Слайд 2 К концу изучения темы важно научиться:
давать определение понятию «педагогическая технология»;
перечислять и
раскрывать требования к педагогической технологии;
называть виды педагогческих технологий;
раскрывать особенности и последовательность применения каждой из известных в практике современного начального образования технологий;
применять различные педагогические технологии на практике
Цель:
Слайд 3Понятие «педагогическая технология»
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо
деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
Слайд 4Термин «педагогическая технология» появился в США в середине ХХ в. и
быстро вошёл в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литера-туре понятие «педагогическая технология» первона-чально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование ТСО. Такая трактовка сохранялась вплоть до 1970-х гг.
В 70-е гг. сформировалась идея полной управляе-мости учебного процесса: решение дидактиче-ских проблем возможно через управление учеб-ным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению.
Слайд 5Появилось следующее определение: педагогическая технология — это «не просто исследования в
сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приёмы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (Международный ежегодник по технологии образования и обучения,
1978/79. — Лондон — Нью-Йорк).
Слайд 6Педагогическая технология выбирает наиболее рациональные пути обучения и выступает в качестве
строгой последовательности и системы способов, применяемых в обучении.
Японский ученый Т. Сакамото писал, что педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования» или«систематизацией классного обучения».
Слайд 7 Педагогическая технология – это системный подход создания, применения и определения
всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной деятель-ности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Слайд 8В.П. Беспалько: педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически
обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Б.Т. Лихачев: педагогическая технология — совокуп-ность психолого-педагогических установок, определяю-щих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
М. В. Кларин: педагогическая технология – сис-темная совокупность и порядок функциони-рования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Слайд 9 М.В. Кларин справедливо заметил, что понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной
педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения.
Слайд 10 Г.К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:
научный: педагогические технологии —
часть педаго-гической науки, разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующей педагогические процессы;
процессуально-описательный описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Слайд 11 В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трёх иерархически соподчинённых
уровнях (Г.К. Селевко):
общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определённой ступени обучения;.
термин «частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя;.
локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.
Слайд 12 Основные структурные составляющие педагогической технологии:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения.
цели обучения — общие
и конкретные;
содержание учебного материала;
в) процессуальная часть — технологический процесс:
диагностика учебного процесса;
организация учебного процесса;
методы и формы учебной деятельности школьников;
методы и формы работы учителя;
деятельность учителя по управлению процессом освоения учебного материала, ценностей и норм.
Слайд 13 Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным требованиям (Г.К. Селевко).
Концептуальность.
Системность.
Управляемость.
Эффективность.
Воспроизводимость.
Слайд 14В специальной литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий — В.Г. Гудневской, В.П.
Беспалько, В.Т. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко.
Классификация педагогических технологий
Слайд 18 Разделиться на 5 групп и распределить технологии для подробного изучения: Найти
подробную информацию и примеры.
игровые технологии;
проектные технологии;
Т. проблемного обучения;
здоровьесберегающая технология;
ТРКМЧП
Задание:
Рожина
Вера Анатольевна
канд. пед. наук,
доцент кф. ПМДНО
ВятГУ
Успехов!