Слайд 1Педагогика как наука о закономерностях обучения и воспитания
Объект и предмет
педагогики.
Функции педагогики.
3.Основные категории педагогики. 4.Связь педагогики с другими науками и ее структура.
.
Слайд 2Три концепции относительно педагогики как науки
1.Педагогика – междисциплинарная область человеческого знания.
2.Педагогика
как прикладная дисциплина.
3.Педагогика- относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения (В.В.Краевский).
Слайд 3Объект и предмет педагогики
Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают
развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. ( Эти явления получили название образования).
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс , целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах ( семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Слайд 4Педагогика как наука
Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы
развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Педагогика разрабатывает теорию и технологию организации педагогического процесса, формы и методы деятельности педагога и различных видов деятельности обучающихся, а также способов их взаимодействия.
Слайд 5Функции педагогики: теоретическая и технологическая
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
описательном
– изучение передового педагогического опыта;
-диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и обучающихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
-прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Слайд 6Технологическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
проективный, связанный с разработкой
соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В. В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
Слайд 7Образование как социальный феномен
Под образованием понимается единый процесс физического и
духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность).
В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление.
Слайд 8Образование как педагогический процесс
Педагогический процесс – это движение от целей
образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.
Пед. процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Слайд 9Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность – особый вид профессиональной деятельности, направленный на реализацию
целей образования: передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Слайд 10Цель образования
Цель образования – совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства
(как социальный заказ).
Целями образования являются формирование ЗУНов и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося(Кодекс РБ).
Слайд 11Цели общего среднего образования:
формирование высокообразованной духовно-нравственной личности гражданина Республики Беларусь — носителя
ценностей национальной и мировой культуры;
формирование у учащихся систематизированного представления о мире, обществе и человеке; ценностного отношения к биосфере, научно-техническим нововведениям и культурным инновациям; готовности к рациональному природопользованию и потреблению, здоровому образу жизни и безопасному поведению;
освоение учащимися при изучении учебных предметов разнообразных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
овладение учащимися основами наук, формирование у них готовности к непрерывному образованию, трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору и адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи, общества и государства (Образовательный стандарт РБ)
Слайд 12Система образования
Система образования – совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей
образования.
Компоненты системы образования: участники ОП; образовательные программы; УО; государственные организации и др.
Система образования включает в себя:
систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального образования, высшего образования, послевузовского образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых,систему специального образования.
Слайд 13Образование: основное, дополнительное, специальное
Основное – обучение и воспитание обучающихся посредством реализации
программ основного образования
Дополнительное образование детей и молодежи – вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании , адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию
Специальное образование– обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
Слайд 14Воспитание
Воспитание - целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности
обучающегося (Кодекс РБ об образовании)
Слайд 15Обучение
Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по
овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей (Кодекс РБ об образовании)
Слайд 16Связь педагогики с другими науками и ее структура.
Связь педагогики с: философией,
психологией, антропологией, социологией, политологией, медициной и др.
Структура педагогики:
-общая педагогика;
-возрастная педагогика;
-коррекционная педагогика (сурдо-, тифло-, олигофренопедагогика; логопедия);
-частные методики;
-история педагогики и образования;
-отраслевая педагогика(спортивная, военная, инженерная и др.)