Слайд 1Проектный метод как вариант интеграции
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Сущность проектного метода
В основе метода – опора на поисковое поведение ребенка.
Исходный
                                                            
                                    пункт обучения внутри проекта – детские интересы
Содержание проекта отражает различные стороны жизни ребенка
Дети сами определяют задачи и их выполняют
Проект – слияние теории и практики
Продуктивный характер: презентация продуктов как заключительный этап проекта
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ 
Тема проекта: _______________ 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Чтобы дети ориентировались в ходе проекта, не забывали задачи, анализировали результаты
                                                            
                                    и продукты – можно создать тематическую доску (панель):
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Примерная структура (этапы) проекта
Мотивационно-целевой этап (предоставление информации о проекте и возможности
                                                            
                                    участия в нем):
Определяется суть мероприятия (проблема, гипотеза)
Дети мотивируются на участие в проекте (решение проблемы)
2.  Проектировочно-организационный этап (подготовка проекта):
Определяются задачи (детские), продукты проекта, выбираются партнеры совместной деятельности, алгоритм деятельности (совместно с педагогом)
Содержательно-деятельностный этап (проведение проекта)
Оценочно-рефлексивный этап — подведение итогов и презентация проекта
МОЖНО ОБЪЕДИНЯТЬ 1 и 2 ЭТАПЫ, Т.К. ОНИ ОЧЕНЬ ТЕСНО ВЗАИМОСВЯЗАНЫ
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Типы проектов в ДОУ
По доминирующему методу
Исследовательские и информационные:
Цель - организовать исследование
                                                            
                                    детей по определенной проблеме, собрать информацию об объекте, явлении, образе.
Особенности:
четкая структура;
обозначенность целей;
наличие гипотезы;
актуальность и 
социальная значимость 
содержания для всех участников;
 комплекс методов получения и обработки информации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Эффективный способ разработки исследовательских и информационных проектов – модель «трех вопросов»
Что
                                                            
                                    мы знаем? Проводится обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о предмете или явлении по теме проекта (можно записать ответы детей);
Что мы хотим узнать? Ответы детей на этот вопрос – основа постановки задач проекта (так же можно записать) 
Как узнать? уточняет способы сбора информации 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 9Информационно-исследовательский проект «Поможем бабушке Федоре вернуть посуду» для детей средней группы
База:
                                                            
                                    МДОУ «Детский сад
комбинированного вида 
№ 102» г. Череповца
Руководитель проекта –
воспитатель Дьякова Д.В. 
Участники: дети, воспитатели 
и родители средней группы №18. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10  Цель: Способствовать развитию коммуникативных творческих способностей детей среднего дошкольного
                                                            
                                    возраста в речевой деятельности. 
  Задачи.
Формировать словотворческие 
способности детей.
Развивать у детей творческое 
воображение, пантомимическую и 
речевую выразительность.
Развивать у детей умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль, используя доступные драматические средства.
Формировать у детей познавательные умения: сравнивать,  анализировать,  делать  выводы, классифицировать, строить речевые обороты на основе установления причинно-следственных связей; свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать у детей эстетический вкус и нравственные качества: умение сочувствовать, сопереживать, стремление помочь.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11  1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской
                                                            
                                    работы.
Проблема исследования. Во время чтения сказок К.И. Чуковского детей заинтересовала сказка «Федорино горе». «А почему убежала посуда, мебель от бабушки Федоры?» - задавали вопрос дети. «Что можно сделать для того, чтобы этого не случилось с нами?».
 Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения педагогов с детьми, чтения литературы). Чтобы не попасть в ситуацию бабушки Федоры, необходимо научиться ухаживать за посудой и мебелью самим, а для этого – научиться различать разные предметы посуды и мебели, описывать их внешний вид и полезные качества, особенности 
  их использования и ухода за ними. 
  Чтобы «подружиться» с посудой и 
  мебелью, можно рассказывать для 
  них сказки, говорить о них добрые 
  слова.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя
                                                            
                                    поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1) ознакомиться с разными предметами посуды и мебели: научиться различать их по внешнему виду, знать особенности их использования;
2) проанализировать ситуацию, в которой оказалась Федора, найти способы ее решения и написать Федоре письмо-пожелание;
3) выразительно рассказать сказку в лицах;
3) составить рассказы – описания предметов быта.
Продукты исследования:
библиотечка сказок К.И. Чуковского;
сборник рассуждалок «Мое пожелание Федоре»;
сборник рассуждалок «Что было бы, если бы посуда к Федоре не вернулась»;
книжка – самоделка «Мой любимый герой сказок К.И. Чуковского» (рисунки и рассказы);
альбом «Подари мне словечко» («добрые» слова для посуды и мебели).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 132 этап. Организация исследования в рамках проекта.
1. Сбор, анализ и систематизация
                                                            
                                    информации:
чтение и обсуждение в рамках совместной деятельности с детьми сказок «Федорино горе», «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Тараканище»;
организация выставки книг, посвященная творчеству К.И. Чуковского;
 чтение и заучивание пословиц о предметах быта и уходе за ними;
занятие по дизайну «Обустройство избушки Федоры» (описание-планирование комнаты);
составление описательных рассказов о посуде;
игра «Разговор посуды» (звуковая 
культура речи, диалог);
беседа по речевому этикету за 
столом, праздничный этикет, гигиена 
жилища;
сюжетно-ролевые игры 
«Магазин посуды», 
«Мебельный салон» (диалог). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 142. Творческая деятельность детей:
дидактические игры на классификацию и группировку посуды и
                                                            
                                    мебели;
отгадывание загадок на тему «Посуда», «Мебель»;	
сладкий час «День рождения Чайника» (рассказы о посуде);
традиция «Подари мне словечко» (названия предметов и определения к ним);
игра «Как ты понимаешь?» (объяснение слов);
составление детьми «Рассуждалок»;
рисование «Украсим половички для Федоры» (рассказы о своем изделии);
лепка «Поможем Федоре вернуть посуду» (рассказы о своем изделии);
конструирование /ручной труд «Мебель для Федоры» (рассказы о своем изделии);
создание альбома «Посуда» (рисунки и рассказы);
драматизация отрывка сказки (диалог).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 153 этап. Презентация результатов и продуктов исследовательской деятельности:
Праздник «Как герои сказок
                                                            
                                    помогали друг другу или День рождения Мухи-Цокотухи» (драматизация отрывка сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»);
Презентация альбома «Посуда» (представление «портретов» посуды в виде рассказов);
Выставка рисунков и рассказов «Мой любимый сказочный герой дедушки Корнея». 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Информационно-исследовательский проект «Чудесная звезда» для детей подготовительной к школе группы
База: МДОУ
                                                            
                                    «Детский сад
комбинированного вида 
№ 102» г. Череповца
Руководитель проекта –
воспитатель Меньшикова В. Н. 
Участники: дети, воспитатели 
и родители подготовительной 
группы.
Интеграция областей: 
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
«Познавательное развитие», 
«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Цель: Становление у детей целостного представления о солнце и его значении
                                                            
                                    для жизни человека в процессе разных видов деятельности.
Задачи: 
Формировать у детей умения строить речевые обороты на основе установления причинно-следственных связей; свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения; отвечать на вопросы и формулировать их; дополнять и поправлять ответы.
Стимулировать интерес детей к творческому самовыражению.
Развивать у детей потребность в приобретении новых знаний в процессе исследовательской деятельности.
Формировать у детей познавательные умения: наблюдать, проводить опыты, анализировать и делать выводы.
Расширять и систематизировать знания детей о солнце, его роли в природе и жизни человека.
Воспитывать у детей находчивость и целеустремленность в решении познавательно-игровых задач.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 181 этап: Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования
                                                            
                                    
Во время работ по уходу за 
комнатными растениями дети увидели, 
что некоторые цветы плохо выглядят, 
им чего-то не хватает. Ваня высказал 
предположение о том, что растениям 
недостаточно солнечных лучей, 
которые дарят свет и тепло. Детям 
стало интересно: «Что Солнце дает 
человеку?», «Что такое Солнце?», 
«Почему у нас бывает день и ночь?», 
«Почему в одном месте на планете 
жарко, а в другом холодно?».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед
                                                            
                                    детей с родителями, чтения литературы):
Для того чтобы получить ответы на вопросы, интересующие детей, нужно собрать научную информацию о Солнце, получая ее из разных источников и в процессе общения со взрослыми и друг другом; научиться рассуждать, анализировать информацию и делать выводы. Необходимо провести опыты, эксперименты, наблюдения и обсудить их результаты. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Продукты исследования:
организация в группе мини-музея Солнца;
выставка поделок «Чудо-солнышко» с рассказами детей;
создание
                                                            
                                    книги «Сказки о солнышке» (совместное творчество детей и родителей);
пособия, фризы, изготовленные воспитателями совместно с детьми;
картотека опытов и экспериментов «Что мы узнали о Солнце».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя
                                                            
                                    поставили задачи дальнейшего исследования:
научиться рассуждать и доказывать свои мысли в разговоре с другим детьми;
 узнать как можно больше о Солнце, его значении солнца для природы и человека.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 222 этап Организация исследования:
1. Сбор, анализ и систематизация информации о 
Солнце
                                                            
                                    и планете Земля: 
чтение энциклопедий для детей («Мир вокруг нас», 
«Что? Зачем? Почему?», «Планета Земля» и др.)и 
беседы по прочитанному материалу; 
подготовка докладов по теме «Солнце»; 
чтение стихов и отгадывание 
загадок о Солнце;
наблюдения в природе за 
Солнцем и результатами его 
деятельности, обсуждение 
хода и результатов наблюдений; 
изготовление солнечных 
часов и очков: работа в парах с
организацией совместного 
обсуждения хода и результатов
работы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 232. Творческая познавательная деятельность детей:
сюжетные игры «Космические путешествия» с диалогами; 
сочинение
                                                            
                                    и чтение по ролям сказок о Солнце; 
составление загадок по технологии ТРИЗ; 
рисование солнца разными техниками и придумывание рассказов по рисунку; 
изготовление солнца из разного материала и придумывание рассказов по поделке; 
моделирование «Солнечная система» (составление плана действий по моделированию и обсуждение моделей); 
беседы с гномом - Астрономом; 
экспериментирование: обсуждение хода и результатов; 
подбор вещей для мини-музея и составление комментариев для каждого экспоната.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 243 этап. Презентация результатов и продуктов исследовательской деятельности детей:
Совместная деятельность воспитателя
                                                            
                                    и детей на 
тему «В гости к Солнышку» 
Цель: совершенствование компонентов диалогической и 
монологической речи детей в процессе исследовательской 
деятельности.
Задачи: 
Развитие речи:
Совершенствовать умение детей строить тексты 
описательного типа.
Развивать умение детей поддерживать разговор на 
предложенную тему, доказывать свою точку зрения, выражать 
свое отношение к предмету разговора.
Познавательное развитие:
Актуализировать знания детей о Солнце и Солнечной 
системе, о его роли в природе и жизни человека.
Развивать память, логическое мышление, воображение, 
зрительное восприятие.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Типы проектов в ДОУ по доминирующему методу
Творческие:
Нет детально проработанной структуры, она
                                                            
                                    только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников, подчиняясь конечному результату;
Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, праздник, концерт, панно и т.д.);
Четко продуманную структуру имеет только оформление результата (программа концерта, сценарий постановки или фильма и т.д.);
В этих проектах может доминировать определенный вид творчества (изобразительное, музыкальное, художественно-речевое, театральное), а все остальные виды деятельности его обогащают, или все виды творческой деятельности равноправны.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Творческий проект «Музыкальная сказка»
для детей старшего дошкольного возраста
База: МДОУ «Детский сад
общеразвивающего
                                                            
                                    вида №» г. Череповца
Руководитель проекта – Алексеева Т.П.
Участники: дети и воспитатели старшей группы, музыкальный
руководитель.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Цель: Создание условий для развития у детей способности создавать сказочные образы
                                                            
                                    в процессе разных видов художественной деятельности.
Задачи:
Развитие у детей умений развивать сказочный сюжет по заданной теме, создавать выразительный образ персонажа, пользуясь речевыми средствами выразительности;
Развитие у детей умений передавать сюжет и образы средствами изобразительной деятельности: цветом, композицией, выразительностью линий;
Развитие у детей умений соотносить характер действий, героев, настроения, движения с характером музыки.
Воспитание у детей эстетического вкуса и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Проблема – Скоро Новый год. В подарок малышам попробуем сочинить новогоднюю
                                                            
                                    сказку, сочетая в ней слово, музыку и рисунок.
Результат деятельности – музыкальная сказка с иллюстрациями для детей младшей группы.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Основные этапы проекта и виды деятельности детей:
1 этап: Сочинение сказки.
Выбор темы
                                                            
                                    (о чем будет сказка?),
Выбор героев,
Развитие и изменение сюжета и дополнение сказки героями,
Промежуточный вариант сказки и определение ее названия.
Особое внимание обращается на создание образа каждого героя 
(Какой он? Что говорит? 
Как относится к другим героям? 
Как двигается? Что чувствует?)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Основные этапы проекта и виды деятельности детей:
2 этап: Иллюстрирование сказки.
Зачитывание промежуточного
                                                            
                                    варианта сказки;
Выбор детьми отрывков для иллюстрирования;
Обсуждение композиции рисунка и характера героев;
Рисование по выбранной теме;
Анализ рисунков и внесение в текст сказки изменений (обогащение образов, усложнение сюжета и пр.) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Основные этапы проекта и виды деятельности детей:
3 этап: Музыкальное сопровождение сказки
Чтение
                                                            
                                    сказки по частям, просмотр иллюстраций (рисунков детей) и подбор к каждой части музыкального сопровождения.
Муз. рук-ль предлагает к каждой части по 2-3 варианта музыкального сопровождения. Дети анализируют характер музыкальных произведений и содержание части (характер героев, их действия, их настроение) и выбирают наиболее оптимальный вариант.
Корректировка содержания сказки.
 Чтение окончательного варианта с музыкальным сопровождением и иллюстрациями.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Основные этапы проекта и виды деятельности детей:
4 этап: Презентация результатов проекта
Чтение
                                                            
                                    сказки по ролям детям младшей группы с показом иллюстраций и музыкальным сопровождением;
Включение сказки в новогодний утренник.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Типы проектов в ДОУ 
По доминирующему методу
Игровые (приключенческие):
Структура только намечается;
Участники берут
                                                            
                                    на себя определенные роли: литературных персонажей, выдуманных героев в придуманных ситуациях;
Проекты строятся по принципу развивающейся интриги: дети строят догадки, 
предположения, прогнозируют
результат;
Высокая степень творчества;
Ведущий вид деятельности – 
ролево-игровая.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Варианты начала игрового проекта
Исчезновение объекта :пропал Дед мороз, папка с нотами,
                                                            
                                    песня и т.д. Организуется поиск пропавшего объекта (отправляемся в космическое или морское путешествие). В процессе поиска педагог продумывает разнообразные проблемно-игровые ситуации, предлагая детям «игровые позиции» (пришло письмо, выловили из моря бутылку, оказались на острове и пр.).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35Варианты начала игрового проекта
Появление нового объекта (героя): пришел пират, вирус, новая
                                                            
                                    мелодия, нота, сундук с … Организуется выяснение причин появления и анализ объекта, поиск вариантов использования или преобразования (что нам делать с этой мелодией, нотой, сундуком; как его использовать?) Дети в проекте обязательно действуют в соответствии с определенной ролью (моряк, композитор, зайчик, повар)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36Варианты начала игрового проекта
Обыгрывание какого-либо события в жизни детей (праздник, памятная
                                                            
                                    дата, наступление нового сезона). Дети изображают литературных или выдуманных персонажей в проблемных ситуациях, предлагаемых педагогом. 
Например, в День 
космонавтики, дети устраивают
 космическое путешествие, 
весной можно устроить день
 птиц, когда дети изображают
персонажей, связанных с
жизнью птиц..
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37Игровой проект «Волшебный сундук»
Цель – Создание условий для развития творческих способностей
                                                            
                                    детей в игровой деятельности.
Задачи:
Развитие у детей способности передавать в роли характер героя, особенности его движения и речи.
 Развитие у детей способности соотносить образ героя с характером деятельности, звука музыкального инструмента и характером музыкального произведения.
Воспитание у детей 
эстетического вкуса и 
эмоциональной 
отзывчивости на разные 
виды творческой 
деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 38
Проблема: Муз. руководитель «обнаружила» в зале новый объект – сундук. Кто
                                                            
                                    его оставил? Что в нем? Дети выдвигают предположения. Сундук открывают и находят в нем «волшебные вещи»: головные уборы и музыкальные инструменты (на выбор муз. руководителя). На дне сундука – записка, в которой говорится, что сундук потеряли герои сказки …
 Сказка без этих 
вещей пропала. 
Необходимо вернуть 
сказку, а для этого 
дети должны стать 
сказочными героями.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 39Развитие сказочного сюжета
Каждый ребенок надевает головной убор и дети обсуждают какой
                                                            
                                    это может быть герой. В зависимости от взятой роли, дети могут дополнить свой костюм характерными для нее деталями. Педагог предлагает ситуации, в соответствии с которыми дети выполняют ролевые действия, диалоги и монологи. Сказка «оживает».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 40Введение в ролевые действия разных видов деятельности (музыкальной, двигательной, продуктивной).
Педагог вводит
                                                            
                                    детей – героев в разные виды деятельности (герои трудятся, конструируют, танцуют, поют, «играют» на музыкальных инструментах «внутри» своей роли). Особое внимание обращается на соответствие характера музыки и роли. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 41Типы проектов в ДОУ 
По доминирующему методу
Практико-ориентированные
Четко обозначенный, ориентированный на социальные
                                                            
                                    интересы результат деятельности участников;
 Продуманная структура и организация работы на отдельных этапах
«Украшение елки»
«Оформление зала
(группы)»
«Создание экспозиции
музея» 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 42Типы проектов в ДОУ
По характеру контактов: внутригрупповые, межгрупповые, открытые (с семьями,
                                                            
                                    общественными организациями)
По количеству участников: индивидуальные и групповые
По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и продолжительные.