Слайд 1Лекция 4
Педагогические технологии гуманистической педагогики: метод проектов; ситуационный анализ; формирование «Я-позиции»;
разноуровневое обучение
Слайд 2
Как вы понимаете высказывание Д. Дьюи «Принятая только как сомнение, идея
парализовала бы исследование. Принятая только как уверенность, она остановила бы исследование. Принятая как сомнительная возможность, она дает точку зрения, платформу, метод исследования»?
Прокомментируйте высказывание У. Джемса «Наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить».
Согласны ли вы с К. Роджерсом, что одним из ключевых факторов гуманистической педагогики является учебная программа, отвечающая интересам обучающихся.
Слайд 3Метод проектов
Комплексный метод (может включать в себя практически все описанные здесь
методы)
Способствует формированию у учащихся самостоятельности, ответственности, умения уважительно и равноправно взаимодействовать с партнерами
Дает возможность рассматривать проблему в ее развитии
Hearty purposeful act - «От души выполняемый замысел» (В. Килпатрик)
Слайд 4
Метод проектов зародился в XVI в. в архитектурных мастерских Италии
Применялся в
конце XIX века в США Р. Стимсоном при обучении основам сельскохозяйственной культуры, основывался на теоретических позициях Джона Дьюи
американские ᴨедагоги Е. Пархерст, В. Килпатрик, Э. Коллингс
В. Килпатрик (нах-ся под влиянием психологических идей Э.Торндайка) в 1918г. в статье «Метод проектов» дал определение этому методу
В России в 1905г. под руководством С.Т.Шацкого была создана группа сотрудников, пытавшаяся пропагандировать метод проектов
В послереволюционный период применялся в школах по личной инициативе Н.К.Крупской
Но: не будучи педагогически осмыслен учителями, быстро выродился в «бригадный метод». В 1931г осужден постановлением ЦК ВКП(б).
Слайд 5Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Слайд 6Метод проектов в системе образования призван:
научить учащихся самостоятельному критическому мышлению, умению
работать с информацией;
научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
научить принимать самостоятельные аргументированные решения;
научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Слайд 7Метод проектов в системе школьного образования
Слайд 8Метод проектов в системе вузовского образования
Слайд 9Типология проектов
Типологические признаки
Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная):
исследовательские,
практико-ориентированные, ролево-игровые, информационные, творческие проекты.
Предметно-содержательная область:
монопроект (в рамках одной области знания);
межпредметный проект.
Способ общения в процессе проектной деятельности:
непосредственное общение (face-to-face);
коммуникационные технологии (телекоммуникационные проекты).
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий); скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, что характерно, например, для телекоммуникационных проектов):
проекты с явной координацией;
проекты со скрытой координацией (телекоммуникационные проекты).
Характер контактов: (среди участников одной школы, класса города, региона, страны, разных стран мира):
внутришкольные проекты;
региональные проекты;
международные проекты (телекоммуникационные проекты).
Количество участников проекта: индивидуальный, парный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (несколько занятий), среднесрочный (от месяца до полугода), долгосрочный (от полугода до года и более).
Слайд 10Формирование малых групп при работе над проектом
Слайд 11Качества личности участников
Определенный уровень интеллектуального развития
Определенный уровень компетенции в учебном
предмете
Определенный уровень познавательной активности
Социометрический статус ученика в классе
Эмоциональная окрашенность учебной работы (дополнительный параметр)
Питанова М.Е.
Слайд 12Что делает группу привлекательной
Престиж группы
Климат группы
Размер группы
Основная деятельность, или задача, группы
Социальная структура группы
Возможность для членов группы соучаствовать
Поведение учителя
Такман Б.
Слайд 13Подготовка к проектной деятельности
Определение проблемы (не предлагается в готовом виде) –
учащиеся подводятся к формулировке проблемы и гипотез ее решения
Проблемная ситуация – проблема – проблемные задачи ее рассмотрения
Проблемная ситуация отражает реальную действительность (СМИ или личный опыт)
Слайд 14Уровни проблемности
(в зависимости от сформированности у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности)
Проблемное изложение
учебного материала учителем
Учитель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает
Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики самостоятельно ее разрешают
Полная самостоятельность ученика: сам находит проблему, сам ее решает (проектная деятельность)
Слайд 15Требования к уровню компетенности в области решения проблем
Понимать проблему (использовать знания
и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы. Формулы, таблицы, интегрировать информацию из разных источников)
Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию)
Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой)
Решать проблему (принимать решения в соответствиями с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели)
Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение и т.п.)
Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
Слайд 16Метод проекта предполагает владение
Интеллектуальными умениями: анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования,
поиска информации, ее оценки и пр.
Умениями работать с различными источниками информации
Умениями работать в команде
Слышать собеседника, приходить к консенсусу
Слайд 17Этапы организации проектной деятельности
Выбор темы, типа проекта, количества участников
Варианты проблем, в
рамках намеченной тематики («мозговая атака»)
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке)
Защита проектов, оппонирование
Подведение итогов, внешняя оценка, прогнозирование дальнейшего развития полученных выводов, результатов.
Слайд 18Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане
проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
Самостоятельная деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
Слайд 19
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования («мозговая атака», круглый
стол)
выдвижение гипотез их решения
обсуждение методов исследования (анализ информации, фактов, статистические и экспериментальные методы, наблюдения и пр.)
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация, ролевая игра, видеоклип, доклад и пр.)
сбор, систематизация и анализ полученных данных
подведение итогов, оформление результатов, их презентация
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Слайд 20ситуационный анализ
(case-study)
Метод кейсов
Слайд 21
Дискуссии входят органичным компонентом во многие методы проблемной направленности.
Они позволяют так
построить процесс познания, чтобы учащиеся «открывали» новое знание, а не выучивали его.
Меняется роль преподавателя: требуется умение спровоцировать учащихся на диспут.
Необходимо срезу заинтересовать учащихся предметом дискуссии.
Используются разные проблемные ситуации.
Кейс-стади – один из наиболее эффективных способов обучения решению типичных проблем.
Слайд 22ситуационный анализ
(case-study)
Возник в начале прошлого века во Франции
В США применялся в
Чикагском университете на фак-те социологии
В 1924г. стремительно развивался в Гарвардском университете
Использовался в начале своего распространения как метод количественного и качественного анализа ситуации
Споры и критика со стороны сторонников экспериментального и квазиэкспериментального методов (считали ограниченным и примитивным, т.к. в основе лежал анализ одного или нескольких случаев)
Слайд 23
Но:
Это метод целостного (holistic) рассмотрения ситуации (ситуации подвергались анализу со всех
точек зрения)
Исследователю нет необходимости набирать большое количество исследуемых случаев:
достаточно отобрать один (single-case study) или несколько (multiple-case study) аналогичных случаев
Для целого ряда исследовательских задач case study оказывается наиболее экономичным и вместе с тем достаточно достоверным методом
Слайд 24Один из ведущих идеологов Р. Иен
Три вида ситуационного анализа:
Исследовательский (exploratory)
Полевые, экспериментальные
работы, сбор данных как правило предшествуют формулировке исследовательских задач и выдвижению гипотез. План исследования – заранее.
Подготовка к предпринимаемому исследованию.
Трудность – выбор ситуации для изучения (временнáя ограниченность).
Объяснительный (explanatory)
Изучение причин возникновения той или иной ситуации.
Можно использовать технику действий по образцу, используя разные теории.
Описательный (descriptive)
Исследователь начинает изучение ситуации с теоретического описания, с попытки предвидения проблем.
Метод сравнительного анализа.
Слайд 25Р. Иен выделил пять компонентов, присущих исследовательской деятельности, важных для ситуационного
анализа :
Вопросы (проблемы) для изучения
Предложения для их решения (гипотезы)
Разделы, подлежащие анализу
Логические связки получаемых данных и высказанных предложений (гипотез)
Критерии оценки, интерпретации выводов
Слайд 26Необходимость тщательного анализа ситуации – 4 основных принципа:
Использование всех возможных свидетельств
при анализе ситуации
Включение всех основных альтернативных точек зрения
Выделение ключевого аспекта рассмотрения ситуации
Использование экспертного мнения для продолжения анализа ситуации
Слайд 27Разделы протокола:
Обзор общего материала ситуации, подлежащей анализу, формулирование основных целей, темы,
требующей изучения
Определение процедуры исследования, анализа, возможных источников информации
Формулирование главных вопросов, кот. исследователь должен иметь в виду в процессе сбора фактического материала
Разработка плана и формата доклада
Слайд 28Кейс-стади построен на представлении для обсуждения проблемной ситуации, но обязательно в
виде текста.
Этот вводный текст должен быть:
построен на реальной, жизненной ситуации;
должны быть действующие лица с их конкретными именами и судьбами, должны быть узнаваемыми;
нужно понять, почему они попали в ту или иную ситуацию;
текст должен дать достаточно материала для анализа фактов, аргументации собственной позиции;
проблемная ситуация, как правило, содержит комплексную проблему (не только научную, но и связанные с ней сопутствующие проблемы: политические, социальные, экологические, …) Анализу подлежит вся совокупность проблем. Но для понимания всего комплекса проблем необходимо знать их научную основу (теорию).
Слайд 29Факторы, которые принимаются во внимание при создании такой ситуации-рассказа.
Хорошая ситуация:
Актуальна
для сегодняшнего дня.
Рождает чувство симпатии к главному герою. (Чем больше личностной информации о героях, тем лучше).
Содержит диалог (он делает ситуацию более личностной и вызывает больший интерес).
Учитывает интересы учащихся (значимые для них темы).
Отражать определенные дидактические цели.
Обязательное решение заложенной в ней проблемы (помочь герою решить его проблему). Проблема не должна быть легкой и должна предусматривать множество вариантов решений.
Обобщение фактов и выводы.
Не должна быть длинной.
Слайд 30Ознакомление с ситуацией:
Вначале в нескольких словах необходимо пояснить, почему данная проблема
является столь важной (возбудить интерес аудитории).
Наметить, какой подход к анализу предполагается использовать (исследовательский, объяснительный, описательный).
Хорошо, когда ситуация затрагивает этические и социальные проблемы.
Важно, с какого вопроса начать обсуждение. Лучше начинать с научных проблем, с тех знаний, которые лежат в основе данного случая. Необходимо изучить вопрос.
Слайд 31
Первое знакомство начинается со знакомства с героями проблемной ситуации и анализа
причин, почему они в нее попали, в чем она заключается.
Понемногу разматывается все проблемная цепь.
Когда учащиеся накапливают знания, мы постепенно возвращаемся к ситуации, шаг за шагом анализируя ее, собирая все новые факты.
Настает время, когда можно задать главные вопросы и открыть дискуссию.
Слайд 32Часто возникает потребность включить фрагменты ролевой или деловой игры, чтобы глубже
вникнуть в проблему.
Ситуационный анализ сам становится элементом этих методов.
Часто применяется в бизнес - образовании.
Основная цель – научить обучающихся применять теоретические знания на практике и принимать верные стратегические и оперативные решения.
Необходимы понимание сложившейся ситуации, учет максимально возможного спектра факторов и достоверной информации.
Задача – комплексное исследование конкретной ситуации и оценка эффективности принятых решений.
Слайд 33Кейс – стади включает:
описание ситуации;
выявление и группировку факторов, определяющих выбор необходимых
решений;
оценку аргументации и эффективности решений с точки зрения текущих и перспективных последствий.
Суть: учащимся предлагают жизненную ситуацию, отражающую практическую проблему, решение которой требует актуализации определенных знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Слайд 34Ситуационный анализ – интерактивный метод обучения.
Анализ ситуаций довольно сильно воздействует на
профессионализацию, способствует взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
Слайд 35Компоненты кейс – стади:
Содержательная часть (case, т.е. ситуация – рассказ, иногда
с элементами драматизации).
Система заданий, направленных на самостоятельное усвоение знаний через поиск решений представленной в ситуации проблемы.
Дискуссия, ролевая или деловая игра. (Под ролью понимают совокупность требования к поступкам, языку, стилю общения и пр., предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции в представленной ситуации. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму – игровой метод обучения, сочетающий в себе игру с тонкой системой интеллектуального развития и тотальной системой контроля).
Слайд 36В ситуационном анализе необходимо:
С одной стороны владеть терминологией, понятиями
С другой уметь
ассоциировать эти понятия с конкретными ситуациями (чтобы выводы и принимаемые решения были не формальными, а учитывали возможные последствия).
Дискуссии, привязанные к конкретным ситуациям, конкретным судьбам людей позволяют глубже прочувствовать, что скрывается за тем или иным понятием.
Слайд 37Практическое задание 3.
Сформулируйте проблемы для организации проектной деятельности.
Разработайте проекты по предложенным
проблемам.
Продумайте проблему, которую вы могли бы рекомендовать для ролевой или деловой игры. При этом: 1) сформулируйте дидактическую задачу. Которую собираетесь решать, и обоснуйте педагогическую целесообразность использования ролевой или деловой игры с этой целью; 2) разработайте сценарий такой игры; 3) разыграйте его с вашими партнерами по группе, распределив соответственно роли.
Сформулируйте дидактические задачи и учебные ситуации, в которых эту же проблему вы бы рекомендовали решать другими методами.
Придумайте ситуацию, которая бы соответствовала технологии кейс-стади. Разыграйте ее в малых группах.