Педагогическое общение презентация

Содержание

Вопросы: Сущность педагогического общения Функции и средства педагогического общения Стили педагогического общения и стили педагогического руководства Педагогический такт Общение как наука и искусство

Слайд 1 ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» Институт педагогики и психологии Кафедра

технологий психолого-педагогического и специального образования


Педагогическое общение

Курс «Основы профессиональной деятельности»


Преподаватель:
А.И. Ахулкова, к.п.н, доцент

Орел-2017





Слайд 2 Вопросы:

Сущность педагогического общения
Функции и средства педагогического общения
Стили педагогического общения и

стили педагогического руководства
Педагогический такт
Общение как наука и искусство

Слайд 3 Обще́ние — сложный многоплановый процесс

установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)

Вне общения невозможна человеческая деятельность
Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения
использование общения в деятельности изучается социологией

Сущность педагогического общения


Слайд 4 Профессионально-педагогиче­ское общение -система взаимодействия педагога

и воспитуемых, содержанием которого является обмен информа­цией, познание личности, оказание воспитательного воздействия
(В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров)

Сущность педагогического общения

В центре нашего внимания – профессиональное общение


Слайд 5При реализации коммуникативной стороны общения происходит процесс двустороннего обмена информации и

воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений между ними, целей, намерений, установок, ведущих к взаимному пониманию, т.е. смысловому аспекту социального взаимодействия.
В условиях коммуникации могут возникать барьеры:
1) барьеры социокультурных различий (социальные,
политические, религиозные, профессиональные различия)

Сущность педагогического общения


Слайд 6
2) барьеры непонимания
(фонетические, семантические, стилистические, логические)
Фонетический барьер возникает

1. Когда говорят

на иностранном языке
2. Используют большое число иностранных слов или специальную терминологию
3. Когда говорят быстро, невнятно и с акцентом
Преодоление :
1. Внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки
2. Учет аудитории и индивидуальных особенностей людей (чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе - медленнее, на юге - быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.)
3. Наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией


Сущность педагогического общения


Слайд 71. Любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
2. «Смысловые»

поля у разных людей разные
3. Жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры
Преодоление :
1. Говорить максимально просто;
2. Заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора


Семантический барьер
фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой»
«все понимают по-своему»

Сущность педагогического общения


Слайд 8Преодоление :
правильно структурировать передаваемую информацию
правило рамки и правило цепи

Рамку в общении

создают начало и конец разговора

1. Простое перечисление - «во-первых, во-вторых, в-третьих...»
2. Ранжирование - «сначала о главном, теперь о составных элементах, наконец, менее существенное...»
3. Логическая цепь - «если это - то, тогда можно предположить, что..., а следовательно...»

Стилистический барьер
возникает, когда человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре
не соответствие между формой и содержанием

Сущность педагогического общения


Слайд 9Преодоление :

1. Учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо

примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности
2. Правильная аргументация


Логический барьер
Когда человек говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно

Сущность педагогического общения

Логика есть только одна - правильная, наша


Слайд 103) барьеры отношений (неприязнь, недоверие и. т.п.) ,
личностные барьеры
Сущность педагогического

общения




Слайд 11Интерактивная сторона общения проявляется в регуляции взаимодействия партнеров общения при условии

однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных и невербальных) систем общения

Сущность педагогического общения

Интерактивность общения обеспечивается пространственной временными средствами общения: дистанцией – расстоянием между партнерами по общению, пристройкой – позицией, выражающей отношение одного партнера к другому; временем, местом и ситуацией


Слайд 12Перцептивная сторона общения проявляется в адекватном восприятии человеком себя, других; в

умении проникнуть во внутренний мир партнера, почувствовать его психическое состояние в каждый момент, в понимании и оценке партнерами друг друга с помощью психологических механизмов

Сущность педагогического общения

Сравнение, идентификация-способ понимания через уподобление, его самому себе, отождествление себя с ним, рефлексия-способ самопознания, эмпатия-понимание другого путем эмоционального вчувствования в его переживания, способность к сопереживанию, аттракция-форма познания другого, основанная на возникновении к нему положительных чувств, стереотипизация-восприятие и оценка другого через призму известного, социального стереотипа, социальным группам и т.п


Слайд 13Функции общения


Слайд 14
Функции и средства общения


Слайд 15Средства общения


Слайд 16
Функции и средства общения
Требования к речи педагога:
правильность (соответствие литературно-языковым нормам);
точность (употребление

слов, выражений в свойственных им значениях);
ясность, простота, логичность, доступность;
богатство (разнообразие используемых языковых средств),
образность, эмоциональность

Слайд 17
Функции и средства общения
В ситуации общения между педагогом и воспитанни­ком необходимо

диалоговое взаимодействие

Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собесед­ник ответит на него
Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте уче­ника в том, чтобы он высказал к ней свое отношение
Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником
Делайте паузы во время беседы. Не захватывайте все "комму­никативное пространство«
Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику
Чаще повторяйте фразы: "Как ты сам думаешь?", "Мне интересно твое мнение", "Почему ты молчишь?", "Ты не согласен со мной? Почему?", "Докажите, что я неправ"

Слайд 18Типичные стили педагогического общения
В. А. Кан-Калик
общение на основе увлеченности

совмест­ной деятельностью
общения на основе дру­жеского расположения
общение-дистанция
общение-устрашение
общение-заигрывание
общение-превосходство

Стили общения и стили педагогического руководства

Стиль – это совокупность приемов, способов работы, это ха­рактерная манера поведения человека.
Стиль – это индивидуально-своеобразная манера действования
(А.А. Бодалев)

Стиль общения -индивидуально-типоло­гические особенности социально-психологического взаимодей­ствия педагога и обучающихся
(В.А. Кан-Калик)


Слайд 19Какой стиль выбрать?


Слайд 20Такт - чув­ство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-нибудь, чему-нибудь,

создающее умение держать себя по­добающим образом (толковый словарь русского языка)

Такт педагогический – это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах дея­тельности, умение выбрать правильный подход к ученику
Педагогический такт — это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный способ воспитательного влияния
Специфика педагогического такта
мера профессионального поведения учителя, мера его действий, поступков
важное условие построения правильного общения педагог-воспитанник, педагог-коллектив
мера в выборе и использовании тех или иных методов, форм, средств воздействия и взаимодействия

Педагогический такт предполагает учет личностных особенно­стей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических про­фессиональных установок педагога

Педагогический такт


Слайд 21Педагогический такт

…..вежливость в отношениях с учениками

…авторитет 
…сила воли
… сдержанность
… наблюдательность
… внимательность
…. последовательность
…требовательность
…сообразительность


...Выдержка и самообладание

..Бестактность учителя проявляется в непоследовательности или непостоянстве требований и оценочных суждений

...Гибкость ума

...творчество

... … шутка, ирония,
смекалка, юмор


Слайд 23Искусство общения лежит в основе профессионального успеха и обусловлено оно развитием

у педагога комплекса умений:
уп­равлять своим поведением, своими чувствами, уметь наблюдать, переключать внимание, понимать и учитывать душевное состоя­ние воспитанников, мотивы действий, поступков, оценок, уметь «читать по лицу», подать себя в общении с другими, уметь
уста­навливать речевой и неречевой контакт с учащимися….

Общение: наука и искусство?

Искусству общения надо учиться, но «нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он, откровенно говоря, не любит детей, не любит профессии» А. А. Леонтьев


Слайд 24






Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика