Слайд 1Тема: «Разговор как основной метод обучения диалогической речи в повседневном общении».
Слайд 2 План:
Значение разговора воспитателя
для развития речи детей и освоения ими норм речевого общения.
Виды, тематика и содержание разговоров с детьми разного возраста.
Требования к речи воспитателя.
Приёмы формирования диалогической речи.
Общение со сверстниками как средство развития диалогической речи
Слайд 3 Литература:
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития
речи и обучения русскому языку дошкольников: Учеб.пособие для студ.высш. и сред.пед.учеб.заведений.-3-е изд.стереотип. -М.: Издательский центр «Академия». – М., 2000.- 400 с.
Ладыженская Л.А. Система работы по развитию связной устной речи. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для учащихся дошкол.пед.уч-щ / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николайчева.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1984.- 240 с.
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред.Ф.А. Сохина.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1984 .- 223 с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.- 240 с.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 288 с.
Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. ин – тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с., ил.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М.: Просвещение,1996.
Слайд 4
Разговор воспитателя- основной метод формирования диалогической речи
Слайд 5Условия эффективного влияния разговора воспитателя на развитие детей:
создание доброжелательной атмосферы;
обеспечение
эмоционального благополучия;
личностно-ориентированный подход.
Слайд 6Цели разговора воспитателя с детьми:
исправлять ошибки;
давать образец правильной речи;
развивать навыки
диалогической и монологической речи.
Слайд 7 Виды разговоров:
По количеству детей:
Коллективные;
Индивидуальные.
По наличию цели:
Преднамеренные -планируются воспитателем заранее;
Непреднамеренные
– возникают по инициативе детей или воспитателя во время прогулок, игр, режимных процессов.
Слайд 8Тематика и содержание разговоров определяются
задачами воспитания;
возрастными особенностями детей.
Слайд 9Особенности разговора воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста:
круг разговоров связан с
тем, что окружает детей;
преобладание индивидуальных разговоров;
использование наглядного материала(игрушки, картинки, животные из уголка природы);
допустимы коллективные ответы.
Слайд 10Особенности разговора воспитателя с детьми среднего и старшего дошкольного возраста:
тематика разговоров
расширяется за счет новых знаний и опыта
преобладание коллективных разговоров;
способны дольше слушать других и говорить сами;
повышенные требования к поведению детей во время разговора (должны говорить спокойно, четко, не торопясь, поочередно).
Слайд 11Требования к речи воспитателя:
учитывать возрастные особенности детей:
не злоупотреблять ласкательными, уменьшительными суффиксами;
не
должен допускать неточностей, небрежностей в речи;
речь должна быть эмоциональной, образной, культурной.
недопустимы молчаливое рассматривание предметов, молчаливое выполнение просьб молчаливых детей.
Слайд 12 Приемы:
прием словесных поручений;
совместная деятельность;
дидактическая игра;
подвижные
игры;
создание речевых ситуаций.
Слайд 13Особенности контактов со сверстниками:
главная особенность - яркая эмоциональная насыщенность ;
нестандартность, отсутствие
жестких норм и правил ;
преобладание инициативных высказываний над ответными ;
общение значительно богаче и разнообразнее по своим функциям.