Слайд 1Что собой представляет наука ПЕДАГОГИКА и что она изучает?
Слайд 2 Педагогика- наука или искусство?
Свое название педагогика получила от греческого слова
"пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу.
Слайд 5"повторение - мать учения", "яблоко от яблоньки недалеко падает", "век живи
- век учись
Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книг, школ, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.
Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности. К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, справедливо отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания. Педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине.
Слайд 10Какое из определений педагогики является верным?
Слайд 11ПЕДАГОГИКА -
наука, изучающая особую, социально и личностно детерминированную деятельность по
приобщению человеческих существ к жизни общества.
наука об общих закономерностях воспитания, образования и обучения людей, формах и методах педагогического воздействия, построения педагогических систем и педагогического процесса на основе определенной парадигмы, закономерностях и принципах
упорядоченная совокупность знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями.
Слайд 13Задачи педагогической науки
Научное обоснование системы образования, содержания обучения и воспитания, технологий
и парадигм
Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса
Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей
Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления
Разработка принципов, содержания и методики самообразования и самовоспитания людей
Исследование особенностей и содержания деятельности педагогов и путей формирования и развития его профессионального мастерства
Обобщение, распространение и внедрение опыта обучения и воспитания
Совершенствование технологии управления образовательным и воспитательным процессом
Слайд 14Основные категории педагогики
Обучение - целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира,
их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися.
Воспитание — процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.
Слайд 15Основные категории педагогики
Развитие человека - освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и
внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей.
Образование - процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития.
Слайд 16Основные категории педагогики
Педагогические взаимодействия - это преднамеренные контакты педагога с
ребенком (длительные или временные), целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов
Слайд 18Педагогика в системе знаний о человеке
Философия
Психология
Биологические науки
Экономика
Социология
Экология личности, экология
среды
Информатика и др.
Педагогика творчески осваивает идеи других наук, использует их методы и результаты исследований, совместно решает общие проблемы
Слайд 19Система педагогических наук
Общая педагогика
Возрастная педагогика
Специальная педагогика
История педагогики
Коррекционная педагогика
Социальная педагогика
Этнопедагогика
Школьная педагогика
Профессиональная
педагогика
Педагогика образования взрослых
Педагогика неформального образования
Педагогика высшей школы и др.
Слайд 20
Для чего необходимы воспитание и обучение и какие цели и задачи
решают?
Цель воспитания
Целеполагание в целостном педагогическом процессе
Слайд 21Кто и ради кого осуществляет воспитание и обучение?
Субъекты педагогического процесса
(субъекты воспитания: личность, семья, школа, общество, государство)
Слайд 22Чему учить?
Содержание воспитания и обучения
(культура в широком понимании)
Слайд 23Как учить?
Методы, средства, формы обучения и воспитания и общие принципиальные подходы
к их разработке
Слайд 24Где учить и воспитывать и какими должны быть в стране педагогические
системы и образовательные модели?
Системы, виды и формы образования
Слайд 25Кому и как управлять системой образования?
Управление педагогическими системами и образовательными моделями,
кадры для выполнения этих задач