Педагогическое взаимодействие ,как основа образовательного процесса в ДОУ презентация

Содержание

Слайд 1Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ
Рындина Анастасия Германовна (канд.пед.наук,

асс. кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена)

Слайд 2План встречи
Педагогическое взаимодействие в современных исследованиях (определение)
Структура педагогического взаимодействия
Характеристики педагогического взаимодействия

(педагогическое взаимодействие как условие воспитания и развития ребенка в группе ДОУ)
Диагностика педагогического взаимодействия



Слайд 3Вместо вступления:
«Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и

ребенка» (В.А.Сухомлинский)



Слайд 4Педагогическое взаимодействие, его виды:
Субъект-объектное (педагогика подавления, насилия и принуждения)

Субъект-субъектное (отказ от

удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе»)

Слайд 5Подходы к педагогическому взаимодействию:
До середины 80-х годов 20 века: общение воспитателя

с ребенком, как живого, естественного человека с таким же человеком рассматривалось как «опасный непедагогический нонсенс» (Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова).
Педагогическое взаимодействие как межличностное, развивающее и развивающееся общение (С.А.Смирнов, Н.Ф.Радионова, М.И.Рожков, Л.В.Байбородова и др.).

Слайд 6Стороны педагогического взаимодействия:
непосредственно коммуникативная;
интерактивная;
перцептивная (А.В.Батаршев, В.Хохлова, А.Штефан, Г.М.Андреева).


Слайд 7Компоненты педагогического взаимодействия:
Когнитивный - знание личностных особенностей друг друга, лучших сторон

ребенка;
Эмоциональный - понимание, принятие трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения друг друга;
Поведенческий - помощь, подстраховка, поддержка друг друга, изменения способов поведения и действий «навстречу» интересам другого (Н.Н.Обозов, М.И.Рожков, Л.В.Байбородова).

Слайд 8Характеристики педагогического взаимодействия
носит субъект – субъектный характер (С.Н.Батракова);
педагог относится к ребенку

как к равному;
педагог занимает позицию социального оптимиста (О.С.Газман);
педагог доверяет воспитаннику самостоятельно действовать (О.С.Газман, Л,А,Петровская, А.С.Спиваковская);
педагог готов (имеет установку) организовывать развивающее и взаиморазвивающее взаимодействие (Н.Ф.Радионова, Л.А.Петровская, А.С.Спиваковская);
педагог – верный пример для ребенка (Н.Ф.Радионова);
отношения между педагогом и ребенком - межличностные (Н.Ф.Радионова);
происходит систематическое усовершенствование, повышение уровня взаимодействия, углубление и упрочнение межличностных связей (Е.Л.Федотова);
педагог ощущает ответственность перед будущим и за своих воспитанников (Я.Корчак, Н.Б.Горелышева);
педагог любит своих воспитанников (Н.Б.Горелышева).


Слайд 9Субъект – субъектный характер
Уважение
Отношение как к равному, равноинтересному
Учет индивидуальных и

возрастных особенностей


Слайд 11Педагог относится к ребенку как к равному

Эмпатия и идентификация – помнит

себя в возрасте воспитанников
Уважение
Отказ от позиций «сверху», «мне виднее», «я опытнее»


Слайд 13Книги в помощь:


Слайд 14«Ты-сообщения»


Слайд 15«Я-сообщения»


Слайд 17Вопросы к размышлению:


Слайд 18Педагог занимает позицию социального оптимиста

вера в сильное и положительное в ребенке


акцент на успехах и достижениях, а не на промахах

Слайд 20Педагог доверяет воспитаннику самостоятельно действовать

вера в силы ребенка
страхующее доверие
предоставление разумной

свободы

Слайд 23Педагог – верный пример для ребенка
воспитывающий поступок
«Воспитание происходит всегда, даже тогда,

когда вас нет дома».
А. С. МАКАРЕНКО
авторитет
«Воспитание детей есть только самосовершенствование…». Л. Н. ТОЛСТОЙ
двойные стандарты
ответственность



Слайд 25Отношения между педагогом и ребенком - межличностные
формально-ролевое взаимодействие - малоэффективно
готовность

вступить в диалог
готовность проявить свою индивидуальность
интерес к личности ребенка



Слайд 28Диагностика педагогического взаимодействия
Самодиагностика (опросники, тесты)
Проективные методики – оцениваем «глазами ребенка»
Наблюдение


Слайд 29Самодиагностика (опросники, тесты)
Диагностический экспресс-опросник для воспитателей
Цель опросника: изучить уровень развития компонентных

характеристик педагогического взаимодействия воспитателя с детьми, выделенных Н.Н.Обозовым, М.И.Рожковым, Л.В.Байбородовой.


Слайд 30Самодиагностика (опросники, тесты)
Самодиагностика развития основных компонентов педагогического взаимодействия воспитателей с детьми

6-7 лет (модифицированный вариант анкеты Л.В. Байбородовой).
Цель диагностики: выявить особенности развития основных компонентов педагогического взаимодействия в ходе их самооценки.


Слайд 31Диагностическая проективная методика «Мой день в детском саду»
Цель диагностики: изучить особенности

оценки ребенком процесса межличностного взаимодействия с ним воспитателя группы детского сада.


Слайд 32«У тебя новая игрушка, ты хочешь ее кому-нибудь показать».


Слайд 34Важно:
Комментарии ребенка в процессе!
Мимика, жесты, настроение ребенка.
Желание «угодить»?


Слайд 35Диагностическая проективная методика оценки отношений «Дети - воспитатель» (И.А. Комарова, Р.Л.Непомнящая).
Цель

методики: Изучить особенности эмоционального отношения ребенка к педагогу детского сада.


Слайд 36Наблюдение за педагогическим взаимодействием воспитателя с детьми
Наблюдение с целью исследовать особенности

взаимодействия воспитателя и детей в педагогическом процессе в группе ДОУ (по критериям Н.Ф. Радионовой, О.С. Газмана, А.С. Смирнова)
Наблюдение с целью оценить эффективность взаимодействия как средства развития и воспитания дошкольников (меняем критерии в зависимости от исследуемой проблемы).

Слайд 37Спасибо за внимание!
«Детей нет — есть люди, но с иным масштабом

понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».
Януш Корчак
«Личность воспитывается личностью. Любовь воспитывается любовью. Уважение воспитывается уважением».
Ш.А.Амонашвили.


Слайд 38Литература
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1985
Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с

ребенком? – М., 2004.
Деркунская В.А., Рындина А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 112 с.
Корчак Я. Избранные педагогические произведения: /Сост. И авт. Примеч. Е.С.Рубенчик/ - М., 1979.
Леви В. Нестандартный ребенок. – СПб., 1993.
Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. – М., 2002.
Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия//Психология межличностного познания/Под ред. Бодалева А. А. - М.,1981
Психология педагогического взаимодействия. Учебное пособие / Под ред. Я.Л.Коломинского. – СПб, 2007.
Рындина А. Г. Субъект-субъектное педагогическое взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста: особенности и пути оптимизации// Детский сад от А до Я №2 (50) 2011, с. 113 - 119
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973 (4 издание).

Слайд 39Источники фотографий и иллюстраций:
Сайт www.pinterest.com
Личные фотографии автора презентации и Анны Рындиной

(RyndinArt)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика