Слайд 1Парадигмы педагогики.
Полипарадигмальность как методологический принцип
Н.Ю.Быкова
С.Ю.Творогова
Слайд 2Понятие
Парадигма
Картина мира
Дискурс
Подход
Слайд 3«Парадигма» -
Признанный научным сообществом образец решения различных проблем (Т.Кун)
Модель научной
деятельности, совокупность норм, критериев, стандартов исследования (В.В.Краевский)
Наиболее общие принципы понимания и интерпретации объекта исследования, принятые в научном сообществе и культурно-исторический тип интеллектуальной и практической деятельности (А.П.Валицкая)
Основания, идеи, подходы к проектированию образовательных систем (И.А.Колесникова)
совокупность устойчивых повторяющихся смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании независимо от степени и форм их рефлексии (Г.Б.Корнетов)
Слайд 6Индикаторы принадлежности к парадигме
Система взглядов на мир;
Смысловые доминанты профессионального бытия и
целевые установки педагогической деятельности;
ориентация и истоки формирования системы профессионально-педагогических ценностей и критериев оценки;
характер взаимодействия с участниками педагогического процесса
Слайд 7Смена парадигм
(Н.А.Лызь)
Перестройка оснований науки:
1)Внутридисциплинарное развитие
2) Междисциплинарные взаимодействия
Предпосылки:
1)Общенаучные (смена типа рациональности, изменение
общенаучной картины мира)
2)Внутринаучные (представление о человеке, образовании, развитие базовых категорий, формирование новых понятий, новые проблемы и противоречия)
Слайд 8Смена парадигм
(А.П.Валицкая)
Смена константных характеристик цивилизации:
Тип культуры
Способы кодирования и передачи информации, принятые
в этом типе культуры;
Образ Учителя
Представление о системе знаний, их роли в социуме и целях образования
Образ ребенка
Слайд 9Полипарадигмальность
Плюрализм?
Эклектизм?
Диалог?
Полемика?
Слайд 10Полипарадигмальность
Основания:
Идея диалога (Г.С.Батищев, М.М. Бахтин, В.С.Библер)
Представления о существовании единого смыслового континуума
и вариантных путях его конкретизации субъектом познания (В.В.Налимов),
Представления о множественности способов постижения бытия (Ю.А.Урманцев)
Идея интерпретации
Слайд 11Формы бытования полипарадигмальности
Сосуществование (диалог, полемика, нейтрализм, утилитарность)
Дополнение (параллельность, иерархия, ситуативность, коктейль,
эклектика)
Слайд 12Принципы межпарадигмальной рефлексии
Внеоценочное рассмотрение информации;
Парадигмальное отстранение наблюдателя;
Открытость сознания;
Соотнесенность множественности описаний объекта
с их парадигмальной принадлежностью
Слайд 13Роль в исследовательской деятельности
Объяснение, понимание, интерпретация;
Аттрактор;
Распознавание, идентификация;
Реконструкция, определение перспектив развития
образования