Слайд 1Социально-педагогическая деятельность (СПД)
Слайд 2Вопросы для рассмотрения
Специфика профессиональной деятельности социального педагога
Объект социально-педагогической деятельности (СПД)
Субъект
СПД
Цели СПД
Функции СПД
Средства СПД
Методы СПД
Направления деятельности социального педагога
Виды СПД
Формы СПД
Слайд 31. Специфика профессиональной деятельности социального педагога
Педагог
Социальный педагог
Слайд 41. Специфика профессиональной деятельности социального педагога
Слайд 51. Специфика профессиональной деятельности социального педагога
деятельность социального педагога гораздо
ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе
Слайд 61. Специфика профессиональной деятельности социального педагога
Социальный педагог
Социальный работник
в своей профессиональной
деятельности
имеет
дело с ребенком
в процессе его развития,
воспитания,
социального становления
в своей профессиональной
деятельности имеет
дело с людьми,
имеющими те или иные
социальные проблемы
или затруднения,
независимо от возраста
Слайд 71. Специфика профессиональной деятельности социального педагога
Специфика СПД отражается
и в ее направленности. Социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение различных трудностей личности (ребенка) или группы (детей), имеющих социально-педагогическое содержание:
проблемы самореализации;
проблемы формирования социальных потребностей и способностей;
ослабление или устранение девиантностей, зависимостей различной этимологии;
проблемы социальной, профессиональной, школьной дезадаптации;
проблемы различных уровней социализации личности;
проблемы формирования здорового образа жизни и другие;
проблемы социальных зависимостей (алкогольной, наркотической и т. д.)
Слайд 82. Объект СПД
Минненур Ахметхановна Галагузова:
Объект СПД - дети и молодежь,
нуждающиеся в помощи в процессе их социализации.
К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом — ДЦП, умственно отсталые и др.).
Хотя объектом деятельности социального педагога является ребенок, однако в процессе деятельности социальный педагог и ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при которых ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью социального педагога или других специалистов
Слайд 92. Объект СПД
Виталий Александрович Сластенин:
Объектом СПД выступает, с одной стороны, растущий
человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности
Слайд 102. Объект СПД
Владимир Свиридович Торохтий:
Объектами СПД являются как отдельные личности, так
и целые группы людей, нуждающихся в помощи социума, в его «целебном внимании», в использовании его возможностей для самореализации, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по различным причинам
Слайд 113. Субъект СПД
Субъектом СПД может быть как отдельный специалист, так и
группа специалистов, решающих социально-педагогические проблемы отдельной личности или группы
Им может быть любое должностное лицо, использующее возможности социума для разрешения проблем личности или социальной группы
Слайд 123. Субъект СПД
Субъект СПД отражает ее коллективный характер и представляется как
совокупность должностных лиц, функционально выполняющих социально-педагогическую работу
Кроме отдельных лиц, субъектом социально-педагогической деятельности могут выступать и социальные учреждения, предприятия, организации, агентства, фонды и др.
Слайд 133. Субъект СПД
Основной субъект СПД – социальный педагог
Слайд 144. Цели СПД
М.А. Галагузова:
Цель СПД - создание условий для психологического
комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах
Слайд 154. Цели СПД
В.С. Торохтий:
Целью СПД является, с одной стороны, формирование социально
значимых личностных качеств у детей, подростков и взрослых, учащихся и специалистов, а с другой стороны, предоставление ресурсов, возможностей социума, обеспечивающих полноценную реализацию каждым из них своих потребностей и возможностей в конкретных условиях социума (конкретном социуме)
Слайд 164. Цели СПД
Конечным результатом СПД должно стать определенное изменение самой личности,
выступающей объектом социально-педагогического воздействия, ее качественных параметров – социализированность и социальная активность личности
Слайд 17
Социализированность - это достижение человеком определенного баланса адаптированности и обособления в
обществе (А.В. Мудрик)
Слайд 18
Социальная активность личности - личностное качество, означающее способность личности самостоятельно усваивать
социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы, а по мере накопления и совершенствования собственного опыта позитивно влиять на социальный опыт, изменяя и обогащая его новыми потенциальными возможностями более высокого уровня
Слайд 19Задачи деятельности социального педагога:
создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
оказание
ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
защита ребенка в его жизненном пространстве;
помощь в социализации ребенка;
создание условий для сохранения и укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;
формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного;
предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;
создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;
реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного
Слайд 205. Функции СПД
(по М.А. Галагузовой):
диагностическая;
прогностическая;
посредническая;
коррекционно-реабилитационная;
охранно-защитная;
предупредительно-профилактическая;
эвристическая
Слайд 216.Средства СПД
К средствам (в широком смысле этого слова) относят все действия,
предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности
Слайд 226.Средства СПД
(по Л. А. Зеленову):
совместная деятельность,
социальные отношения,
социальные институты
(семья, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты населения, спортивные или социокультурные учреждения, медицинские учреждения, политические партии, общественные организации и молодежные объединения),
другие элементы социума
Слайд 237. Методы СПД
Методы СПД — это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога
и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка
Каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов
Прием понимается как часть, деталь метода, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер
Слайд 247. Методы СПД
Т.к. социальная педагогика наука молодая, она не имеет созданных
специально для нее методов и пользуется методами других наук: психологии, теории социальной работы и педагогики
Слайд 257. Методы СПД
Психологические методы:
Психодиагностические: тестирование, опрос, социометрия.
Психокоррекционные: психогимнастика, игровая терапия, арттерапия,
тренинг, формирующий эксперимент.
Методы психологического консультирования: эмпатийное слушание, интерпретация, идентификация, фасилитация.
Методы психотерапии: суггестия (внушение), аутосуггестия (самовнушение), транзактный анализ, групповая терапия, поведенческая терапия, семейная терапия.
Слайд 267. Методы СПД
Методы социальной работы:
Методы социальной диагностики: интервью, мониторинг, социальный опрос,
экспертная оценка, экспертный прогноз, биографический метод.
Методы социальной профилактики: превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группа поддержки.
Методы социального контроля: социальный надзор, социальная опека, социально-медицинский уход, социальное обслуживание.
Методы социальной реабилитации: трудотерапия, статусное перемещение, групповая терапия, кризисная интервенция.
Социально-экономические методы: регламентирование, нормирование, инструктирование, критика, контроль, проверка исполнения.
Слайд 277. Методы СПД
Педагогические методы:
Организационные методы: педагогический эксперимент.
Методы педагогической диагностики: педагогическое наблюдение,
естественный эксперимент.
Методы воспитания: убеждение, пример, приучение, упражнение, внушение, требование, поощрение, наказание, игра, создание ситуации успеха и пр.
Слайд 288. Направления деятельности социального педагога
Слайд 298. Направления деятельности социального педагога
Слайд 308. Направления деятельности социального педагога
Слайд 318. Направления деятельности социального педагога
Слайд 328. Направления деятельности социального педагога
Слайд 338. Направления деятельности социального педагога
Слайд 348. Направления деятельности социального педагога
Слайд 358. Направления деятельности социального педагога
Слайд 369. Виды СПД
М.А. Галагузова:
социально-педагогическая работа в образовательных учреждениях,
в детских общественных
организациях,
с семьей,
с детьми,
с конфессиями
Слайд 379. Виды СПД
В.С. Торохтий:
информационно-воспитательная работа;
социально-правовая работа;
психосоциальная работа;
культурно-досуговая работа;
медико-социальная работа
Слайд 389. Виды СПД
Л.Е. Никитина:
социально-педагогическая деятельность по профилактике,
по волонтерству,
по досугу,
по консультированию
Слайд 3910. Формы СПД
(по В.С. Торохтию):
социально-педагогическая диагностика;
социально-педагогическая помощь;
социально-педагогическая поддержка;
социально-педагогическая профилактика;
социально-педагогическое консультирование;
социально-педагогическое сопровождение;
социально-педагогическая коррекция;
социально-педагогическая реабилитация;
медико-психолого-педагогический консилиум;
посредничество