Слайд 1Родительское собрание
Багадаева Ольга Юрьевна,
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного
образования педагогического института «ФГБОУ ВО « ИГУ»
Слайд 2Задача педагога
Оказание помощи родителям,
получая удовольствие от воспитания,
направлять ребенка в
его эмоциональном,
нравственном и духовном развитии
и вырастить
счастливого и успешного человека.
Слайд 3Цель
Помочь педагогу
успешно организовать эффективную работу с родителями.
выстроить доверительные партнерские отношения
привлечь к
совместной работе
Помочь родителям
усовершенствовать свои методы воспитания;
выстроить доверительные взаимоотношения
с ребенком;
стать для своего ребенка надёжным другом
и помощником;
вырастить счастливого и успешного человека.
Слайд 4Рекомендации для педагогов
Важно тщательно готовиться к каждому собранию.
Оставляйте достаточно времени на
практическую часть занятия.
Помните: главная задача педагога – помочь родителям усовершенствовать свои методы воспитания.
Проявляйте уважение к мнению других.
Пусть родители свободно выражают свои убеждения и задают вопросы по поводу воспитания детей.
Не бойтесь выражать собственное мнение, когда это уместно, или, если вас об этом спросили.
Не забывайте о свободе выбора родителей и детей.
Слайд 5Нетрадиционные формы проведения родительских собраний:
«Педагогическая лаборатория».
«Читательская конференция».
«Аукцион».
«Семинар –
практикум».
«Душевный разговор».
«Мастер – класс».
«Ток – шоу».
«Вечера вопросов и ответов».
«Мастер-класс»
Слайд 6Элементы собрания
Основные идеи
Цели занятия
Ключевые понятия
Информация для педагога
Подготовка и необходимые материалы
Начало занятия
Ход занятия
Окончание занятия
Родительский дневник
Материалы для углубленного изучения (индивидуализация)
Слайд 7Какие ассоциации вызывает словосочетание
«Родительское собрание»?
Каким должно быть идеальное родительское собрание?
Слайд 8Каким должно быть идеальное родительское собрание
Интересным
Нацеленным на нужды и потребности родителей,
учитывает их мотивы
Неформальная обстановка – то есть точно не придется тупо что-то писать сидя на жестких стульях и глядя соседу в спину, пытаться услышать ведущего.
Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую работу
На собрании будет разработан образовательный продукт
Спикерство в группах и возможность быть каждому услышанным.
Смена ведущих
Наглядность
Режим динамичных объектов – то есть наглядность и информация будет размещаться не только на фронтальной стене, но и по бокам, сзади сверху и снизу
Мотивирующим и вдохновляющим на дальнейшую деятельность.
Легким для восприятия
Слайд 9Методы активизации родителей
«Мозговой штурм».
«Реверсионная мозговая атака, или Разнос».
«Список прилагательных
и определений».
«Коллективная запись».
«Запись на листах».
«Эвристические вопросы».
Решение проблемных задач
Ролевое проигрывание семейных ситуаций
Тренинговые игровые упражнения и задания
Анализ родителями поведения ребенка
Обращение к опыту родителей.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности
Моделирование поведения в игровой обстановке.
Слайд 10«Каков ваш стиль воспитания?»
Тест на определение стиля воспитания «Как вас воспитывали
родители?»
Ответьте на вопросы теста о том, как вас воспитывали ваши родители. Возможно в вашей семье использовались несколько методов, выберите тот, который оказал на вас наибольшее влияние
Суммируйте полученные баллы в нечетных вопросах, запишите сумму
Суммируйте полученные баллы в четных вопросах, запишите сумму
Отметьте число полученное за нечетные вопросы на оси Х
Отметьте число полученное за четные вопросы на оси Y
Обозначьте точку пересечения этих чисел на графике. Сектор, где они пересекаются, представляет ваш стиль воспитания.
Слайд 11«Каков ваш стиль воспитания?»Каждый стиль – это сочетание двух взаимозависимых аспектов
воспитания.
Первый аспект: Контроль: Контроль у нас представлен горизонтальной осью X. Это аспект воспитания, в котором родитель старается корректировать поведение ребенка. Контроль – это направление, надзор и коррекция. Родители готовы и способны идти на конфронтацию с непослушным ребенком. В тесте на определение стиля воспитания элементы контроля представлены в пунктах с нечетными номерами.
Второй аспект: Поддержка: Поддержка представлена вертикальной осью Y. Здесь упор делается на автономию, самоконтроль и индивидуальность ребенка. Родитель видит нужды и требования ребенка и реагирует соответствующим образом. Поддерживающих родителей заботит эмоциональное здоровье ребенка. В тесте на определение стиля воспитания элементы поддержки представлены в пунктах с четными номерами.
Слайд 12 Стили воспитания
Поддержка
Контроль
Слайд 13Направления роста родительской компетенции.
ПОТАКАЮЩИЙ Повысьте степень контроля, удовлетворяйте потребности ребенка в
системе и дисциплине
НАПРАВЛЯЮЩИЙ Продолжайте гармонично сочетать поддержку и контроль
ОТСТРАНЕННЫЙ Уделяйте время ребенку, поставьте на первое место потребности ребенка, а не свои собственные
ДОМИНИРУЮЩИЙ Больше слушайте, поддерживайте и проявляйте заботу, ослабьте контроль и предоставьте больше свободы
Слайд 14Стили воспитания
работа в малых группах
В чем нуждаются дети родителей разных стилей?
Сформулируйте
лозунг-призыв от имени детей родителям определенного стиля воспитания.
Слайд 15«В чём больше всего нуждается ребёнок?»
Многочисленные исследования в области психологии и
физиологии доказывают, что величайшая потребность ребенка – потребность в любви, особенно в родительской любви. Судя по всему, человек был создан с этой потребностью – быть любимым.
Как вы выражали любовь своим детям, близким или воспитанникам в течение последнего дня?
Запишите ответ в тетради
Слайд 16Пять языков Любви
Авторы концепции
Гэри Чепмен
Росс Кэмпбелл
Слайд 17Пять путей к сердцу ребенка
1. Слова одобрения
Похвала
Комплименты
Ободрение
Одобрение
Ласковые слова
Слайд 18Пять путей к сердцу ребенка
2. Время проведенное вместе
Дарить внимание
Вместе делать интересные
ему вещи
Играть и развлекаться
Сотрудничать
Разделять интересы и увлечения
Слайд 19Пять путей к сердцу ребенка
3. Подарки
Дорог не подарок, дорого внимание
Вы помнили
о нем
Вы приготовили нечто особенное по случаю или «просто так»
Вы осуществили желание, мечту
Нужное ребенку
Слайд 20Пять путей к сердцу ребенка
4. Забота, обслуживание, помощь
Уход каждый день
Знать любимые
блюда
Помнить о предпочтениях в одежде
Создавать уютную атмосферу
Оказывать помощь
Слайд 21Пять путей к сердцу ребенка
5. Прикосновения
Ласка, укачивания
Поцелуи и объятья
Массажи, щекотка
Борьба и
«возня» (телесные игры)
Поглаживания и похлопывания
Слайд 22«Твердое основание любви»
Каковы последствия родительского стиля воспитания для будущего ребенка?
Слайд 23«Родительское слово или как сказать, чтобы услышали»
Задание: пройтись по залу и
найти и взять одно «знакомое» высказывание, которое возможно вы…
слышали от своих родителей
сами говорили детям
слышали как говорят другие родители…
Перевернуть карточку, прочесть, вернуться в свою группу и, прежде чем сесть, объяснить, почему высказывание на зеленой стороне карточки будет более приемлемым
Сесть на свое место.
Слайд 24«Разве можно научить ребёнка слушать?»
Внимательно слушайте инструкцию, помните, что вы не
можете задавать вопросы и переговариваться с другими.
Слайд 25«Разве можно научить ребёнка слушать?»
Как вы себя чувствовали?
Понравилось ли вам так
рисовать?
Что бы вам помогло нарисовать лучше?
Слайд 26«В чём разница между
наказанием и дисциплиной?»
Заполните часть таблицы ответив на
вопросы.
Слайд 27«В чём разница между наказанием и дисциплиной?»
Выслушайте участников других групп и
заполните общую таблицу
Слайд 29Решение проблемных ситуаций
Обсудите предложенную проблемную ситуацию в группе
Найдите такое решение, которое
позволит дисциплинировать ребенка:
Научит вести себя более ответственно, будет ориентировано на правильное поведение в будущем, будет продиктовано вашей обеспокоенностью, любовью, желанием защитить от ошибок, выражать доверие.
Вызовет в ребенке благодарность, осознание вины, разовьет уважение и ответственность
Слайд 30Задания для обсуждения
Света 4 года. Раскрасила маминым лаком для ногтей два
стула и кресло (на большее бутылька не хватило), как поступите?
Кирилл 5 лет. Разбил бабушкину любимую (дорогую, как память) вазу, когда пытался без разрешения взять конфеты, как поступите?
Лиза 6 лет. Ныла в супермаркете, выпрашивая чипсы и кириешки, кричала, что не выйдет из магазина. Как поступите?
Егор 7 лет. Унес в садик похвастаться бабушкин телефон, пока она спала, как поступите?
Слайд 31Деловая игра «Приглашение»
Какие чувства у вас вызывает словосочетание «родительское собрание»?
Как
вас надо пригласить на родительское собрание, чтобы вы точно пришли, на какое собрание вы точно придете?
Создайте приглашение для родителей в оригинальном творческом стиле
Слайд 32Создайте приглашение для родителей в стиле
Рекламного объявления – расскажите о том,
почему без этого родительского собрания нельзя воспитать ребенка, какие проблемы решатся, какие потребности будут удовлетворены
Трейлера к фильму – какие сюжеты будут представлены, какие новые открытия предстоят, какие герои, звезды будут, какие спецэффекты ощутят.
Вредного совета в стиле Григория Остера – например, почему родитель может не приходить на это родительское собрание, как ему можно использовать сэкономленное время и как «изворотливо» отговориться от посещения родительского собрания, какие последствия ожидают, если родитель не придет и как можно прожить без психолого-педагогических знаний и родительских навыков, которые можно обрести на собрании.
Приглашения устами младенца (от лица ребенка) – что бы сказали дети своим родителям, почему они хотят увидеть их в группе, что дети приготовили родителям, почему для них важно присутствие мамы или папы на этом собрании.
Слайд 38Маркеры эффективности работы с родителями
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного
процесса с детьми;
возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Слайд 39Рефлексивный анализ «Рыбалка»
Заполните таблицу
Улов, рыба – что я узнал и чему
научился
Море – где я плавал, чтобы это поймать – источники информации, которые были наиболее востребованы
Сети – какими способами и учебными действиями я воспользовался для повышения своей компетентности
Лодка – насколько я комфортно чувствовал себя в процессе обучения
Уха – где я смогу применить то, что узнал и освоил.
Шторм – что может мне помешать применить эти умения
Жилет – что поможет мне преодолеть помехи, возникшие на моем пути к применению освоенного
Якорь – главная причина, ради которой мне нужно использовать полученные навыки
Слайд 40Неформальное профессиональное объединение педагогов
Клуб профессиональной поддержки
«Мечтатели»
Действует с февраля 2016 года
Еженедельные встречи
Среда с 18:00 до 20:30
Каждая вторая среда месяца посвящена занятиям по программе для родителей «Будущее Вашего ребенка»
Адрес: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д. 109, 3й подъезд, Цокольный этаж.
Помещение МРО «Иркутская Библейская Церковь».