Слайд 1Проектный метод как вариант интеграции
Слайд 2Сущность проектного метода
В основе метода – опора на поисковое поведение ребенка.
Исходный
пункт обучения внутри проекта – детские интересы
Содержание проекта отражает различные стороны жизни ребенка
Дети сами определяют задачи и их выполняют
Проект – слияние теории и практики
Продуктивный характер: презентация продуктов как заключительный этап проекта
Слайд 3
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
Тема проекта: _______________
Слайд 4Чтобы дети ориентировались в ходе проекта, не забывали задачи, анализировали результаты
и продукты – можно создать тематическую доску (панель):
Слайд 5Примерная структура (этапы) проекта
Мотивационно-целевой этап (предоставление информации о проекте и возможности
участия в нем):
Определяется суть мероприятия (проблема, гипотеза)
Дети мотивируются на участие в проекте (решение проблемы)
2. Проектировочно-организационный этап (подготовка проекта):
Определяются задачи (детские), продукты проекта, выбираются партнеры совместной деятельности, алгоритм деятельности (совместно с педагогом)
Содержательно-деятельностный этап (проведение проекта)
Оценочно-рефлексивный этап — подведение итогов и презентация проекта
МОЖНО ОБЪЕДИНЯТЬ 1 и 2 ЭТАПЫ, Т.К. ОНИ ОЧЕНЬ ТЕСНО ВЗАИМОСВЯЗАНЫ
Слайд 6Типы проектов в ДОУ
По доминирующему методу
Исследовательские и информационные:
Цель - организовать исследование
детей по определенной проблеме, собрать информацию об объекте, явлении, образе.
Особенности:
четкая структура;
обозначенность целей;
наличие гипотезы;
актуальность и
социальная значимость
содержания для всех участников;
комплекс методов получения и обработки информации.
Слайд 7Эффективный способ разработки исследовательских и информационных проектов – модель «трех вопросов»
Что
мы знаем? Проводится обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о предмете или явлении по теме проекта (можно записать ответы детей);
Что мы хотим узнать? Ответы детей на этот вопрос – основа постановки задач проекта (так же можно записать)
Как узнать? уточняет способы сбора информации
Слайд 9Информационно-исследовательский проект «Поможем бабушке Федоре вернуть посуду» для детей средней группы
База:
МДОУ «Детский сад
комбинированного вида
№ 102» г. Череповца
Руководитель проекта –
воспитатель Дьякова Д.В.
Участники: дети, воспитатели
и родители средней группы №18.
Слайд 10 Цель: Способствовать развитию коммуникативных творческих способностей детей среднего дошкольного
возраста в речевой деятельности.
Задачи.
Формировать словотворческие
способности детей.
Развивать у детей творческое
воображение, пантомимическую и
речевую выразительность.
Развивать у детей умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль, используя доступные драматические средства.
Формировать у детей познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить речевые обороты на основе установления причинно-следственных связей; свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать у детей эстетический вкус и нравственные качества: умение сочувствовать, сопереживать, стремление помочь.
Слайд 11 1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской
работы.
Проблема исследования. Во время чтения сказок К.И. Чуковского детей заинтересовала сказка «Федорино горе». «А почему убежала посуда, мебель от бабушки Федоры?» - задавали вопрос дети. «Что можно сделать для того, чтобы этого не случилось с нами?».
Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения педагогов с детьми, чтения литературы). Чтобы не попасть в ситуацию бабушки Федоры, необходимо научиться ухаживать за посудой и мебелью самим, а для этого – научиться различать разные предметы посуды и мебели, описывать их внешний вид и полезные качества, особенности
их использования и ухода за ними.
Чтобы «подружиться» с посудой и
мебелью, можно рассказывать для
них сказки, говорить о них добрые
слова.
Слайд 12В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя
поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1) ознакомиться с разными предметами посуды и мебели: научиться различать их по внешнему виду, знать особенности их использования;
2) проанализировать ситуацию, в которой оказалась Федора, найти способы ее решения и написать Федоре письмо-пожелание;
3) выразительно рассказать сказку в лицах;
3) составить рассказы – описания предметов быта.
Продукты исследования:
библиотечка сказок К.И. Чуковского;
сборник рассуждалок «Мое пожелание Федоре»;
сборник рассуждалок «Что было бы, если бы посуда к Федоре не вернулась»;
книжка – самоделка «Мой любимый герой сказок К.И. Чуковского» (рисунки и рассказы);
альбом «Подари мне словечко» («добрые» слова для посуды и мебели).
Слайд 132 этап. Организация исследования в рамках проекта.
1. Сбор, анализ и систематизация
информации:
чтение и обсуждение в рамках совместной деятельности с детьми сказок «Федорино горе», «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Тараканище»;
организация выставки книг, посвященная творчеству К.И. Чуковского;
чтение и заучивание пословиц о предметах быта и уходе за ними;
занятие по дизайну «Обустройство избушки Федоры» (описание-планирование комнаты);
составление описательных рассказов о посуде;
игра «Разговор посуды» (звуковая
культура речи, диалог);
беседа по речевому этикету за
столом, праздничный этикет, гигиена
жилища;
сюжетно-ролевые игры
«Магазин посуды»,
«Мебельный салон» (диалог).
Слайд 142. Творческая деятельность детей:
дидактические игры на классификацию и группировку посуды и
мебели;
отгадывание загадок на тему «Посуда», «Мебель»;
сладкий час «День рождения Чайника» (рассказы о посуде);
традиция «Подари мне словечко» (названия предметов и определения к ним);
игра «Как ты понимаешь?» (объяснение слов);
составление детьми «Рассуждалок»;
рисование «Украсим половички для Федоры» (рассказы о своем изделии);
лепка «Поможем Федоре вернуть посуду» (рассказы о своем изделии);
конструирование /ручной труд «Мебель для Федоры» (рассказы о своем изделии);
создание альбома «Посуда» (рисунки и рассказы);
драматизация отрывка сказки (диалог).
Слайд 153 этап. Презентация результатов и продуктов исследовательской деятельности:
Праздник «Как герои сказок
помогали друг другу или День рождения Мухи-Цокотухи» (драматизация отрывка сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»);
Презентация альбома «Посуда» (представление «портретов» посуды в виде рассказов);
Выставка рисунков и рассказов «Мой любимый сказочный герой дедушки Корнея».
Слайд 16Информационно-исследовательский проект «Чудесная звезда» для детей подготовительной к школе группы
База: МДОУ
«Детский сад
комбинированного вида
№ 102» г. Череповца
Руководитель проекта –
воспитатель Меньшикова В. Н.
Участники: дети, воспитатели
и родители подготовительной
группы.
Интеграция областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Слайд 17Цель: Становление у детей целостного представления о солнце и его значении
для жизни человека в процессе разных видов деятельности.
Задачи:
Формировать у детей умения строить речевые обороты на основе установления причинно-следственных связей; свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения; отвечать на вопросы и формулировать их; дополнять и поправлять ответы.
Стимулировать интерес детей к творческому самовыражению.
Развивать у детей потребность в приобретении новых знаний в процессе исследовательской деятельности.
Формировать у детей познавательные умения: наблюдать, проводить опыты, анализировать и делать выводы.
Расширять и систематизировать знания детей о солнце, его роли в природе и жизни человека.
Воспитывать у детей находчивость и целеустремленность в решении познавательно-игровых задач.
Слайд 181 этап: Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования
Во время работ по уходу за
комнатными растениями дети увидели,
что некоторые цветы плохо выглядят,
им чего-то не хватает. Ваня высказал
предположение о том, что растениям
недостаточно солнечных лучей,
которые дарят свет и тепло. Детям
стало интересно: «Что Солнце дает
человеку?», «Что такое Солнце?»,
«Почему у нас бывает день и ночь?»,
«Почему в одном месте на планете
жарко, а в другом холодно?».
Слайд 19Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед
детей с родителями, чтения литературы):
Для того чтобы получить ответы на вопросы, интересующие детей, нужно собрать научную информацию о Солнце, получая ее из разных источников и в процессе общения со взрослыми и друг другом; научиться рассуждать, анализировать информацию и делать выводы. Необходимо провести опыты, эксперименты, наблюдения и обсудить их результаты.
Слайд 20Продукты исследования:
организация в группе мини-музея Солнца;
выставка поделок «Чудо-солнышко» с рассказами детей;
создание
книги «Сказки о солнышке» (совместное творчество детей и родителей);
пособия, фризы, изготовленные воспитателями совместно с детьми;
картотека опытов и экспериментов «Что мы узнали о Солнце».
Слайд 21В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя
поставили задачи дальнейшего исследования:
научиться рассуждать и доказывать свои мысли в разговоре с другим детьми;
узнать как можно больше о Солнце, его значении солнца для природы и человека.
Слайд 222 этап Организация исследования:
1. Сбор, анализ и систематизация информации о
Солнце
и планете Земля:
чтение энциклопедий для детей («Мир вокруг нас»,
«Что? Зачем? Почему?», «Планета Земля» и др.)и
беседы по прочитанному материалу;
подготовка докладов по теме «Солнце»;
чтение стихов и отгадывание
загадок о Солнце;
наблюдения в природе за
Солнцем и результатами его
деятельности, обсуждение
хода и результатов наблюдений;
изготовление солнечных
часов и очков: работа в парах с
организацией совместного
обсуждения хода и результатов
работы.
Слайд 232. Творческая познавательная деятельность детей:
сюжетные игры «Космические путешествия» с диалогами;
сочинение
и чтение по ролям сказок о Солнце;
составление загадок по технологии ТРИЗ;
рисование солнца разными техниками и придумывание рассказов по рисунку;
изготовление солнца из разного материала и придумывание рассказов по поделке;
моделирование «Солнечная система» (составление плана действий по моделированию и обсуждение моделей);
беседы с гномом - Астрономом;
экспериментирование: обсуждение хода и результатов;
подбор вещей для мини-музея и составление комментариев для каждого экспоната.
Слайд 243 этап. Презентация результатов и продуктов исследовательской деятельности детей:
Совместная деятельность воспитателя
и детей на
тему «В гости к Солнышку»
Цель: совершенствование компонентов диалогической и
монологической речи детей в процессе исследовательской
деятельности.
Задачи:
Развитие речи:
Совершенствовать умение детей строить тексты
описательного типа.
Развивать умение детей поддерживать разговор на
предложенную тему, доказывать свою точку зрения, выражать
свое отношение к предмету разговора.
Познавательное развитие:
Актуализировать знания детей о Солнце и Солнечной
системе, о его роли в природе и жизни человека.
Развивать память, логическое мышление, воображение,
зрительное восприятие.
Слайд 25Типы проектов в ДОУ по доминирующему методу
Творческие:
Нет детально проработанной структуры, она
только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников, подчиняясь конечному результату;
Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, праздник, концерт, панно и т.д.);
Четко продуманную структуру имеет только оформление результата (программа концерта, сценарий постановки или фильма и т.д.);
В этих проектах может доминировать определенный вид творчества (изобразительное, музыкальное, художественно-речевое, театральное), а все остальные виды деятельности его обогащают, или все виды творческой деятельности равноправны.
Слайд 26Творческий проект «Музыкальная сказка»
для детей старшего дошкольного возраста
База: МДОУ «Детский сад
общеразвивающего
вида №» г. Череповца
Руководитель проекта – Алексеева Т.П.
Участники: дети и воспитатели старшей группы, музыкальный
руководитель.
Слайд 27Цель: Создание условий для развития у детей способности создавать сказочные образы
в процессе разных видов художественной деятельности.
Задачи:
Развитие у детей умений развивать сказочный сюжет по заданной теме, создавать выразительный образ персонажа, пользуясь речевыми средствами выразительности;
Развитие у детей умений передавать сюжет и образы средствами изобразительной деятельности: цветом, композицией, выразительностью линий;
Развитие у детей умений соотносить характер действий, героев, настроения, движения с характером музыки.
Воспитание у детей эстетического вкуса и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства
Слайд 28Проблема – Скоро Новый год. В подарок малышам попробуем сочинить новогоднюю
сказку, сочетая в ней слово, музыку и рисунок.
Результат деятельности – музыкальная сказка с иллюстрациями для детей младшей группы.
Слайд 29Основные этапы проекта и виды деятельности детей:
1 этап: Сочинение сказки.
Выбор темы
(о чем будет сказка?),
Выбор героев,
Развитие и изменение сюжета и дополнение сказки героями,
Промежуточный вариант сказки и определение ее названия.
Особое внимание обращается на создание образа каждого героя
(Какой он? Что говорит?
Как относится к другим героям?
Как двигается? Что чувствует?)
Слайд 30Основные этапы проекта и виды деятельности детей:
2 этап: Иллюстрирование сказки.
Зачитывание промежуточного
варианта сказки;
Выбор детьми отрывков для иллюстрирования;
Обсуждение композиции рисунка и характера героев;
Рисование по выбранной теме;
Анализ рисунков и внесение в текст сказки изменений (обогащение образов, усложнение сюжета и пр.)
Слайд 31Основные этапы проекта и виды деятельности детей:
3 этап: Музыкальное сопровождение сказки
Чтение
сказки по частям, просмотр иллюстраций (рисунков детей) и подбор к каждой части музыкального сопровождения.
Муз. рук-ль предлагает к каждой части по 2-3 варианта музыкального сопровождения. Дети анализируют характер музыкальных произведений и содержание части (характер героев, их действия, их настроение) и выбирают наиболее оптимальный вариант.
Корректировка содержания сказки.
Чтение окончательного варианта с музыкальным сопровождением и иллюстрациями.
Слайд 32Основные этапы проекта и виды деятельности детей:
4 этап: Презентация результатов проекта
Чтение
сказки по ролям детям младшей группы с показом иллюстраций и музыкальным сопровождением;
Включение сказки в новогодний утренник.
Слайд 33Типы проектов в ДОУ
По доминирующему методу
Игровые (приключенческие):
Структура только намечается;
Участники берут
на себя определенные роли: литературных персонажей, выдуманных героев в придуманных ситуациях;
Проекты строятся по принципу развивающейся интриги: дети строят догадки,
предположения, прогнозируют
результат;
Высокая степень творчества;
Ведущий вид деятельности –
ролево-игровая.
Слайд 34Варианты начала игрового проекта
Исчезновение объекта :пропал Дед мороз, папка с нотами,
песня и т.д. Организуется поиск пропавшего объекта (отправляемся в космическое или морское путешествие). В процессе поиска педагог продумывает разнообразные проблемно-игровые ситуации, предлагая детям «игровые позиции» (пришло письмо, выловили из моря бутылку, оказались на острове и пр.).
Слайд 35Варианты начала игрового проекта
Появление нового объекта (героя): пришел пират, вирус, новая
мелодия, нота, сундук с … Организуется выяснение причин появления и анализ объекта, поиск вариантов использования или преобразования (что нам делать с этой мелодией, нотой, сундуком; как его использовать?) Дети в проекте обязательно действуют в соответствии с определенной ролью (моряк, композитор, зайчик, повар)
Слайд 36Варианты начала игрового проекта
Обыгрывание какого-либо события в жизни детей (праздник, памятная
дата, наступление нового сезона). Дети изображают литературных или выдуманных персонажей в проблемных ситуациях, предлагаемых педагогом.
Например, в День
космонавтики, дети устраивают
космическое путешествие,
весной можно устроить день
птиц, когда дети изображают
персонажей, связанных с
жизнью птиц..
Слайд 37Игровой проект «Волшебный сундук»
Цель – Создание условий для развития творческих способностей
детей в игровой деятельности.
Задачи:
Развитие у детей способности передавать в роли характер героя, особенности его движения и речи.
Развитие у детей способности соотносить образ героя с характером деятельности, звука музыкального инструмента и характером музыкального произведения.
Воспитание у детей
эстетического вкуса и
эмоциональной
отзывчивости на разные
виды творческой
деятельности.
Слайд 38
Проблема: Муз. руководитель «обнаружила» в зале новый объект – сундук. Кто
его оставил? Что в нем? Дети выдвигают предположения. Сундук открывают и находят в нем «волшебные вещи»: головные уборы и музыкальные инструменты (на выбор муз. руководителя). На дне сундука – записка, в которой говорится, что сундук потеряли герои сказки …
Сказка без этих
вещей пропала.
Необходимо вернуть
сказку, а для этого
дети должны стать
сказочными героями.
Слайд 39Развитие сказочного сюжета
Каждый ребенок надевает головной убор и дети обсуждают какой
это может быть герой. В зависимости от взятой роли, дети могут дополнить свой костюм характерными для нее деталями. Педагог предлагает ситуации, в соответствии с которыми дети выполняют ролевые действия, диалоги и монологи. Сказка «оживает».
Слайд 40Введение в ролевые действия разных видов деятельности (музыкальной, двигательной, продуктивной).
Педагог вводит
детей – героев в разные виды деятельности (герои трудятся, конструируют, танцуют, поют, «играют» на музыкальных инструментах «внутри» своей роли). Особое внимание обращается на соответствие характера музыки и роли.
Слайд 41Типы проектов в ДОУ
По доминирующему методу
Практико-ориентированные
Четко обозначенный, ориентированный на социальные
интересы результат деятельности участников;
Продуманная структура и организация работы на отдельных этапах
«Украшение елки»
«Оформление зала
(группы)»
«Создание экспозиции
музея»
Слайд 42Типы проектов в ДОУ
По характеру контактов: внутригрупповые, межгрупповые, открытые (с семьями,
общественными организациями)
По количеству участников: индивидуальные и групповые
По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и продолжительные.