Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке презентация

Содержание

Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. (В.А. Сластенин) 1. Педагогика как наука.

Слайд 1Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
План
Разработал к.п.н., доц.

Сидоров С.В.

Мини-тест по материалу лекции

1. Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

2. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

3. Связь педагогики с другими науками.

4. Структура педагогической науки.

5. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики.

Тест онлайн


Слайд 2Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического

процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. (В.А. Сластенин)

1. Педагогика как наука.
Объект, предмет, функции и задачи педагогики

Педагогический (образовательный) процесс включает в себя воспитание и обучение. Поэтому часто педагогика определяется как наука о воспитании и обучении человека.



Слайд 3
Педагогику впервые выделил из системы философских знаний Фрэнсис Бекон
в начале

XVII в.

Основоположник научной педагогики –
Ян Амос Коменский, сформулировавший первые правила обучения и воспитания в труде «Великая дидактика» (1632).



Слайд 4Объект педагогики – явления действительности, которые определяют развитие человеческого индивида.
Предмет

педагогики – образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

(В.А. Сластенин)



Слайд 5





обоснованное предвидение развития педагогической реальности
Основные функции педагогики
объяснительная
преобразующая
прогностическая
описание и объяснение педагогических явлений,

процессов, выявление их причин, установление закономерностей, условий

совершенствование педагогической практики



Слайд 6Основные задачи педагогики:
- выявление закономерностей в областях воспитания, обучения, образования,

управления образовательными системами;
- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
- прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;
- внедрение результатов педагогических исследований в практику.



Слайд 72. Взаимосвязь педагогической науки и практики
Педагогическая наука
Педагогическая практика



Инновационный педагогический опыт
Эмпирические данные

о педагогическом процессе

Экспериментальная проверка научных гипотез




Научное обобщение передового педагогического опыта

Прогнозирование развития педагогического процесса

Разработка новых систем обучения и воспитания









Слайд 83. Связь педагогики с другими науками
Педагогика влияет на развитие всех наук,

способствуя совершенствованию образовательного процесса, посредством которого…
- новым поколениям передаются накопленные человечеством научные знания;
- подготавливаются специалисты для научно-исследовательской деятельности.

Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками.



Слайд 9









Педагогика
Психология
Философия
Медицина
Физиология
Экономика
Социология
История
Антропология
Математика
Эргономика
Определение экономических потребностей и ресурсов при проектировании развития образования
Определение социальных потребностей


в образовании

Создание комфортной и безопасной образовательной среды

Учёт психологических особенностей обучающихся

Учёт физиологических особенностей обучающихся

Применение математических вычислений в педагогических исследованиях и педагогической диагностике

Изучение состояния здоровья обучающихся, создание особых условий для обучающихся с отклонениями в здоровье и физическом развитии

Изучение и использование исторического опыта образования

Использование философских концепций и общенаучных подходов

Комплексный подход к человеку как предмету воспитания





















Примеры использования в педагогике достижений различных наук



Слайд 10
Сурдопедагогика
Тифлопедагогика
Олигофренопедагогика
Дефектология
Логопедия








4. Структура педагогической науки
Педагогика
Общая
История педагогики
Отраслевая
Возрастная
Специальная (коррекционная)
Профессиональная
Социальная
Общие основы

педагогики
Теория обучения (дидактика)
Теория воспитания
Школоведение (теория управления школой)

Преддошкольная
Дошкольная
Школьная
Андрогогика
Геронтогогика

Педагогика НПО
Педагогика СПО
Педагогика высшей школы
Педагогика труда

Военная
Спортивная
Инженерная
Юридическая
Другие

Этнопедагогика

Философия образования

Сравнительная

Предметные методики















Слайд 11Категории педагогики – это основные понятия, которые обозначают изучаемые педагогической наукой

базовые процессы и явления.

5. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики

Совокупность категорий педагогики составляет
категориально-понятийный аппарат педагогической науки.

Образование
Обучение
Воспитание

Формирование
Развитие
Социализация

Перечень категорий педагогики не является общепринятым

Педагогический процесс
Педагогическая система
Педагогическая деятельность


Слайд 12


(Л.М. Кадцын)
Педагогический процесс
Педагогическая система
Воспитание
Обучение
Образование
Педагогическая деятельность
Общенаучные категории
(используемые в педагогике, но не

отражающие специфику педагогической деятельности)

Категории педагогики

Развитие

Формирование

Социализация

Взаимодействие

Источник: Кадцын Л.М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс: учебное пособие. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 185 с.






Собственно педагогические категории



Слайд 13Подведём итог



Современная педагогика представляет собой систему научно-теоретических и прикладных знаний, объединяющих

достижения различных наук для изучения и совершенствования педагогического процесса.






Мини-тест по материалу лекции


Тест онлайн


Слайд 141. Предмет педагогики


















Педагогический процесс
Человек, его индивидуальные свойства
Явления и предметы, влияющие на

развитие личности

Личность ребёнка

Совокупность свойств, которые личность приобретает в процессе своего развития



Слайд 152. Функция обоснованного предвидения развития педагогической реальности
















Прогностическая
Преобразующая
Объяснительная


Слайд 163. Раздел общей педагогики


















Дефектология
Теория обучения
Этнопедагогика
Андрогогика
Дошкольная педагогика


Слайд 174. Раздел специальной педагогики


















Тифлопедагогика
Школоведение
Социальная педагогика
Геронтогогика
Преддошкольная педагогика


Слайд 185. Создание комфортной и безопасной образовательной среды обеспечивается благодаря связи педагогики…

















С

философией

С историей

С экономикой

С математикой

С эргономикой



Слайд 196. Комплексный подход к человеку как предмету воспитания обеспечивается благодаря связи

педагогики…

















С физиологией

С психологией

С медициной

С социологией

С антропологией



Слайд 207. К отраслевой педагогике не относится


















Школьная педагогика
Юридическая педагогика
Военная педагогика
Инженерная педагогика
Спортивная педагогика


Слайд 218. Особенности организации образования в различных странах мира изучает
















История педагогики
Этнопедагогика
Философия образования
Сравнительная

педагогика



Слайд 229. Общепринятые категории педагогики



















Педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогический процесс
Образование, воспитание, развитие
Развитие,

социализация, взаимодействие

Воспитание, обучение, образование

Формирование и развитие личности



Слайд 2310. Категориально-понятийный аппарат педагогической науки
















Все понятия, рассматриваемые в педагогических науках
Инструмент исследования
Способ

категорично определять педагогические понятия

Совокупность категорий педагогики



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика