Слайд 1
Педагогическая технология: современный взгляд на целостность и системность оптимизации образовательного процесса
в учебных заведениях.
Слайд 2Содержание
Проблема системных педагогических технологий в исторической ретроспективе.
Теоретические характеристики современных педагогических технологий,
их классификация и взаимосвязь.
Педагогические основы создания и реализации технологических систем в оптимизации учебно-воспитательного процесса в современных условиях.
Слайд 3Литература
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей
ред. В. С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2001 – 368с.
Попкова Е.В. Педагогические технологии в в дефинициях, схемах, таблицах: Учебно-методическое пособие / Е. В. Попкова. Витебск: Изд. УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2005. – 309с.
Прокопьев И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учебное пособие. И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. Мн.: ТетраСистема, 2002. – с.378 – 392
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Г. Н. Шиянов. – 4-е изд. М: Школьная Пресса, 2004. – с.329 – 419
Селевко Г. К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с.
Слайд 4Педагогический словарь
Педагогическая технология – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения
которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развитие личности.
Содержание педагогической технологии – это совокупность педагогических умений и приемов реализации педагогического воздействия и взаимодействия.
Технология обучения – есть последовательность процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой приводит к достижению гарантированных целей обучения.
Технологическая схема – условное изображение технологии процесса
Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой последовательности действий с указанием применяемых средств.
Педагогическая задача – педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями её осуществления.
Конструкция (системы) – от лат. constructio, составление, построение и означает устройство, взаимное расположение частей, строение.
Системный технологический процесс – от лат.processus, продвижение, последовательная смена явлений, состояний в продвижении к результату; совокупность последовательных действий для достижения ожидаемого результата.
Слайд 5Педагогические принципы образовательных технологий первой трети ХХ века
уважение к свободе и
жизни каждого ребенка;
творческая раскрепощенность личности ученика;
введение его в социально и личностно значимые виды деятельности;
обогащение связей учебно-воспитательного учреждения с окружающим миром и действительностью;
формирование не декларативно, а педагогически цельной, всесторонне развитой личности.
Слайд 6Аргументы противников технологизации процессов обучения и воспитания в контексте их оптимизации.
сложность
перехода на технологический режим обучения;
невозможность перевода всей информации на технологический режим обучения;
усиливают дефицит общения;
не работают на развитие творческого мышления и творческих способностей (особенно машинные технологии); исключение составляют технологии проблемного, эвристического обучения;
работают лишь на основе смоделированных алгоритмов и программ.
Слайд 7Аргументы сторонников технологизации процессов обучения и воспитания в контексте их оптимизации.
возможность
диагностичности цели и результатов учебно-воспитательного процесса;
достижение гарантированного результата в обучении;
повторяемость и воспроизводимость результатов;
направленность технологий на достижение конкретных целей в обучении или воспитании;
формирование системных умений и навыков, доведенных до совершенства;
экономия времени, средств, сил на достижение поставленных целей;
при обоснованном применении их можно рассматривать как базу для развития творческого мышления и способностей.
Слайд 8Сущность системной технологии в оптимизации форм образования (по ЮНЕСКО)
«Педагогическая технология –
это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».
Слайд 9Методологические аспекты системной педагогической технологии
научный: педагогические технологии – это часть
педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуально-описательный: описание(алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
процессуально-действенный: осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств педагогического инструментария.
Слайд 10Классификация педагогических технологий
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные
(модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические; диалектические и метафизические; научные и религиозные; свободного воспитания и принуждения и т.п.
По ведущему фактору психического развития: идеалистические, биогенные психогенные и т.д.
По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, гуманитарные и технократические, светские и религиозные и др.
Слайд 11Взаимосвязь традиционных и современных педагогических технологий в оптимизации учебно-воспитательного процесса
Слайд 12
На созерцательной основе
На деятельной основе
На концептуальной основе
На эмпирической основе
На последовательной основе
На
крупноблочной основе
На не опережающей основе
На опережающей основе
На знаниевой основе
На лично-смысловой основе
На монологической основе
На диалоговой основе
На академической основе
На ситуативной основе
Связь между технологиями по вертикали – соединительная
Слайд 13Система способов (действий) оптимизации педагогического процесса
Система способов оптимизации
Педагогические технологии
Моделирование и
проектирование
Комплексиро-вание задач
Конкретизация задач
Генерализация содержания
Координация содержания
Обеспечение условий
Выбор темпа
Дифференци-ация обучения
Выбор структуры
Выбор варианта методов, форм и средств
Слайд 14Содержательно – структурные составляющие создания педагогической технологии в современном её понимании
(ум, дело, рессурсы)
формы
средства
методы
содержание
Технологии
продукт
задачи
учитель
ученики
Слайд 15Методологические требования к процессу создания и реализации педагогических технологий в оптимизационном
образовательном поле
Опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – логика процесса, взаимосвязи всех его частей, целостность.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, проектирования процесса обучения, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность – гарантировать достижения определенного стандарта, эффективны по результатам и оптимальны по затратам.
Воспроизводимость – возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами.
Слайд 16Иерархические соподчиненные уровни создания и реализации технологий в оптимизационном процессе
общепедагогический уровень;
частнометодический
уровень (предметный);
локальный уровень (отдельные части учебно-воспитательного процесса).
Слайд 17Структура педагогической технологии в оптимизационном процессе
концептуальная основа;
содержательная часть обучения: цели
обучения, содержание учебного материала;
процессуальная часть – технологический процесс: организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся и учителей, диагностика учебного процесса.
Слайд 18Технологии организации (оптимизации) учебного процесса, которые должен знать современный учитель.
предметно ориентированное
обучение, направленное на усвоение предмета (условно назовем продуктивная технология);
личностно ориентированное обучение, направленное на удовлетворение потребностей ученика (щадящая технология);
сотрудничество (партнерство), направленное на усвоение предмета и удовлетворение потребностей ученика (партнерская технология).
Слайд 19Сравнительная характеристика педагогических технологий оптимизации учебно-воспитательного процесса
Слайд 21Тестовые задания по теме «Педагогические технологии»
1. Рассмотрение педагогических технологий как
части педагогической науки соответствует . . . . . . . . . . . . . аспекту их анализа:
а) научному;
б) процессуально-описательному;
в) описательно-действенному;
г) частнонаучному.
2. Рассмотрение педагогической технологии как синонима педагогической системы соответствует . . . . . . . . . . . . . . . . уровню использования понятия «педагогическая технология» в образовательной практике:
а) общепедагогическому;
б) частнометодическому;
в) локальному;
г) ни одного из вышеперечисленных.
Слайд 223. Соответствие современных дидактических технологий требованиям возможности диагностического целеполагания, проектирования процесса
обучения, поэтапной диагностики и т.п. характеризует такое ее качество, как:
а) концептуальность;
б) системность;
б) управляемость;
г) эффективность.
4. Общепедагогические, частнометодические и локальные (модульные) педагогические технологии выделяются по:
а) характеру содержания и структуры;
б) научные концепции;
в) философской основе;
г) уровню применения.
Слайд 235. К педагогическим технологиям, построенным на основе эффективности организации и управления
процессом обучения, относятся:
а) проблемное обучение;
б) программированное обучение;
в) традиционное обучение;
г) игровые технологии.
6. На основе эффективности организации и управления процессом обучения созданы:
а) технологии обучения на основе конспектов опорных сигналов (В. Ф. Шаталов);
б) групповые и коллективные способы обучения (В. К. Дьяченко, И. Д. Первин);
в) вальдорфская педагогика;
г) укрупнение дидактических единиц.
7. Автором педагогической технологии укрупнения дидактических единиц являются:
а) С. Н. Лысенкова;
б) В. Ф. Шаталов;
в) Л. В. Тарасов;
г) П. М. Эрдниев.