Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Мичуриной Юлии Владимировны
ГОУ ЯО «Рыбинская школа-интернат № 1»
На тему:
«Программа логопедических занятий
с детьми с ОВЗ»
Слайд 2Краткая характеристика жанра работы:
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное
место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Слайд 3Цель и задачи программы
Цель программы- коррекция дефектов устной и письменной речи
учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Слайд 4Методологические и теоретические
основы программы
Как и любая программа, “Программа
логопедических занятий для учащихся 1-7 классов школы VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Слайд 5Теоретические положения программы
Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С.
Выготскому)
Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.
Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности речевого дефекта.
Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
Современные научные положения о тесной связи в развитии перцептивных и моторных функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др.); теория взаимодействия речевой и ручной моторики (М.М. Кольцова, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Фомина и др.).
Принцип дифференцированного подхода.
Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
Кроме того, в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и др.
Слайд 6Основное содержание:
Программа состоит из следующих разделов:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
-
коррекционная работа на лексическом уровне;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи.
Слайд 7Адресат программы
Учащиеся с речевыми нарушениями, испытывающие затруднения при овладении устной и
письменной речью.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Слайд 8Условия организации коррекционно-развивающей работы.
Кабинет логопеда, зеркало, индивидуальные зеркала, тетради для индивидуальной
работы, краски, карандаши, наглядный, дидактический материал.
Слайд 9Методы и средства оценки результативности коррекции.
Динамика развития звукопроизношения, устной речи, письма,
чтения выявляется при сравнении начального уровня (при поступлении ребенка на логопункт) с уровнем развития, достигнутом на определенном временном отрезке (конец четверти, этапа, полугодия, года и др.).
В качестве диагностических материалов могут быть использованы контрольные и проверочные работы, включающие в себя: диктанты, списывания, тесты, проверку техники чтения и др. (по усмотрению логопеда).
Слайд 10Методы работы:
Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы
коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:
1.конструктивные - во время работы по уточнению оптикопространственнных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);
2.творческие — во время работы по формированию звукобуквенного анализа и синтеза.
3.игровые.
4.наглядно — демонстрационные.
Слайд 11Формы организации деятельности учащихся
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная
Слайд 12Прогнозируемые результаты
Проводимое коррекционное воздействие организует учебную деятельность учащихся с
недостатками речевого развития, поможет им успешно преодолеть имеющуюся речевую патологию, а также естественные трудности школьного обучения в целом. Таким образом, логопедическая работа по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников будет способствовать формированию коммуникативной культуры, вооружит детей средствами познания, развития мировоззрения и чувств, т.е. универсальными учебными действиями.