Слайд 1Современные методы обучения
«Учитель – не тот, кто дает,
а тот,
у кого берут»
Сократ
Слайд 2Метод, методика, технология…
Метод – (от греч. methodos – путь, способ исследования,
обучения, изложения) – совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.
Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и учащихся, в ходе которого решаются дидактические задачи.
Слайд 3Метод, методика, технология…
Метод обучения – способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога
и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения, или как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения (В.И.Загвязинский).
Прием обучения – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.
Слайд 4Приемы усиления познавательной мотивации
Приемы организации самостоятельной работы
Приемы обратной связи
Приемы организации совместной
учебной деятельности
Приемы обучения
Слайд 5Метод, методика, технология…
Методика – совокупность методов, приемов целесообразного выполнения какой-либо деятельности.
Методика – (греч. methodike) – часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам.
Слайд 6Метод, методика, технология…
Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве.
Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология — это алгоритм (последовательность) действий ученика и учителя, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата.
Слайд 7Классификация методов обучения
Слайд 9Алгоритм выбора оптимального метода обучения
(Ю. К. Бабанский)
Решение о том, будет
ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога.
Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов.
Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и синтетического путей познания.
Выбор способов сочетания словесных, наглядных, практических методов.
Решение о необходимости введения методов стимулирования учебной деятельности.
Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля.
Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.
Слайд 10Методическая система
(тип обучения)
– единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов
и средств конкретного способа обучения
(В.И. Загвязинский).
Слайд 11Репродуктивное обучение
методы основаны на подражании;
знания даются в «готовом» виде;
педагог сообщает
знания, объясняет, ученики сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.
! Играет определенную роль в развитии памяти, способности к воспроизведению, формировании привычек, навыков поведения.
Методы обучения: рассказ, беседа, показ, упражнение, пример и т.д.
Слайд 12Сообщающее (информационно-иллюстративное) обучение
Цель сообщающего обучения – обогащение личности познающего знанием передаваемых
в готовом виде фактов, оценок, законов, принципов, методов и приемов деятельности в типичных ситуациях.
Методы обучения – рассказ, объяснение, чтение текстов, демонстрации и иллюстрации, упражнения, решение типовых задач.
Слайд 13Развивающее обучение
(Л.В. Занкова; Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова)
Система Л.В. Занкова
основана на принципах: обучения на высоком уровне трудности, приоритет и ведущая роль теоретических знаний, высокий темп изучения материала.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова основывается на принципах: дедуктивный способ изучения материала, высокий уровень его абстрагирования, нацеленность на формирование теоретических знаний и теоретического мышления учащихся на основе содержательного анализа, планирования, рефлексии.
Слайд 14Программированное обучение
Осуществляется на основе обучающих программ, реализуемых в двух вариантах:
машинном (преимущественно через компьютеры) или безмашинном (программированные учебники, комплекты карт и др.).
Весь материал делится на небольшие, завершенные по смыслу отрезки (шаги, порции), обеспечивается их проработка по заранее составленным рациональным алгоритмам, осуществляется пошаговый контроль, своевременная коррекция, исправление ошибок.
Слайд 16Проблемное обучение
Виды проблемного обучения:
проблемное изложение учебного материала
частично-поисковый (эвристический) метод проблемного
обучения
исследовательский метод проблемного обучения
Формы и методы проблемного обучения:
проблемный рассказ
эвристическая беседа
проблемная лекция
разбор практических ситуаций
диспут
собеседование
игра, в том числе деловая и т.д.
Слайд 17Задачная (поисково-исследовательская) система обучения
- поэтапная организация постановки учебных задач, выбора
способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов.
Методы обучения:
логические: анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.;
эвристические методы решения задач: метод «мозгового штурма», метод синектики, метод инверсии, метод эвристических вопросов и др.
Слайд 18Продуктивная (критериально-ориентированная) система обучения
- ориентирована на достижение конечного результата
обучения («продукта») по заранее четко установленным критериям (система полного усвоения).
Логика построения этой системы:
создается полное описание результатов обучения («продукта»);
полное описание стратегии и тактики формирования продукта (рассмотрение целей и задач в последовательности их достижения);
постоянный мониторинг (наблюдение) и поэтапная диагностика образовательных результатов.
Слайд 19Система проективного обучения
(Георгий Леонидович Ильин)
Центральным звеном проективного обучения является проект
– замысел решения проблемы, имеющей для обучающегося жизненно важное значение.
особенность проекта составляет его новизна, оригинальность.
Стремление найти лучшее, свое решение определяет основную мотивацию обучения.
Добывание информации, приведение ее в порядок, установление истинности и непротиворечивости – способы обучения.
Слайд 20Система контекстного обучения
(А.А. Вербицкий)
Обучение, построенное на моделировании предметного и социального
содержания осваиваемой обучающимися будущей профессиональной деятельности.
Ведущий метод обучения – построение учебно-профессиональных и профессиональных моделей, в том числе в формах игр (деловые и организационно-деятельностные игры).
Слайд 21Имитационная (моделирующая)
система обучения
Специфика имитационной системы состоит в моделировании в учебном
процессе различного рода отношений и условий реальной жизни.
Методы обучения:
Анализ конкретной ситуации.
Решение проблемных ситуаций.
Активные методы обучения: дискуссия, игровые имитационные ситуации, тренинг и др.
Слайд 22Информационная система
Методы обучения:
интерактивные обучающие системы, основанные на мультимедиа, использующие одновременно текст,
графику, видео и звук, музыку в интерактивном режиме;
гипертекстовые системы обеспечивают возможность переходов по гиперссылкам, которые представлены в виде специфического оформления текста и/или графического изображения.
использование в целях обучения информационных телекоммуникационных сетей, в том числе Интернет.
Слайд 23Интерактивное обучение
Интеракция – это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога
с кем-то (чем-то), беседы.
В интерактивном обучении диалог строится между всеми участниками образовательного процесса.
Слайд 24ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
– это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся:
все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом,
обмениваются информацией,
решают проблемы совместно,
моделируют ситуации,
оценивают действия коллег и свое собственное поведение,
погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
Слайд 25Формы и методы
интерактивного обучения
дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, диспут, кейс-метод,
комплексные ситуационные задачи
форум
игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры
тренинговые
веб-квесты
тесты действий и др.
Слайд 26Рекомендуемые информационные ресурсы:
Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация, 2001.
Бершадский Б.Е. ,
Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.,2003.
Педагогика: учебник для бакалавров/ Моск. пед. гос. ун-т; ред. Л. С. Подымова, В. А. Сластенина. - Москва: Юрайт, 2014. - 332 с.
Педагогика: учебник для студентов вузов/ В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - 2-е изд., стер.. - Москва: Академия, 2012. - 352 с.
Современные образовательные технологии: учебное пособие/под ред. Н.В. Бордовской. – М., 2011. – 432 с.
Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров/ В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - Москва: Юрайт, 2012. - 314 с.
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».