Слайд 1Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника
Слайд 2Вопросы:
1.Характеристика семьи как социального воспитательного института
2.Типы семей
3.Функции семьи
4.Типичные трудности и ошибки
родителей в воспитании детей
5.Услович успешного семейного воспитания
6.Структура и состав семьи, их влияние на формирование личности ребенка
7.Различные стили семейного воспитания
8.Современные исследования по проблемам семейного воспитания детей
Слайд 31.Характеристика семьи как социального воспитательного института
Семья- группа людей, объединённых родственными отношениями.
Она характеризуется автономностью, закрытостью, функционирует по своим внутренним законам. Вместе с тем, семья не является чем-то статичным, неизменным.
Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу.
Ведущий фактор развития семьи-наличие или отсутствие детей и продолжительность брака.
Слайд 42.Типы семей
Традиционная
Детоцентрическая
Демократическая
Слайд 5Исторические типы семьи:
Патриархальная семья.
Матриархальная.
Эгалитарный тип семьи.
Детоцентрическая семья
Супружеская семья
Слайд 63.Функции семьи:
репродуктивная (биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности
в детях - в личностном);
воспитательная (социализация подрастающего поколения, поддержание преемственности культуры в обществе);
хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества);
духовного общения (развитие личностных качеств членов семьи);
социально-статусная (воспроизводство социальной структуры);
экономическая (получение материальных средств одними членами семьи от других);
сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности);
досуговая (организация совместного отдыха);
эмоциональная (получение психической защиты и поддержки);
Слайд 74.Типы неправильного семейного воспитания:
1.Отвергающий (гипоопека)
2. Гиперсоциализирующий или гиперопеки
3.Эгоцентрический.
4.Излишняя требовательность
5.Запрет на собственное
мнение
6.Эгоизм взрослого
7.Категорический запрет
Слайд 85. Условия успешного семейного воспитания:
Социальная направленность.
Семейный климат.
Личный пример родителей во всем
(отношение к обществу, труду, друг к другу, к друзьям, коллегам и т.д.).
Высокий уровень культуры быта в семье, организации семейной жизни.
Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Умение выбирать наиболее оптимальные средства, методы и приемы воспитания.
Наличие у родителей педагогического такта, равенство позиций в общении с детьми, создание положительного эмоционального фона.
Слайд 9
Высокий уровень развития и самореализованности (в том числе профессиональной) родителей.
Моральное и
материальное благополучие семьи.
Применение единых воспитательных подходов со стороны всех членов семьи.
Развитие самостоятельности, творческого потенциала ребенка, предоставление ему возможности выбора.
Развитие стремления к учению.
Применение эффективных форм поощрения (похвала, восхищение и т.д.).
Непрерывность воспитательного воздействия.
Слайд 106.Структура семьи
Структура семьи – это состав семьи и число ее членов, а
также совокупность их взаимоотношений. В понятие «структура семьи» входят:
1. состав семьи;
2. системы разных уровней (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистем, индивидуальные подсистемы);
3. основные параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи);
4. характер структурных проблем (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, тип несбалансированности семейной структуры).
Слайд 127.Стили семейного воспитания
1.Авторитарный
2.Либеральный
3.Демократический
Слайд 138.Современные исследования по проблеме семейного воспитания детей
Вопросы семейного воспитания изучались многими
советскими и зарубежными педагогами, среди которых наиболее пристальное внимание мы уделили трудам А.С. Макаренка, В.А. Сухомлинского, Ю.П. Азарова и Бенджамина Спока.
Зверева О. Л. и Кротова Т. В.
Солодянкина О. В.
Арнаутова Е.П.