Слайд 1ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
(ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
Мельникова Елена Валерьевна,
доцент
кафедры педагогики и образовательных технологий
ФГБОУ ВПО «ИвГУ», к.п.н.
26 февраля
Иваново, 2015
Слайд 2П. 14 ФГОС ООО
Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего
образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
Слайд 3п. 18.2.1. ФГОС ООО
Программа должна содержать:
1) цели и задачи программы, описание
ее места и роли в реализации требований Стандарта;
2) описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;
3) типовые задачи применения универсальных учебных действий;
4) описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
Слайд 4п. 18.2.1. ФГОС ООО
Программа должна содержать: (продолжение)
5) описание содержания, видов и
форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;
6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;
7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;
8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;
9) описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;
10) систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;
11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.
Слайд 5Структура программы:
Введение
Цели, планируемые результаты
Условия и механизмы развития УУД
3.1 Принципы организации образовательной
деятельности
3.2 Технологии, методы и приемы развития УУД в основной школе
3.3 Проектная деятельность
3.4 Исследовательская деятельность
3.5 Формирование ИКТ – компетентности обучающихся
3.6 Формирование основ читательской компетенции.
Условия, обеспечивающие качество развития УУД
4.1 Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования УУД
4.2 Оценка сформированности УУД у обучающихся основной школы
Слайд 6Раздел I. Введение
Актуальность реализации программы.
Описание места и роли программы в
реализации требований стандарта.
Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий.
Состав универсальных учебных действий учетом возрастных психологических особенностей подростков.
Системно - деятельностный подход, как методологическая основа формирования универсальных учебных действий.
Слайд 7Актуальность
Требования новой парадигмы образования
Востребованность в документе, описывающем номенклатуру УУД, систему работы
школы, ориентированной на формирование УУД.
Источники:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 8 Запросы общества
Смена парадигмы образования
Приоритет развивающего потенциала образования
Сохранение
единства образовательного пространства, преемственность образования
Успешная социализация учащихся
Универсализация содержания образования
Актуальность программы развития УУД
Слайд 9п. 18.2.1. ФГОС ООО
Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных
умений и навыков) на ступени основного общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на:
реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;
повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Слайд 10Описание места и роли программы в реализации требований Стандарта
Программа развития универсальных
учебных действий на ступени основного образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно – воспитательных программ и служит основой для разработки программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.
Слайд 11Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий
Понятие, функции УУД
описаны в Фундаментальном ядре содержания общего образования
Состав и характеристики описаны в пособии «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли»
Слайд 12Термин
«универсальные учебные действия»
в узком смысле – совокупность способов действия учащегося (а
также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 13Универсальные
учебные действия (УУД)
обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию
посредством
сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Слайд 14Функции УУД
1.Создание условий для саморазвития и самореализации личности
готовность к непрерывному
образованию на основе умения учиться,
формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе,
развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
Слайд 15Функции универсальных учебных действий
2. Регуляция учебной деятельности
принятие и постановка учебных целей
и задач,
поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,
контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
Слайд 16Функции универсальных учебных действий
3. Обеспечение успешности обучения
формирование целостной картины мира
формирование компетентностей
в любой предметной области познания
усвоения знаний, умений и навыков
Слайд 17Схема взаимосвязи универсальных учебных действий
Слайд 18Состав универсальных учебных действий с учетом возрастных психологических особенностей подростков
Развитие системы
универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личности и познавательной сфер подростка.
Источники:
Примерная программа ООО
Пособие «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли»
Слайд 19В основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде –
личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных – положены:
концепция структуры и динамики психологического возраста (Л.С. Выготский)
теория задач развития (Р. Хевигхерст),
что позволит реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевым в определении умения учиться для основного общего образования.
Слайд 20Системно - деятельностный подход как методологическая основа развития универсальных учебных действий
Понятие
системно-деятельностного подхода
Роль системно-деятельностного подхода в развитии УУД
Слайд 21Цель и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию УУД в
основной школе
Примеры формулировки цели: 11, 21, 2, 3,
Задачи конкретизируют цель, отражают основные направления деятельности школы по формированию УУД: организация деятельности по развитию УУД в урочной и внеурочной деятельности, формированию проектно - исследовательской компетенции, ИКТ – компетенции учащихся, читательской компетенции, организация методической подготовки педагогов по вопросам формирования УУД.
Примеры формулировки задач: 1
Общие формулировки по описание результатов, ссылка на раздел программы «Планируемые результаты».
Раздел II. Цель, задачи, планируемые результаты
Слайд 22Цель программы:
Создание условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательного процесса,
обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся.
Слайд 23Цель программы:
Обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию, и
саморазвитию, а также реализация системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта.
Слайд 24Цель программы:
Создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся.
Организация системы мероприятий
по формированию УУД.
Определение механизмов формирования УУД в условиях реализации ФГОС ООО.
Слайд 25Задачи программы:
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения
предметных дисциплин.
Формирование УУД во внеурочной деятельности.
Организация проектно-исследовательской деятельности, как приоритетного направления работы школы в развитии УУД.
Организация деятельности по развитию ИКТ – компетентности и читательской компетенции.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования УУД.
Слайд 26
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и «незнания»
Ценностная
и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Слайд 273.1 Принципы организации образовательной деятельности
3.2 Технологии, методы и приемы развития УУД
в основной школе
3.3 Проектная деятельность
3.4 Исследовательская деятельность
3.5 Механизмы формирования ИКТ – компетентности обучающихся
3.6 Методы развития читательской компетенции обучающихся
Раздел III. Условия и механизмы
развития УУД
Слайд 283.1 Принципы организации образовательной деятельности
Реализация системно-деятельностного подхода
Новая трактовка принципов обучения
Научность
Доступность
Прочность
Наглядность
Связь теории
и практики
Сознательность и активность
Ориентированность на результат
Сотрудничество
Системность
Преемственность
Слайд 293.2 Технологии, методы и приемы развития УУД в основной школе
Учебные ситуации
(ситуация-проблема , ситуация-иллюстрация , ситуация-оценка , ситуация-тренинг )
Типовые задачи
Педагогические технологии:
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Технология проектной деятельности учащихся
Метод исследования
ИКТ
Проблемное обучение
Технология дискуссий
Технологии групповой работы и др.
Слайд 30Учебные ситуации, типовые задачи
Понятие
Применение учебных ситуаций, типовых задач на предметном содержании
и в ходе внеурочной деятельности.
Слайд 31Педагогические технологии
Педагогические технологии в аспекте реализации системно - деятельностного подхода.
Описание категорий
УУД, формируемых в результате использования педагогических технологий
Слайд 323.3 Проектная деятельность
Понятие
Содержание – типы проектов, проектная деятельность на уроке, во
внеурочной, внешкольной деятельности
Система мероприятий – описание организации проектной деятельности на предметном содержании: дисциплины, реализующие проектную деятельность, типы проектов, описание мероприятий по организации, осуществлению различных типов проектов во внеурочной деятельности, рассмотреть возможности внешкольного взаимодействия
Система оценивания – критерии оценивания проектной работы.
Слайд 333.4 Исследовательская деятельность
Понятие
Содержание – формы организации учебно-исследовательской работы на урочных занятиях
и внеурочной деятельности.
Система мероприятий – организация исследовательской деятельности на уроке, типы исследований, система мероприятий по организации исследовательской работы во внеурочной деятельности.
Система оценивания – критерии оценивания сформированности исследовательских навыков.
Слайд 343.5 Механизмы формирования ИКТ – компетентности учащихся.
Понятие ИКТ - компетентности
Содержание –
методы, формы работы, ориентированные на развитие ИКТ - компетентности
Система мероприятий – в соответствии с планируемыми результатами продумать возможности внедрения ИКТ – технологий на уроках, предусмотреть возможности внеурочной деятельности в формировании ИКТ – компетентности учащихся – курсы, актуализация дистанционного обучения, сетевых форм взаимодействия и т.д.
Система оценивания – критерии и методы оценивания.
Слайд 353.6 Формирование читательской компетентности
Понятие читательской компетентности
Содержание – виды и типы чтения
Система
мероприятий – описание условий организации эффективного обучения чтению
Система оценивания – уровни грамотности чтения, методы оценивания.
Источники:
Пособие «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли»
Слайд 36
4.1 Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования УУД
Система мероприятий
по методической подготовке педагогов
Раздел IV. Условия, обеспечивающие развитие УУД
Слайд 374.2 Оценка сформированности УУД
у обучающихся основной школы
- Мониторинг качества развития
УУД: критерии и способы оценки сформированности УУД
Возрастно-психологические нормативы развития УУД
Диагностический инструментарий для оценивания уровня сформированности УУД
Слайд 38ФГОС ориентирован на становление
личностных характеристик выпускника
(«портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
(п. 6 ФГОС ООО)
Слайд 39 УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.
Важно
создать новые условия для такой деятельности.
Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую образовательно-информационную среду.
Слайд 40
Системно-деятельностный подход
средства
Готовность педагога
Материально-техническое оснащение
Опытно-экспериментальная деятельность
Информационная среда
Финансовое стимулирование
ресурсы
Родительское сообщество
Педагогический коллектив (учителя-предметники, логопеды,
психологи, администрация, врач и др.)
Модель реализации программы
вход
выход
процесс
Программа формирования универсальных учебных действий
Портрет выпускника основной школы
Личностно-деятельностный подход
КТД
урочная
внешкольная
внеурочная
любящий свой край и своё Отечество,
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, активно и заинтересованно познающий мир, умеющий учиться, социально активный, уважающий закон и правопорядок, уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни,
ориентирующийся в мире профессий.
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Личностные
Взаимообучение
служба взаимопомощи
Методологические
Технологические
Средства социализации
УМК «Школа России», «Школа 2100» и др.
Интегрированное портфолио
Научное общество учащихся
Система типовых задач по развитию УУД
Социальные партнеры
Проектная и исследовательская деятельность
Обучающиеся
Слайд 41Проблемы, затруднения
Недостаточная готовность учителей принять инновационный характер ФГОС;
Трудности с разработкой индикаторов
промежуточного мониторинга достижений обучающихся в условиях ФГОС ООО;
Проблемы в разработке критериев оценки универсальных учебных действий.