Применение технологии организации учебноисследовательской деятельности учащихся при обучении биологии презентация

Содержание

Сведения об образовательной организации В поселке Усть-Кинельский, где расположены ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Усть-Кинельский, Самарская государственная сельско-хозяйственная академия сложился единый образовательный центр. В последние годы главной педагогической идеей нашего образовательного

Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как

способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

_____________Толпекиной Анны Сергеевны__________
Фамилия, имя, отчество
ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский г.о. Кинель Самарской области
Образовательное учреждение, район

На тему:
Применение технологии организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии (методические рекомендации)


Слайд 2Сведения об образовательной организации
В поселке Усть-Кинельский, где расположены ГБОУ СОШ №

2 п.г.т. Усть-Кинельский, Самарская государственная сельско-хозяйственная академия сложился единый образовательный центр. В последние годы главной педагогической идеей нашего образовательного учреждения стала преемственность. Положительное решение данной проблемы в работе школы и вуза влияет на социальную адаптацию, выбор профессии, продолжение образования.
По результатам исследования 80% выпускников школы сориентированы на Самарскую государственную сельскохозяйственную академию.
В школе ведут уроки, факультативные занятия, секции научного общества учащихся (НОУ) преподаватели СГСХА.
Большое внимание уделяется в образовательном учреждении работе с талантливыми детьми. В I областном конкурсе «Организация работы с одаренными учащимися в образовательных учреждениях Самарской области» школа заняла первое место.

Слайд 3В школе действуют 15 секций научного общества учащихся.
В феврале проходит

школьная научно-практическая конференция учащихся. В жюри секций приглашаются ученые СГСХА, которые дают высокую оценку подготовленности учеников. В процессе исследований, обработки результатов учащиеся используют материально-техническую базу академии: работают в читальном зале библиотеки, лабораториях.
С результатами своих исследований учащиеся школы успешно выступают не только на научно-практических конференциях города, области, но и на Всероссийский уровне.
На сегодняшний день в нашей школе обучается 1050 учеников.
Педагогический коллектив.
Общее количество педагогических работников - 65 человек. Педагогический коллектив работает творчески, 36% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 30% - первую. В школе трудятся 6 отличников просвещения РФ, 2 «Заслуженный учитель РФ», 5 почётных работников общего образования РФ, 3 кандидата наук, 10 человек победители конкурса лучших учителей Российской федерации.

Слайд 4 Наши достижения
• За последние 11 лет школа выпустила 59

золотых и 122 серебряных медалистов;
• 3 учащихся школы - лауреаты премии по поддержке талантливой молодежи, установленной указом Президента РФ;
• Семь лет учащиеся школы представляют Самарскую область на Всероссийской олимпиаде школьников по технологии, трижды становились победителями и призерами;
• 5 учеников награждены именной стипендией Губернатора Самарской области;
• 1 место в региональном и Всероссийском этапах конкурса «Гражданин» с проектом «Защитим Каменный дол – памятник природы»;
• 1 место в региональном конкурсе «Гражданин»;
• Ежегодно учащиеся школы становятся победителями и призерами российской научной конференции учащихся «Юность, наука, культура», российской научной конференции школьников «Открытие», международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Профессия», областной научно практической конференции и олимпиады;
• 14 учащихся являются победителями городского конкурса «Талантливые дети».

Слайд 5 Педагогическая значимость организации учебно-исследовательской деятельности при обучении биологии в том, что

учащиеся приобщаются к самостоятельному прогнозированию, поиску путей оптимизации окружающей среды, публичному представлению продуктов исследовательской деятельности.
В ходе занятий рекомендуется использовать такие формы обучения, как экскурсии, полевые исследования, походы, конференции, выставки-отчеты фотографической и иной изобразительной продукции и др.
Технологическим ресурсом учебно-исследовательской деятельности являются такие методы и организационные формы обучения, как, например, проблемная лекция, семинар дисскуссия, самоанализ исследовательской деятельности и т.д.

Слайд 6 Самостоятельное (при педагогической поддержке) целеполагание, планирование, выполнение исследовательской работы является мощным

фактором осознания роли личного участия в исследовании, стимулирования познавательного интереса.

К видам самостоятельной работы относятся:
Выявление противоречий и постановка проблемы, требующей решения.
Выбор темы исследования.
Выбор цели исследования.
Определение задач по достижению цели.
Определение методов исследования.
Сбор собственного материала.
Анализ и обобщение собственного материала.
Собственные выводы.

Слайд 7Рассмотрим пример организации учебно-исследовательской деятельности
Блок занятий по теме
«Биоиндикация состояния воздуха

по хвое сосны»
Цель блока: ознакомление учащихся с методом биоиндикации состояния воздуха по хвое сосны обыкновенной.
В ходе обучения у школьников должно расшириться и углубиться представление о таких понятиях, как биоиндикация, загрязнение воздуха, уровни загрязнения воздуха, повреждение хвои и усыхание, древостой, обесхвоиность кроны и др. Учащиеся знакомятся с классификацией степени усыхания и повреждения хвои сосны; данная классификация является информационной, так как по ней можно определить степень загрязнения воздушной среды различными поллютантами. Таким образом, сосна обыкновенная (как и ряд других организмов) в представлении учащихся выступает в роли важнейшего биоиндикатора.

Слайд 8 Учащимся в ходе занимательной беседы предъявляется стимульны символический материал, интерпритация которого

моогла бы помочь решить проблемную ситуацию: школьникам предлагается обратить внимание на два объекта – фотографию ребенка ( на лице которого появились следы аллергической реакции от загрязненного воздуха) и хвою сосны обыкновенной, поврежденную поллютантами воздушной среды (хвоя с высоким классом усыхания). Учащимся предлагается сопоставить эти два объекта и определить нечто, объединяющее их.


Слайд 9 Проблемная ситуация: заболевания человека и растений связанные с загрязнением воздушной среды.
После

сообщения учащимися гипотетических ответов с ними проводится беседа о взаимосвязи заболеваний у человека и растений в условиях насыщенности воздуха загрязнителями антропогенной природы.
Учащиеся подводятся к выводу о биоиндикационных возможностях некоторых растений (фитоиндикация). Таким образом у них возникает мотив к проведению исследования состояния воздушной среды с помощью растения индикатора (сосны обыкновенной).
Учитель кратко сообщает учащимся суть данного метода, заключающуюся в том, что хвою собирают с крон на определенном участке и раскладывают по классам повреждения и усыхания. После чего подсчитывают количество хвоинок в каждой группе и общее число. Но результатам подсчета анализируют состояние воздуха.

Слайд 10
Для работы школьникам предоставляются: таблица «Классы усыхании и повреждения хвои сосны»,

карточки с примерами обесхвоенности кроны деревьев







Виды повреждения и усыхания хвои:
а — хвоя без пятен (КП1), нет сухих участков (КУ1);
б — хвоя с небольшим числом мелких пятен (КП2),
нет сухих участков (КУ1);
в - хвоя с большим числом черных и желтых пятен (КПЗ),
усох кончик 2—5 мм (КУ2);
г - усохла треть хвои (КУЗ);
д - усохло более половины длины хвои (КУ4);
е — вся хвоя желтая и сухая (КУ4);
КП - класс повреждения (некрозы);
КУ — класс усыхания хвои

Микропрепараты «Внутреннее строение хвоинки сосны», инструктивные карточки, микроскопы, хвоинки, лупы, экологический текст по теме «Проблемы загрязнения воздуха».

Признаки дефолиации крон и ветвей сосны. О - нормальная крона и ветка; 1 - слабая дефолиация; 2 - умеренная дефолиация; 3 - сильная дефолиация.


Слайд 11 Совместно с учителем формулируется цель исследования: Определить степень загрязнения определенного участка

природной зоны с помощью методов биоиндикации.
Для подготовки к исследованию организуется поиск и работа с различными источниками информации (в том числе системы Internel) содержащие актуальную информацию о состоянии воздушной среды' урбанизированной территории.
В ходе практической работы с фитоиндикаторами в намеченном квадрате исследования учащиеся овладевают одной из биоиндикационных методик, составляют карту экологического состояния воздушной среды выбранного района исследования, оформляют исследовательскую работу.


Слайд 12Другая тема учебного курса
«Изучение степени запыленности воздуха в микрорайоне школы»


Цель блока: ознакомить учащихся с методом изучения запыленности воздуха.
В ходе обучения у школьников должно расшириться и углубиться представление о таких понятиях, как пылевое загрязнение воздуха, запыленность, степень запыленности, пылевые частицы, взвесь и др.
Учащиеся впервые знакомятся со шкалой степени запыленности, по которой можно определить степень загрязнения воздушной среды пылевой взвесью разной консистенции.
В ходе выполнения экспериментальной части исследования у школьников развиваются умения сбора объектов наблюдения, выявления их экологического состояния при камеральной обработке, микроскопирования умения готовить микропрепараты и фиксировать результаты наблюдения, кроме того, развиваются умения анализа, интерпретации и представления полученных результатов.

Слайд 13 Анализ конкретной экологической ситуации является первым этапом исследования. Осознание и формулировка

проблемы учащимися помогает определить цель и задачи предстоящей исследовательской работы.
Учитывая, что исследовательская компетентность развивается на основе предъявления учащимся и последовательного решения проблемных заданий, требующих осознанного применения исследовательских действий в нестандартной ситуации, первое занятие данной темы учитель начинает с сообщения проблемной ситуации, являющейся фактом медицинской практики.
Предлагается статья в журнале «Здоровье» о том, что во время степных пылевых бурь у людей в легких скапливаются пылевые частицы. Причем, легкие у эндемиков степей вскоре самоочищаются от пылевых частиц. Европейцы же не приспособлены к условиям климата степной зоны, поэтому аккумуляция пыли в дыхательных путях и легких европейцев приводит к очень серьезным последствиям: развитию болезней и даже смерти.

Слайд 14 Организуется «мозговой штурм», во время которого учащиеся предлагают разнообразные версии, объясняющие

причины наследственно обусловленного различия в реакции организма жителей различных географических зон на пылевые бури. Активизировать поиск учащихся и направить рассуждение в нужное русло помогают наводящие вопросы учителя.
Поддерживая рассуждения учащихся, учитель, в частности, сообщает информацию о снижении количества растительности на урбанизированных территориях и росте респираторных заболеваний у горожан.
Учащимся предлагается сопоставить эти сведения и определить проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация: связь респираторных заболеваний человека со степенью озеленения природных и городских зон.
Учащиеся приходят к гипотезе о санирующей функции зеленых насаждении. Проверить данную версию можно, исследовав пылеулавливающую способность.


Слайд 15 Учитель обращает внимание на отпечатки пыли с листьев взятых , разных

участков. Кроме того, он знакомит учащихся с результами исследовательской работы по скоплению пыли на стенах домов, проведенном ранее другой группой. Однако листья растений, в отличие от стен домов сохраняются лишь один вегетационный период. Следовательно, они могут дать более точную информацию о степени запыленности воздуха (аккумуляция пыли в течение 1-2 последних месяцев).
Таким образом, у школьников возникает мотив к проведению исследования состояния запыленности воздушной среды в непосредственной близости от дома и школы по состоянию листовых пластинок зеленых насаждений.
Совместно с преподавателем учащиеся формулируют цель исследования: определить степень запыленности определенной территории, с помощью листьев древесных растений.


Слайд 16Учитель сообщает суть данного метода, заключающегося в том, что с помощью

скотча с листьев растений древесных пород собирается пыль и,, определенном участке и высоте. Пылевые образцы наклеиваются на белую бумагу и визуально определяется степень запыленности. После чего делается микропрепарат и изучается состав пыли. По результатам наблюдение анализируют состояние воздуха.
Для работы школьникам предоставляются:
таблица «Степень запыленности воздуха»,






карточки с примерами пылевых отпечатков с разных участков, инструктивные карточки, лупы, микроскопы, другое лабораторное оборудование.

Слайд 17Для подготовки к исследованию организовывается поиск и работа с различными источниками

информации (в том числе системе internet), содержащие актуальную информацию о состоянии воздушной среды урбанизированной территории, о выбросах твердых частиц в воздух и их влиянии на дыхательную систему жителей.

Полученные опытные данные обрабатываются и интерпретируются Совместно с учителем формулируются выводы и рекомендации по проделанной работе, после чего школьники оформляют научные отчеты о выполненном исследовании.
Итак, в ходе практической работы в намеченном квадрате исследования учащиеся овладевают одной из методик определения состояния воздушной среды, составляют карту экологического состояния воздушной среды территории, оформляют исследовательскую работу.


Слайд 18
Согласование организационных мероприятий и приемов технологии и универсальных учебных действий представлено

в отдельном файле для просмотра перейдите по ссылке https://docs.google.com/document/d/1toYOfmtqJ4mdkXK0v0Svh6jkCFkXqUVKyrJD7j_9A9c/edit

.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика