Презентация на тему Педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста

Презентация на тему Презентация на тему Педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста, предмет презентации: Педагогика . Этот материал содержит 22 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Коломийченко Людмила Владимировна
д.п.н., профессор, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии,
зав. лабораторией социального развития, руководитель научной школы ПГГПУ,
профессор кафедры гуманитарных и социальных наук ВВИ МВД РФ
E-mail: lvk_pspu@rambler.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторский курс


Слайд 2
Текст слайда:

Требования ФГОС ДО

к результатам освоения Основной образовательной программы представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования


Слайд 3
Текст слайда:

Требования ФГОС ДО

В пункте 3.2.3 ФГОС ДО отмечается, что при реализации Основной образовательной программы педагогические работники могут проводить оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)


Слайд 4
Текст слайда:

Назначение педагогической диагностики (ФГОС ДО)

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации работы с группой детей


Слайд 5
Текст слайда:

Сущностные характеристики

Диагностика - специфический вид познавательной деятельности, направленной на изучение объектов окружающего мира.
Диагноз - это дифференцированное знание о единичном, позволяющее отнести его к определенной группе, типу, классу, уровню.


Слайд 6
Текст слайда:

Функции педагогической диагностики:


определение наличествующего уровня развития объекта;
изучение обеспеченного уровня развития объекта при внесении изменений в педагогический процесс;
установление обратной связи;
оценка результативности педагогической технологии;
оказание воспитательно-побуждающего воздействия;
организация коммуникаций, позволяющих обмениваться информацией;
конструирование, проектирование изменений;
прогнозирование будущего развития изучаемого явления
(Н.И. Шевардин, П.И. Пидкасистый)


Слайд 7
Текст слайда:

Виды педагогической диагностики


дидактическая диагностика направлена на отслеживание результатов обучения (знаний, умений, навыков);
психолого-педагогическая диагностика направлена на изучение достижений личностного, психического, компетентностного, профессионального развития субъектов педагогического процесса (детей, педагогов, родителей);
социально-педагогическая диагностика направлена на изучение воспитательного потенциала окружающей социальной среды;
управленческая диагностика направлена на изучение эффективности организации, планирования, контроля, руководства педагогическим процессом


Слайд 8
Текст слайда:

Объекты педагогической диагностики


различные аспекты педагогического процесса (его структурные компоненты, элементы педагогической системы);
взаимосвязи между ними;
их влияние на результативность личностного развития;
механизмы управления;
развивающая среда и т.д.
(Ю.В. Васильев, В.В. Гузеев, Г.А.Карпова,Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник)


Слайд 9
Текст слайда:

Кем осуществляется диагностика?


Процедура диагностики осуществляется разными участниками педагогического процесса (воспитателями, психологами, узкими специалистами) в соответствии с их должностными инструкциями. Так, констатация поведенческих проявлений («ребенок самостоятельно благодарит за услугу, здоровается при встрече и т.д.») может фиксироваться воспитателем в карте наблюдений; проведение лабораторного эксперимента – психологом; анализ продуктов детской деятельности – специалистом по художественно-эстетическому воспитанию. В отдельных случаях (если речь идет о диагностике конкретных проявлений ребенка в семье) карты наблюдений заполняются родителями


Слайд 10
Текст слайда:

Требования к организации диагностики



четкая и определенная характеристика сущности изучаемого явления;
выбор и обоснование диагностических параметров и методов в соответствии с каждой исследовательской задачей;
наличие объективных методов контроля за степенью изменения имеющихся результатов;
четко воспроизводимое в эксперименте описание процессов, являющихся контрольными в исследовании;
наличие адекватного изучаемым показателям и грамотно изготовленного стимульного материала;
качественная статистическая обработка и содержательная интерпретация результатов, ее глубина;
презентативность оформления результатов

(В.И. Загвязинский, А.И. Кочетов, В.П. Беспалько)


Слайд 11
Текст слайда:

Принципы организации диагностических процедур:


системности, предполагающий необходимость изучения, анализа и интерпретации результатов с позиции выявления в них взаимно обуславливающих связей, целостной совокупности элементов;
целенаправленности, предусматривающий подбор, модификацию диагностического инструментария и организацию диагностики в строгом соответствии с предвосхищаемым результатом при четкой определенности основных параметральных характеристик (показатели, критерии оценки, уровни);
систематичности, предполагающий регулярное и планомерное проведение педагогической диагностики в соответствии с этапами исследования (начальная, промежуточная, итоговая диагностика, осуществляемые на констатирующем, формирующем и контрольном этапах эксперимента);
всесторонности, обеспечивающий изучение исследуемого явления как со стороны общих особенностей личностного развития, так и с позиций проявления индивидуальных, социально-значимых характеристик обусловленных генетическими основаниями (например, национальная принадлежность), спецификой взаимодействия участников педагогического процесса;
воспитывающий и развивающий характер диагностики, проявляющийся в возможности влияния диагностических процедур и их результатов на личность обследуемых;


Слайд 12
Текст слайда:

Принципы организации диагностических процедур:


объективности, связанный с необходимостью подбора адекватных заданным параметрам диагностических методик, с отсутствием предвзятости экспериментатора;
преемственности и интеграции диагностических процедур, предполагающий согласованность по содержанию, инструкциям, стимульному материалу всеми участниками их проведения (психологи, иные должностные лица), проведение обмена и совместного обсуждения полученной диагностической информации;
конфиденциальности, обеспечивающий сохранность полученной в ходе диагностики информации, ее использование исключительно в педагогических целях ограниченным кругом лиц;
гуманистической направленности, обеспечивающий проявление уважительного отношения к личности, стремление понять и познать человека при условии соблюдения такта, моральных и этических правил поведения;
эффективности, предопределяющий наличие и использование рекомендаций, направленных на усовершенствование педагогического процесса, на профессиональное развитие специалиста, проводящего диагностические процедуры;
компетентности, связанный с необходимостью привлечения к процедуре диагностики лиц, имеющих соответствующее образование, опыт и знания в области педагогики и психологии, то есть компетентного специалиста


Слайд 13
Текст слайда:

Принципы подбора диагностических методик:


идентичности диагностического инструментария исходной теоретической модели;
информативности, то есть максимального охвата диагностическими заданиями разных показателей изучаемого объекта;
минимизации энерго- и времязатрат на проведение процедуры обследования, фиксации и обработки результатов;
универсальности и технологической доступности диагностических методик, их валидности и надежности фиксации;
концептуального единства программно-целевых и технологических аспектов процедуры диагностики


Слайд 14
Текст слайда:

Принципы организации процедуры обследования:


здоровьесберегающая направленность процедуры обследования;
эмоциональная комфортность участников обследования;
идентичность условий организации деятельности обследуемых и условий проведения процедуры диагностики;
обеспечение мотивационной и психологической готовности экспертов и обследуемых к участию в процедуре диагностики;
информированность ребенка, родителей и педагога о целях, задачах и процедуре предстоящего обследования


Слайд 15
Текст слайда:

Педагогическая диагностика личностного развития детей

целенаправленный процесс определения наличествующего, обеспеченного и прогнозируемого уровня развития, осуществляемый посредством экспериментально апробированных методик в соответствии с научно обоснованными показателями и критериями


Слайд 16
Текст слайда:

Показатели личностного развития детей


в когнитивной сфере – знания программы, представленные в разном качестве (первоначальные, дифференцированные или обобщенные представления – понятия);
в эмоционально-чувственной сфере – интерес к изучаемому материалу, потребности в его освоении, мотивы деятельности;
в поведенческой сфере – конкретные способы взаимодействия с другими людьми, умения отражать имеющиеся представления в разных видах деятельности


Слайд 17
Текст слайда:

Критерии личностного развития -


степень проявления показателя:
в когнитивной сфере – объем и глубина усвоенной по программе информации, способность к аргументированию, осознанность знаний;
в эмоционально-чувственной сфере – устойчивость, ситуативность проявления интересов и потребностей, направленность мотивов;
в поведенческой сфере – устойчивость поведенческих реакций, самостоятельность, инициированность, креативность их проявлений


Слайд 18
Текст слайда:

Уровни развития детей


Определяются соотношением обозначенных показателей и критериев.
Дифференцирование уровней по возрастным этапам позволяет более четко обозначить имеющиеся достижения, увидеть динамику изменений, отследить эффективность реализации программного содержания и технологического сопровождения в каждой возрастной группе по результатам начальной, промежуточной и итоговой диагностики


Слайд 19
Текст слайда:

Методы педагогической диагностики


по этапам поиска (методы сбора материала, его интерпретации, направленного преобразования);
по уровню проникновения в сущность результатов диагностики (эмпирические и теоретические методы);
по реализуемым функциям (методы изучения, объяснения, прогнозирования, преобразования, коррекции, статистической обработки)
(В.И. Загвязинского, П.И. Пидкасистого, В.И. Тютюнника, В.И. Ядешко)


Слайд 20
Текст слайда:

Методы диагностики личностного развития детей


опрос (беседа, интервью);
наблюдение (включенное и невключенное, открытое и скрытое, непосредственное и опосредованное);
естественный, психолого-педагогический и лабораторный эксперимент;
проблемные ситуации;
метод эскпертных оценок при ранжировании личностных качеств;
социометрия;
анализ продуктов детской деятельности;
проективные методы (незаконченные предложения, интерпретация текстов, рисуночные тесты);
игровые задания


Слайд 21
Текст слайда:

Рекомендуемая литература


Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М., 2015. – 160 с.
Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО. – М.:«ТЦ Сфера», 2017. Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-lyubov-lavrova/135061-pedagogicheskaya-diagnostika-v-detskom-sadu-v-usloviyah-realizacii-fgos-do-lyubov-lavrova.html
Методические рекомендации. Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста: Электронный сборник. – Северск, 2016. Режим доступа: http://www.education.ssti.ru/document2/metodich1.pdf
Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 592 с.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Режим доступа: http://www.dou78.bel31.ru/file/1_11_16_3.pdf
Токаева Т.Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет. – М., 2016. – 112 с.
Другая литература по выбору студентов


Слайд 22
Текст слайда:

Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика