Слайд 1Послетекстовая читательская деятельность
Сергеева Вера Борисовна, канд. пед. наук
Слайд 2Чтение – это…
«труд и творчество» (В. Асмус)
диалог (М.М. Бахтин)
задача на смысл
(А.А. Леонтьев)
Чтение – деятельность, звено другой деятельности.
Слайд 3
Письменные формы послетекстовой читательской деятельности
(работа с художественным текстом)
Стратегия «Ассоциации»
Стратегия «Вопросительные
слова»
Стратегия «Таблица-синтез»
Стратегия «Письмо по правилам»
Стратегия «Письмо без правил»
Слайд 4
Стратегия «Ассоциации»
Запишите 2-3 ассоциации, связанные с текстом.
Слайд 6«Письмо без правил»
Эссе-«выплеск» (рефлексивное письмо, свободное письмо).
Писать 10 минут без остановки.
Слайд 7Стратегия «Вопросительные слова»
Слайд 11Эссе-выплеск
После прочтения стихотворения «Мои деревья» я представлял себе большой старый дуб
с большой историей, который, может быть, видел много «полумертвых червей», и задумался над словосочетанием «моих вековых деревьев», что оно могло означать. Может быть, деревья были близки ему по духу, также уходят, как он…, а может, что-то иное. Но главными вопросами после прочтения были такие: Роль этого дуба в стихотворении? Цель визита этого человека к помещику? Почему автор назвал стихотворение «Мои деревья»?
Слайд 12Эссе-выплеск
«Мысли Тургенева можно рассмотреть как претензию на ироническое осмысление жизни».
Слайд 13Пути создания эссе
Это повествование о… автор заставил задуматься о…
Во время чтения
я представлял себе… и у меня возникли вопросы…
Пересказ (перечитывание) и вопросы
Рисунки
Чувства, нередко противоречивые – философские размышления: «Крайне негативные эмоции вперемешку с жалостью… мысль о никчемности…»; «Старик мне противен, хотя он, может быть, и добрый человек… так жестко, но так правдиво звучит фраза «полумертвый червяк»
Фиксация процесса: не понимаю – перечитываю – начинаю понимать
Впечатления – жизненный опыт: Задумался о жизни, желании жить, вспомнил высказывание одноклассника: «Хочу уснуть и не проснуться». А что потом?
Выделение и характеристика одного образа (не всегда центрального) – обобщение
Слайд 14Стратегия
«Письмо по правилам»
По правилам жанра: рецензия, эссе, интервью…
По алгоритмам анализа
поэтики
Опережающие задания (А.М. Сапир)
Слайд 15Анализ – опора для письма
1 абзац. Что можно сказать о прошлом
и будущем героев? Что думают герои о прожитой жизни?
2 абзац. Какое слово указывает на время? Какое несоответствие изображается? Каков прямой и переносный смысл этого несоответствия?
3-4 абзац. Какой знак времени есть в этих абзацах? Какой контраст наблюдаем в этих фрагментах? Каков его художественный смысл?
Слайд 16Письмо без правил
(тексты креативной направленности)
Амплификация
РАФТ (монолог от имени…): аудитория –
другие персонажи, современные читатели; форма – устная, реплика в социальных сетях…
Жанровая и стилевая трансформация
Интеллектуальная игра (работа с «матрицей идей»)
Слайд 17Амплификация
И мне показалось, что старый дуб сказал…
И я подумал: «О тысячелетний
исполин, слышишь? Полумертвый червяк, ползающий у корней твоих, называет тебя своим деревом!» Но вслух я сказал…
Вдруг я увидел, что по аллее парка быстро шагает еще один наш университетский товарищ…
Я услышал женский голос / увидел фигуру в белом платье...
Слайд 18Закономерность?
Стратегия «Ассоциации»
Стратегия «Вопросительные слова»
Стратегия «Таблица-синтез» (беседа в парах)
«Письмо по правилам» (алгоритм
анализа)
«Письмо без правил» (эссе-выплеск, амплификация)
Слайд 21Закон микрогенезиса
(закон Хайнца Вернера)
В каждом случае наш умственный процесс протекает в
той же последовательности, которая характерна для развития базовых компетенций в течение всей жизни.
Слайд 23
Спасибо за внимание!
Приятного чтения!
Слайд 24Спасибо за внимание!
Приятного чтения!