Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Даутовой Альбины Фериниловны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №58»
г. Набережные Челны
На тему:
ЭССЕ О ЗНАЧЕНИИ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОГРАММУ ЗАНЯТИЙ СО ШКОЛЬНИКАМИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 2Краткая характеристика ОУ
МБОУ «СОШ №58», в которой я работаю, расположена в
городе Набережные Челны Республики Татарстан. В настоящее время здесь обучаются больше 1,5 тыс. учащихся, это 57 класс-комплектов.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Поэтому перед учителями стоит актуальная задача – привлекать учащихся в проектную и исследовательскую деятельность не только на уроках, но и во внеурочное время.
Слайд 3 Программы всех школьных предметов ориентированы на научно-исследовательскую и проектную
деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Психологи утверждают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности. Для многих школьников – это первая возможность проявить себя в исследовательской работе.
Слайд 4 Проектная и исследовательская деятельность обеспечивает развитие следующих познавательных навыков
и умений:
* самостоятельно конструировать свои знания;
*самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
*самостоятельно планировать свою деятельность;
*самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;
*способствует практической реализации деятельности ребёнка;
*развивает его индивидуальные интересы.
Слайд 5Дети, которые ежегодно участвуют в научно-практических конференциях, растут как личности, исследователи.
Они активные, любознательные, хотят много знать, позитивно мыслят, способны на творческие проявления и озарения. Как правило, умеют держаться на публике, могут выступать в незнакомой аудитории, вступать в диалог и поддерживать его. Кроме того, в атмосфере здоровой конкуренции, школьнику дают возможность увидеть и услышать другие выступления, познакомиться со своими ровесниками из разных школ.
Слайд 6Хотела бы обобщить свой личный опыт и новые знания, полученные на
курсах повышения квалификации.
Первый этап работы над проектом или исследованием - это выбор темы. Чтобы начать это делать, нужно определиться с интересами ребенка, которому предлагается работа. Далее нужно найти проблему, которую нужно будет решать вместе с ребенком. Здесь важно найти более «узкую» тему, а не общую. Общие, большие темы трудны для ребенка, ведь он не может знать все по этой теме. А во время защиты работы могут задавать вопросы, на которые он не знает ответа. Перед участием в конкурсах и конференциях нужно внимательно читать условия, правильно выбирать номинацию, чтобы работа была по теме. После выбора темы следует найти проблему, противоречие.
Слайд 7 Потом идет работа над планом работы. На что будет
направлено исследование, будет называться объектом (предметом). Необходимо определить одну цель и несколько задач исследования. Цель – это конкретный результат, научный и практический. Определение задач поможет представить все последовательные этапы исследования с начала до конца. Можно обойтись без гипотезы, ведь школьник не ученый, не пишет настоящую научную работу и не может найти научно обоснованного знания.
В работе должны быть следующие пункты: введение, методика исследования, результаты исследований и их обсуждение, выводы, заключение, список источников и использованной литературы.
Слайд 8Во введении обосновывается выбор темы, определяется цель работы и пути ее достижение,
хронологические рамки исследования. Здесь же можно кратно рассказать о литературе, которая использовалась при изучении темы.
Основная часть исследования, как правило, состоит из 2-3 глав, раскрывающих тему. Важно раскрыть тему, восстановить, реконструировать историю объекта исследования, показать то новое, что вы внесли в тему.
В конце каждой главы стоит делать краткие выводы, которые являются краткими ответами на вопросы, поставленные в задачах.
В заключении подводят итоги и показывают ценность приведенных данных, делают выводы.
Слайд 9Приложения нужны и даже обязательны для всякой исследовательской работы. Это могут быть
копии архивных документов, фотографии, карты и т.п.
Работу завершает список используемой литературы. Здесь всегда много неточностей и ошибок. В алфавитном порядке авторы, названия книг, издательство, количество страниц.
В тексте работы должны быть ссылки на источники и литературу.
Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть внесены в конец работы - в приложения.
Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.
Слайд 10В последнее время исследовательской деятельностью заинтересовались учащиеся младших классов. Дети с
первого класса участвуют в творческих конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях разного уровня, занимают призовые места. Выпущены сборники с проектными, научно-исследовательскими работами учащихся.
Проектные и исследовательские работы являются внеучебной деятельностью для учителя и ученика. Это требует всяческих затрат: временных, личностных, но и окупается ими же. Необходимо объяснять и учащимся, что занятия исследовательской деятельностью – это путь к собственному саморазвитию, который очень многое дает всем участникам процесса.