Слайд 1Социальная педагогика
Хапаева Светлана Сергеевна
к.п.н., доцент, МГОУ
hapaeva@mail.ru
Слайд 2План
Социальная педагогика как наука, её предмет
Основные этапы развития социальной педагогики
Слайд 3Социальная педагогика как наука, её предмет и задачи
Социальная педагогика ?
Предмет социальной педагогики?
Слайд 4Основные этапы развития социальной педагогики
Родоплеменные и общинные формы помощи
и взаимопомощи
Братчины, празднуемые сельскими общинами
выполняли функцию “мирного перераспределения имущества”
Слайд 5Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи
Родовые обряды почитания
предков
И в день похорон, и в дни поминовений родственники жертвовали какую-либо милостыню, “справу”. Это была “милостыня с рук”.
Слайд 6Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи
“Институт старцев”
инфатицид
(узаконенное убийство ребенка) существовал не только в отношении детей, но и стариков
Слайд 7Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи
Кормление по домам
Добровольный уход из общины –
пожилые люди, которые не могли участвовать в трудовой деятельности, селились недалеко от общины, на погостах, строили себе кельи и жили за счет подаяния
Слайд 8Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи
Забота о сиротах
Сироте могли назначать “общественных” родителей, которые брали его на свой прокорм
Слайд 9 Церковь в период междоусобиц и войн взяла на себя
миссию по оказанию материальной и моральной помощи людям, нуждающимся в ней; спасению от озлобления и утраты нравственных ориентиров и ценностей; приюта нищих и других физически и морально сломленных людей путем создания системы монастырей.
Зарождение теории и практики государственной помощи в истории России
Слайд 10Зарождение теории и практики государственной помощи в истории России
ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА
МОНОМАХА (XIв.)
Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека.
Слайд 11 Стоглавый Собор, 1551 г.
В каждом городе необходимо
выявлять всех нуждающихся в помощи - убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход
Слайд 12При Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства
В 1706 г. открываются приюты для незаконнорожденных детей. За "погубление зазорных младенцев" вводится смертная казнь
В государственной казне предусматриваются средства на содержание детей и воспитателей
Подросшие дети определяются в "богадельни" или отдаются на воспитание приемным родителям; дети старше 10 лет - в матросы; подкидыши или незаконнорожденные - в художественные училища
Слайд 13Екатерина II
1763г. открыт Воспитательный дом для детей – сирот
смертность составляла 87%
Слайд 14Мария Федоровна, жена Павла I
Способствовала формированию системы воспитания
сирот в семьях
Попечительство о глухонемых детях, основанное императрицей Марией Федоровной, содержало школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей; выдавало пособия семьям, имеющим глухонемых иждивенцев
Слайд 15 Александр I
Открыт первый институт для слепых детей (1807),
его возглавил французский учитель Валентин Гаюи - автор оригинальной методики обучения слепых детей
Слайд 16Зарождение профессиональной социальной помощи
1911г создана "Социальная школа" на
юридическом факультете Психоневрологического института
Система различных социальных служб в 1902 г. включала 1400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов
Слайд 17Социальная педагогика
Наторп П. Социальная педагогика. - СПб., 1911
Педагогическая энциклопедия (М., 1968 г.)
социальная педагогика - “одно из направлений буржуазной педагогики”
Слайд 18 «Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования и воспитания,
которая не была бы так или иначе связана с обществом и что поэтому вся педагогика социальна»¹.
Институт социальной педагогики в России был официально введен в 1991 г
1. В.Г. Гурова. Социальная педагогика/Педагогическая энциклопедия. Т. 4 Москва 1968 г. стр. 43
Слайд 19Литература
Лукина, А. К. Социальная педагогика [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / А.
К. Лукина. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. - 306 с. Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=441359.
Социальная педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В. Иванов, С. В. Алиева, А. Б. Белинская, М. В. Вольфман, С. В. Жундрикова. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 424 с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112097. –
Социальная педагогика. Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 279 с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135057. - 01.11.2013.