценностного отношения к личностной культуре – это формирование мотивации к

нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности


















Слайд 27

Воспитание ценностного отношения к гражданской культуре направлено на осознание себя

гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей; вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями; адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;











Слайд 28


Вопрос 3.
Диагностика ценностных ориентаций















Слайд 29

Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций

М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу) позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу "философии жизни".






















Слайд 30


Теория Рокича. М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая

цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу:
общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико,
все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени,
ценности организованы в системы,
истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.
влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

















Слайд 31


М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности

М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;









Слайд 32

инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность,

рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.
Разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.






Слайд 33
:
Список А (терминальные ценности):  1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная

насыщенность жизни);  2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);  3) здоровье (физическое и психическое);  4) интересная работа;  5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);  6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);  7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);  8) наличие хороших и верных друзей;  9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);  10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 






Слайд 34

11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);  12)

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);  13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);  14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);  15) счастливая семейная жизнь;  16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,  человечества в целом);  17) творчество (возможность творческой деятельности);  18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 





















Слайд 35
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);  12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;  13) твердая

воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);  14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);  15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);  16) честность (правдивость, искренность);  17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);  18) чуткость (заботливость). 

Слайд 36

Список Б (инструментальные ценности):  1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи,

порядок в делах;  2) воспитанность (хорошие манеры);  3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);  4) жизнерадостность (чувство юмора);  5) исполнительность (дисциплинированность);  6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);  7) непримиримость к недостаткам в себе и других;  8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);  9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);  10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 











Слайд 37
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные

блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д

Слайд 38
Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо

уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у личности системы ценностей или даже неискренность ответов. 

Слайд 39
Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и

обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции

Слайд 40
хххххххххххххххххххххххххххх


СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика