Слайд 1Педагогические технологии,
адекватные возможностям электронного обучения
Слайд 2Педагогическая технология
совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания,
позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели
(Российская педагогическая энциклопедия)
Слайд 3Образовательные технологии
система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная
на конкретной идее в соответствии определенными принципами организации и взаимосвязи целей, содержания, методов
(Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.)
Слайд 4
Технология не может применяться отдельными элементами, это целостный процесс.
Слайд 5
Активные и интерактивные образовательные технологии
Слайд 6
«интерактивный» происходит от английского «interact»
(«inter» — «взаимный», «act» — «действовать»)
Слайд 7В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - обучаемый выступает в
роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3) интерактивная – взаимодействие.
(моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).
Слайд 8Интерактивные технологии могут применяться для:
• организации тематических занятий;
• организации временных
творческих коллективов при работе над учебным проектом;
• формирования портфолио студента;
• организации дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе;
• создания образовательных ресурсов.
Слайд 9Для решения образовательных задач могут быть использованы интерактивные технологии:
Интерактивная экскурсия
Кейс-технологии, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)
Видеоконференции
Круглый стол
Мозговой штурм
Дебаты
Фокус-группа
Деловые и ролевые игры
Учебные групповые дискуссии
Тренинги
…
Слайд 10Примеры интерактивных технологий
Слайд 11Примеры интерактивных технологий обучения
Слайд 12Примеры интерактивных технологий обучения
Слайд 13Примеры интерактивных технологий обучения
Слайд 14
Развитие
личности и
профессиональной
компетентности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
КАК ?
ДЛЯ ЧЕГО ?
Организационный
Слайд 15Телекоммуникационная рефлексивная образовательная технология
Слайд 16Рефлексия
сознательная деятельность человека, направленная на осмысление:
собственных действий,
внутренних чувств, состояний,
переживаний (самопознание, самопонимание и саморегуляция),
действий других людей.
Слайд 17Телекоммуникационная рефлексивная образовательная технология
современная активная образовательная технология, позволяющая организовать систему
сетевого взаимодействия на основе осознания важности и необходимости самопознания на пути профессионального и личностного саморазвития.
Слайд 18Особенности рефлексии в сетевом пространстве
четкая адресная направленность собственных мыслей (одному, нескольким
субъектам, группе);
диалогичность развития нескольких разноуровневых дискурсов;
фиксация и визуализация на экране мыслей, действий, целого дискурса в письменной или мультимедийной форме;
синхронная и асинхронная формы взаимодействия;
доступ к сетевому дискурсу и результатам сетевой деятельности в любое время, в любом месте;
децентрация взаимодействия в сети.
Слайд 19Новые возможности рефлексии в электронной среде
сравнивать свои действия с другими;
осуществлять самодиагностику
компетенций личностных, профессиональных, коммуникативных (на примере, рейтинговых таблиц, шкал оценивания);
делать предметом анализа каждое действие, свое и других людей;
анализировать ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные цели и результаты;
прослеживать логическую линию развертывания событий;
накапливать и анализировать в своем личном сетевом пространстве лучшие образцы образовательного взаимодействия;
обдуманно и доказательно (с ссылками) излагать свою точку зрения в оценке ситуации, поведения других людей.
Слайд 20Основная цель
Формирование рефлексивной компетентности
(Как вы понимаете, что это такое?)
Слайд 21Задачи
Создание информационных условий для организации рефлексии:
сохранение и накопление в
сети фактов, событий
Инструменты решения задачи:
наблюдение,
тестирование,
анкетирование,
интервьюирование,
сетевое взаимодействие или индивидуальные действия.
Например, создание сетевого портфолио, личного блога, сайта, wiki-проекта.
Слайд 22Задачи
Организация аналитической, оценочной, контрольной и коррекционной деятельности.
Инструменты решения задачи:
анализ
(самоанализ), интерпретация полученных результатов в соответствии с заявленными целями.
оценка и контроль хода осуществляемой деятельности
Например, рефлексивная беседа, анализ «следов» сетевой деятельности, разбор педагогических ситуаций
Слайд 23Система управления рефлексивной деятельностью обучающихся
Опосредованное управление:
инструкции,
руководства к действию,
методические подсказки,
рекомендации и советы,
помощь на выбор,
экраны достижений, сетевые журналы, формы отчетности.
Слайд 24Система управления рефлексивной деятельностью обучающихся
Прямое управление
рефлексивное комментирование
рефлексивные вопросы
подсказки, готовые алгоритмы
деятельности, примеры, образцы,
индивидуальные и групповые on-line (off-line) консультации
Слайд 25Реализуемые модели сетевой коммуникации
дискурсная
модель сетевой совместной деятельности
Слайд 26Специфика электронного ресурса
Ресурс должен «отвечать» на вопросы:
что делать,
с какой целью,
в какой последовательности,
в какие временные сроки,
с использованием каких сетевых коммуникационных инструментов
Важно давать возможность выбора с целью планирования, анализа и коррекции деятельности (например,…)
Слайд 27Направления взаимодействия
Педагог – Учащиеся
Учащиеся – Педагог
Учащиеся – Учащиеся
(привести примеры ситуаций)
Слайд 28Риски использования технологии
Обсуждение в группе
Слайд 29Приемы организации рефлексии
Рефлексивный круг
Мини-сочинение
Ключевое слово
Зарядка
Анкета-газета
Заверши фразу
Пожелания
Рефлексивны ринг
Слайд 30Технологии рефлексии
2. Рефлексивная мишень
10
5
0
Деятельность
учащегося
Содержание
Деятельность
педагога
Форма,
методы
После заполнения мишени, педагог вывешивает
ее
и делает краткий анализ.
18
/по С.С. Кашлеву/
Слайд 31Технологии рефлексии
Рефлексивная мишень
10
5
0
Желание работать
Понимание
материала
Настроение
на уроке
1
2
3
4
1
2
3
4
1
1
2
2
3
3
4
4
Работоспособность
19
Слайд 32Приемы рефлексии
«Острова»
Бермудский
треугольник
о. Грусти
О. удовольствия
о.Тревоги
о.Просветления
о. Воодушевления
О.Неопределенности
о. Недоумения
о.Радости
23
/по С.С.
Кашлеву/
Слайд 33совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе
компьютерной телекоммуникации.
Деятельность имеет общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата деятельности
Е.С.Полат
Телекоммуникационный проект
Слайд 34
Телекоммуникационные проекты оправданы, если:
предусматривается сравнительное изучение, исследование явления, факта, события, происшедших
или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения.
Слайд 35предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи:
практической (выведение нового сорта растения
в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями)
творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников);
Телекоммуникационные проекты оправданы, если:
Слайд 36Исследовательские проекты — по структуре приближены к научному исследованию:
доказательство актуальности
темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования,
обозначение задачи, методов, источников информации,
выдвижение гипотез,
обобщение результатов,
выводы,
оформление результатов,
обозначение новых проблем;
Слайд 37Информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ
и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки;
Искусство Японии
Новый год в
разных странах
«Иван Айвазовский»
Красота спасёт мир
Культура
доколумбовых
цивилизаций.
Удивительный
мир
природы
Слайд 38Творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата
(газета, фильм, праздник, изделие декоративно-прикладного искусства), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме;
Слайд 39Социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный
на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы;