Слайд 1Лекция 1
Учебная дисциплина ОП.01 Основы общей и дошкольной педагогики
Преподаватель Ким Екатерина
Владимировна
Педагогика как наука
Слайд 2ОП 01.
Содержание учебной дисциплины ориентировано на формирование у обучающегося следующих
компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Слайд 3Цели и задачи учебной
дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
Слайд 4Цели и задачи учебной
дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Слайд 5В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен
уметь:
определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.
Слайд 6В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен
знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
средства контроля и оценки качества образования;
психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.
источники возникновения и этапы развития педагогики как науки.
Слайд 7Что такое «педагогика»?
? Учить ?
? Воспитывать ?
? Давать образование ?
? Педагогика
– это наука или искусство ?
Слайд 8
? Учить ?
? Воспитывать ?
? Давать образование ?
А зачем???
Слайд 9Древняя
Греция
Paides
- дети
ago
– вести
Педагогика
Ксенофонт
Платон
Сократ
Слайд 10Педагогика - наука
Педагог – производное от греческих слов ребенок и вести,
буквально "детоводитель».
Педагогика - это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Слайд 11Задание
Мини – эссе
Вариант 1: тема «Если бы я был всемогущ,
то…»
Если бы вы могли все изменить и преобразовать (абсолютно, совершенно все, не были бы ограничены ни финансовыми ресурсами, ни государственными границами и т.д.) - что бы вы изменили в системе образования (в том числе дошкольного) и почему?
Вариант 2: тема «Педагогика в будущем»
Как вы думаете, значение каких наук о человеке возрастет в ближайшее время и почему? Какие новые научные дисциплины могут появится? Как изменится в связи с этим педагогика в ближайшем (или отдаленном) будущем?
Слайд 12Народная педагогика
сказки
скороговорки
былины
считалки
колядки
предания
приметы
частушки
загадки
хороводные песни
прибаутки
колыбельные
пословицы
Слайд 13Педагогика
наука о законах и закономерностях воспитания. (И.П. Подласый)
наука о
целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. ( Н.В. Бордовская, А.А. Реан)
Слайд 14Объект педагогики -
Предмет педагогики -
система отношений, возникающих в ходе воспитания
воспитание в
широком смысле слова
Категории педагогики
Развитие
Слайд 15Задачи педагогики
1.Изучение закономерностей в области обучения и воспитания
2. Разработка и внедрение
новых методов, форм, средств
3.Прогнозирование развития образования
Слайд 16Обучение
Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей
и учеников.
Преподавание– организация учебного труда обучаемых, формирование у учащихся мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования.
Учение - усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.
Слайд 17Образование
Как процесс
Как система
Как результат
Освоение в учреждениях образования и в результате самообразования
системы знаний, умений, навыков.
Достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений
Совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Слайд 18Воспитание
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
В широком
педагогическом
значении – процесс
целенаправленного
формирования личности
в условиях специально организованной
воспитательной системы,
обеспечивающей взаимодействие
воспитателей и воспитуемых.
В узком значении –
специальная воспитательная
деятельность,
имеющая целью формирование
определенных качеств,
свойств и отношений человека
Цель воспитания -
помощь личности в
разностороннем
развитии
Слайд 19Связь педагогики с другими науками
Философия
Педагогика
Физиология
Информатика
Биология
Экономика
Медицина
Психология
Социология
Объект
человек, общество
Слайд 20Отрасли современной педагогической науки:
Общая педагогика
Возрастная педагогика
Производственная педагогика
Военная педагогика
История педагогики
Школьная гигиена
Сравнительная педагогика
Этнопедагогика
Семейная
педагогика
Специальная педагогика:
олигофренопедагогика
- тифлопедагогика
- сурдопедагогика
- логопедия
- превентивная педагогика
Слайд 22Что записать в словарь
Наука – сфера человеческой деятельности.
Педагогика – наука о
закономерностях обучения и воспитания.
Этнопедагогика (народная педагогика) – система принятых у народа методов и приемов обучения и воспитания, которая передается от поколения к поколению.
Объект педагогики – воспитание в широком смысле.
Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания.
Понятийный аппарат педагогики – упорядоченная и строгая совокупность категорий, понятий и терминов, используемых в педагогике.
Категория педагогики – наиболее общее и существенное понятие, выражающее свойства и отношения в педагогической действительности.
Слайд 23Педагогика
как наука
это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации,
проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Слайд 24Связь педагогики с другими науками
-философия -этика
-эстетика -психология
-физиология -экономика
-социология -медицина
-политология
…
Слайд 25Связи педагогики с другими науками:
систему педагогических знаний нельзя вывести из какой-либо
одной науки;
для разработки педагогической теории и практических рекомендаций необходимы данные других наук;
одни и те же данные могут быть использованы для достижения различных целей;
педагогика перерабатывает данные других наук для более полного познания педагогического процесса и разработки различных способов его оптимальной организации.
Слайд 26Педагогика - предмет, задачи, функции
На каждом этапе исторического развития общества педагогика
как наука отражала состояние образования, обучения и воспитания подрастающего поколения
Слайд 27Объект, предмет, задачи, функции педагогической науки
Объект (от лат. оbjecio – противопоставляю) –
это то, что противопоставляется субъекту, на что направлена его познавательная или иная деятельность.
Объект педагогики - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.
Слайд 28Развитие педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке
и обществе)
Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наукой. В рамках философии рассматривались в основном взгляд на мир и место в нем человека, взаимосвязь человека и общества. Педагогика как частная наука сосредоточилась на проблемах:
человек;
личность и общество;
воспитание, образование, обучение;
идеалы воспитания;
идеал личности в обществе.
Педагогика становится наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.
Слайд 29Объект, предмет, задачи, функции педагогической науки
Предмет – это то, что изменяется
в деятельности. Главное отличие предмета от объекта состоит в выделении свойств и признаков.
Слайд 30Предмет педагогики:
воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях (П.И. Пидкасистый )
воспитание
человека как особая функция общества (И.Ф. Харламов)
объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений, а также реальная общественная воспитательская практика формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса (Б.Т. Лихачев)
целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В.А. Андреев)
это не только деятельность, связанная с непосредственной работой педагога-практика с учащимися, но и деятельность научно-исследовательского и управленческого характера (Б.С. Гершунский)
система отношений, возникающих в педагогической деятельности (В.В. Краевский)
Слайд 31Источники развития педагогики:
1) многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе
жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
2) философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
3) текущая мировая и отечественная практика воспитания;
4) данные специально организованных педагогических исследований;
5) опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.
Слайд 32
Задачи педагогики
Задачи практики (практические)
*осуществлять воспитание, образование школьников
Задачи науки
(научные)
*увеличивать
запас открытий, разработок, конструирования моделей образовательно-воспитательных решений.
Постоянные (не могут быть решены до степени исчерпаемости) вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами; изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее; внедрение результатов исследования в практику..
Временные (возникновение диктуется потребностями практики и самой науки)
создание библиотек электронных учебников; разработка стандартов педагогического профессионализма; выявление типичных стрессоров в работе учителей; создание дидактических основ обучения школьников с ослабленным здоровьем; разработка новых технологий подготовки будущих учителей; выявление условий, оказывающих влияние на выбор школьниками профессии и т. д.
Слайд 33Функции педагогики на 2-х уровнях
Функции на теоретическом уровне:
объяснительная (наука описывает
педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему протекают процессы воспитания, образования и развития, изучает передовой и новаторский педагогический опыт)
диагностическая (выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установлении условий и причин, их обеспечивающих)
прогностическая (обоснованное предвидение развития педагогической действительности, включающей в себя и теорию, и практику. Она связана с проведением экспериментальных исследований педагогической действительности и построением на их основе моделей ее преобразования, а также с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений)
На теоретическом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
Слайд 34Функции педагогики на 2-х уровнях
Функции на технологическом уровне:
проективная (связанна с
разработкой методических материалов, воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих план педагогической деятельности, ее содержание и характер)
преобразовательная (внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции, совершенствование педагогической практики путем создания эффективных педагогических систем и технологий)
рефлексивная и корректировочная (оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности)
воспитательно-образовательная (реализуемая через обучение, воспитание и развитие личности человека).
Слайд 35Методы педагогического исследования
– это способы изучения пед. явлений, получения информации о
них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Методы педагогического исследования
=
методы изучения педагогического опыта
+
методы теоретического исследования
+
математические методы.
Слайд 36
Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося
опыта организации образовательного процесса.
наблюдение (включенное+невключенное)
методы опроса (беседа, интервью, анкетирование,тестирование)
изучение документации (письменных, графических и творческих работ)
педагогический эксперимент
Слайд 37
Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей
в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания.
Этапы эксперимента:
теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования);
методический (разработка методики исследования и его плана, программы);
собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Слайд 38
Методы теоретического исследования:
Теоретический анализ – это выделение и рассмотрение отдельных
сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.
Методы работы с литературой: составление библиографии – перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование – дословная запись выражений, фактических и цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Слайд 39
Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами
опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями:
Регистрация
Ранжирование
Шкалирование