Слайд 1Научная работа на тему:
“Разработка системы стимулирования студентов к повышению своей познавательной
активности”
Студентки 2 курса группы 14-ФЭо-1Э
Ротт Анны Альбертовны
Руководитель научной работы
к.э.н. доцент Гапоненко Артем Васильевич
Слайд 2
Современный студент все меньше реагирует на чисто интеллектуальную составляющую стимулирующего воздействия
со стороны преподавателя, как правило, связанную с опасением не ответить на вопрос, не решить задачу, которое порой блокирует его познавательную активность, тем временем обучающийся становится все более восприимчив к «образу» удовольствия (от появления новых знаний, умений, навыков), если этот образ затронет его эмоционально-чувственную сферу. В связи с этим назрела острая необходимость пересмотра способов стимулирования студентов к повышению их познавательной активности.
Слайд 3В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
выявлены особенности познавательной
активности студентов;
осуществлен поиск оптимальных подходов к индивидуализации процесса обучения;
исследована взаимосвязь уровней развития личности с глубиной проникновения студента в предметную область дисциплины;
изучены способы стимулирования познавательной активности по уровням развития личности студента;
рассмотрена роль рабочей тетради как предметно-знакового средства повышения познавательной активности студентов;
раскрыты особенности дистанционной информационно-образовательной среды как инструмента поддержки студенческой активности;
составлена анкета, проведен анкетный опрос студентов, обработаны его результаты.
Слайд 4
Этап развития личности, опора на эмоционально-чувственные переживания, самостоятельный поиск путей решения
различных учебных задач и ситуаций является ядром процесса познания, а систематическое выполнение работ студентами обеспечивает развитие их самостоятельности, формирует навыки самообразования, самоконтроля и самокоррекции, развивает мышление студентов, способствует развитию их познавательной активности в целом.
Индивидуализация процесса обучения должна опираться на знание познавательных способностей и эмоционально-чувственных реакций, характерных для соответствующих уровней развития личности студента. Важно помнить, что каждому уровню присущи свои особенности мировоззрения (мотивы и стереотипы поведения, специфическая интерпретация «причин-следствий» происходящих событий и т.д.), включающие эмоционально-чувственные предпочтения и привычки, удерживающие обучающегося именно на этом уровне.
Слайд 5
Разработка рабочей тетради является современным способом ведения учебного процесса. Занятия проходят
более разнообразно, и, как следствие – повышенный интерес аудитории, возможность исправлять ошибки, когда они делаются. Такой тип обучения подходит для студентов всех факультетов. Применение рабочей тетради улучшает качество образования и повышает эффективность учебного процесса.
В работе с тетрадью реализованы дидактические принципы обучения: целостность, структурность, преемственность. Выражены системность, действия по творческому развитию личности студента и создание необходимых условий прогресса в учебной деятельности.
Слайд 6
В процессе исследования, для изучения мнения студентов о причинах их
низкой познавательной активности и способах её увеличения, нами был применен анкетный опрос. Было опрошено по 15 человек 4-х курсов, разных направлений подготовки и профилей.
Исследование показало, что приблизительно 30 % опрошенных неудовлетворенны имеющейся организацией учебного процесса
Это объясняется тем, что в некоторых дисциплинах материал повторяется. Ряд предметов является теоретическим, нет практического применения. Это свидетельствует о том, что необходимо искать пути разрешения данной проблемы, которая является предвестником потери популярности российского образования среди абитуриентов.
Слайд 7
Так же выявлено активное желание студентов участвовать во внеучебной деятельности университета,
такой как организованные поездки, спортивные соревнования, различные конкурсы и конференции. Из чего следует , что при мотивировании студента обязательно следует учитывать уровень развития его личности, обратить внимание, как на интеллектуальные способности, так и на эмоционально - чувственные переживания, вовлекающие его в творческий процесс.
Слайд 8
Вовлеченность студентов в учебный процесс уменьшается к концу образовательного процесса, об
этом свидетельствуют результаты анкетирования. Студенты 1 и 2 курсов значительно больше готовы уделять свое время учебе, изучают дополнительную литературу и самообразовываются. Это объясняется тем, что учащиеся начинают самостоятельную жизнь, где им приходится больше работать, устают от рутинного познания дисциплин, кто то поступает на второе высшее образование, другие заводят семью.
Слайд 9
Как один из вариантов решения проблемы, можно ввести систему поощрений и
санкций. Конкурс за лучшее посещение учебы и высокий рейтинг успеваемости. Лучшие из лучших получают какое либо поощрение для поддержания высокого уровня активности, у остальных же развивается соревновательный дух.
В качестве санкций может осуществляться повышенный контроль над степенью уважительности неявки на занятия студента, невозможность участвовать в конкурсах, стать активистом, дополнительная отработка пропущенных по неуважительной причине дисциплин.
Слайд 10
Создание адекватной мотивации облегчает перенос знаний в новую ситуацию, образование
связей прежнего интеллектуального опыта с приобретаемым в условиях информатизации обучения, способствует формированию и проявлению творческого объективного отношения студента к содержанию и процессу информатизации обучения, мобилизации нравственно-волевых усилий студентов, направленных на достижение ими образовательной цели.
Опыт внедрения и использования информационно-образовательного портала MLESYS показал, что, в первую очередь, применение дистанционных технологий в системе традиционного обучения позволяет студентам более эффективно осваивать учебный курс и оптимально использовать все возможности, предоставляемые как традиционным, так и дистанционным обучением.
Слайд 11
В работе нами выявлены особенности познавательной активности студентов; осуществлен поиск оптимальных
подходов к индивидуализации процесса обучения; исследована взаимосвязь уровней развития личности с глубиной проникновения студента в предметную область дисциплины; изучены способы стимулирования познавательной активности по уровням развития личности студента; рассмотрена роль рабочей тетради как предметно-знакового средства повышения познавательной активности студентов; раскрыты особенности дистанционной информационно-образовательной среды как инструмента поддержки познавательной активности студентов; составлена анкета, проведен анкетный опрос студентов, обработаны его результаты; представлены основные элементы системы стимулирования студентов к повышению своей познавательной активности.