Слайд 2Кто же на самом деле особый ребенок ?
Особый ребенок
– это ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ.
И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития.
Слайд 3По классификации В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова, к основным категориям детей с ОВЗ
относятся:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 4ИНКЛЮЗИЯ… УЖЕ НЕ ИЛЛЮЗИЯ
Еще только 20 лет назад мы жили, считая, что
ребёнок со специальными нуждами должен быть изолирован от здоровых детей, и образование он мог получить только в специальном учебном заведении.
Существовало 8 видов таких школ: для слабовидящих, слабослышащих, умственно-отсталых, школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т. д. В данных школах для этих детей разрабатывалось самое необходимое для их самообслуживания и жизни в обществе.
Вопрос об инклюзивном образовании в нашем обществе не стоял.
Слайд 5Разные, но равные
Но сам по себе диагноз, поставленный ребенку, совсем не
означает, что перед ним закроются двери.
Каждому ребенку, независимо от сложности его ограничения, предоставляется возможность учиться, развиваться и чувствовать себя полноправным гражданином в обществе.
Слайд 6
Это наиболее передовая система обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья, основанная на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены
в общую систему
образования и
обучаются вместе со
своими сверстниками
по месту жительства
в массовой школе,
учитывающей их
особые образовательные
потребности.
Слайд 7Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и
здоровыми людьми. Ведь следствием инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.
Слайд 8Зло или благо?
Школьник, пострадавший в аварии, возвращается в свой класс, но
уже сидя в инвалидной коляске, это – инклюзия. Ребенок с синдромом Дауна идет в ближайший к дому детский сад – это тоже инклюзия.
Злом или благом является инклюзия российских школьников и дошкольников? Родители здоровых детей пожмут плечами: «Нас это, слава Богу, не касается». Еще как касается! Ведь инклюзия предполагает совместное обучение всех детей – и здоровых, и с особыми образовательными потребностями.
Слайд 9
Как бы вы отнеслись
к тому, что вместе с вашим ребенком будет учиться слепой или ребенок с ДЦП? Как правило, родители относятся очень негативно. И не только из-за боязни «иных», но по соображениям чисто практическим – особый ребенок будет оттягивать на себя внимание педагога.
Сама по себе инклюзия – инициатива очень хорошая, опробованная и принятая во многих странах, но в России с нею определенные проблемы: адаптивные, содержательные и психологические.
Сложней всего то, что связано с морально-психологическими категориями. Практика инклюзии в России говорит о том, что легче оборудовать школы по последнему слову техники, чем изменить те стереотипы, которые живут во многих из нас.
Слайд 12Особый, но РЕБЁНОК
На особого ребенка обрушивается масса не детских проблем, с
которыми ему непросто справиться, и многие из которых он даже не понимает. С одной стороны, такой ребенок уже не такой как все: иначе видит, чувствует, мыслит — и все это заметно бросается в глаза. С другой стороны — это же ребенок, и ему также хочется обычной заботы, внимания, ласки, любви и понимания, принятия, как от родных, так и от других, чужих взрослых, и, разумеется, сверстников.
Слайд 13Не такой как все
Но даже родные не всегда относятся с пониманием
к тому, что их чадо не такое как все дети. Ещё хуже посторонние, постоянно напоминающие родным, что их ребенок «какой-то ненормальный, не такой как все».
Особенно трудно приходится со сверстниками, причем, чем старше, тем хуже. Общеизвестна реализуемая «с детской непосредственностью» жестокость детей по отношению к чужакам и тому, чего они не понимают.
Слайд 14Традиционные представления о детях с нарушениями в развитии значительно изменились
Если раньше ребенок с ограниченными возможностями мог вызвать лишь сочувствие и рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь он считается равноправным, независимым, но нуждающимся в направлении и поддержке.
Ребенок с особыми потребностями имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!
Слайд 15Должен ли «особенный» ребенок находится в коллективе? Почему это полезно обычным
детям?
Если состояние здоровья ребенка позволяет, он должен обучаться в обычном детском коллективе.
Есть разработанные опробованные технологии. Например, сопровождение ребенка тьютором — специально обученным педагогом, который помогает осваивать школьные правила и служит помощником в социализации.
Судить о культуре общества можно по тому, как оно относится к своим слабым и немощным гражданам.
Милосердие закладывается с детства. Какой урок родители преподают своим детям, ограждая их от общения с детьми «особенными»? Как они отнесутся к вашей немощи в старости?
Слайд 16Как правильно рассказать ребенку о проблеме инвалидности, объяснить, почему его друг
«не такой»?
«Мамочка, а сколько пальчиков должно быть на руке? Пять? А почему у Димы два?» — с таким вопросом вернулась домой шестилетняя Юля в первый школьный день. Самым ярким впечатлением для девочки и ее сверстников стало знакомство с «не таким» одноклассником. Мама Юли негодовала, почему родителям не сообщили, что в классе будет учиться мальчик-инвалид, и как объяснить ВСЕ ЭТО дочери? Но дочь оказалась мудрее и озадачила маму новым вопросом: «А можно я буду с Димой дружить?»
Дети слушают не наши объяснения, они реагируют на наши эмоции. Если мы с брезгливостью обходим слепого или немого, то милосердие привить будет сложно. Культуру надо транслировать своим эмоциональным отношением. А объяснять детям лучше на понятном им языке. Ваш ребенок рано или поздно столкнется с инвалидностью или болезнью в окружающем мире. Лучше, чтобы он узнал об этом от вас!
Слайд 17Какие чувства стоит формировать у ребенка по отношению к людям с
инвалидностью? Жалость, сострадание, участие? Или, напротив, особенность должна восприниматься как обычное явление?
Есть существенная разница между жалостью и состраданием. Жалея человека, мы смотрим на его проблему со стороны: «Какой несчастный, бедняжка». Бывает, что за жалостью стоит еще и тихая радость: «Как хорошо, что это не со мной».
Сострадание иное по своей природе. СОстрадая, мы становимся причастны к проблеме, Сострадание предполагает СОвместное действие.
Из жалости можно подойти, погладить ребенка по голове и дать конфетку. Из сострадания нужно сделать что-то, что будет для него важно и необходимо.
Лучше просто не акцентировать внимание на особенностях ребенка, а общаться, как с обычным.
Какие бы проблемы не были у ребенка,он чувствует все так же, как и обычный человек. Не забывайте об этом.
Слайд 18Как познакомиться с «особенным» ребенком, чтобы не обидеть?
Важно понимать, что между
мамой такого ребенка и самим малышом очень сильная эмоциональная связь. Высказав замечание малышу, дав непрошеный совет, вы всегда раните маму.
Минимально хорошее, что вы можете сделать, — просто улыбнуться такому ребенку.
Рассмешить ребенка-колясочника или просто утихомирить бабушек, раздающих советы маме - такие поступки лечат жестокость и формируют мир, в котором нам предстоит жить в старости.
Если решили угостить малыша чем-то, спросите у родителей, возможно, он на диете. В остальном это такие же дети.
Поверьте, они не проживают каждую минуту как горькое несчастье. Умеют радоваться, играть, смеяться, чувствуют ласку и умеют дарить ее в ответ.
Отношение как к тяжело больным и ненормальным просто не допустимо.
Слайд 20Сенсорное восприятие нарушено
.
.
Весь окружающий мир кажется им враждебным. Мы
думаем, что они изолируют себя и отгораживаются от мира, но это лишь способ самозащиты.
Самый обычный вид, звук, запах, вкус или прикосновение, то, что мы встречаем каждый день и даже не замечаем, причиняет им сильную боль. Даже «простой» поход в магазин может быть для них настоящим адом.
Их слух может быть слишком острым. Десятки людей говорят одновременно. Голос по громкоговорителю оглушительно вопит что-то о новых скидках. Из динамиков доносится неприятная музыка. Касса стучит и пищит. Кофемолка грохочет. С разделочного стола для мяса доносится невыносимый скрежет. Какой-то ребенок плачет. Тележки поскрипывают. Флуоресцентные лампы гудят. Мозг не может отфильтровать все эти звуки как неважные, и начинается сенсорная перегрузка.
Слайд 21Сенсорная перегрузка
Сенсорные перегрузки возникают когда человек подвергается чересчур сильному
воздействию какого-либо сенсорного стимула, и не может с этим справиться (у людей с нарушениями сенсорной интеграции, или другими расстройствами, которым обычно сопутствуют нарушения обработки сенсорных сигналов.
Признаки сенсорной перегрузки индивидуальны. Внезапное изменение настроения или всплеск нежелательного поведения, приступ паники, потеря привычных навыков (перестает говорить и отвечать на вопросы); кто-то станет «гиперактивным», кто-то замкнется в себе, у кого-то начнётся истерика; появляются особые «стимы» или ритуалы, не свойственные им, когда они спокойны (может раскачиваться, когда ему хорошо, а в момент перегрузки вдруг начать резко хлопать в ладоши).
Слайд 22Помогите справиться с шумом
.
Если вы можете снизить уровень шума, например, убавить
громкость музыки, обязательно сделайте это.
Если вы находитесь в шумном месте, и видите что человек перегружен, помогите ему поскорее перебраться туда, где не так шумно.
Сенсорная перегрузка замедляет процессы обработки информации, поэтому дайте собеседнику дополнительное время, чтобы «переварить» ваш вопрос и сформулировать ответ.
Слайд 24Не трогайте человека лишний раз. Не давите на него
Многие люди с
нарушениями сенсорной интеграции с трудом переносят, когда к ним прикасаются. Чужое прикосновение, даже мысль о том, что кто-то может до них дотронуться, может спровоцировать перегрузку.
Когда человек перегружен, ему плохо. Если он сидит, или если вы имеете дело с маленьким ребенком, опуститесь на его уровень, присядьте, встаньте на колени, но не «нависайте над ним».
Слайд 25Не говорите слишком много
Если для того, чтобы оказать человеку помощь, вам
нужно что-то узнать — спрашивайте, но не стоит пытаться его подбодрить, утешить, или поговорить с ним на отвлеченную тему.
Речь — мощный сенсорный стимул и можно невольно усилить перегрузку. Кроме того, в состоянии перегрузки человеку может быть трудно говорить, и поддержание беседы потребует от него дополнительных серьезных усилий.
Слайд 26Если у человека есть с собой куртка, возможно он захочет ее
надеть и надвинуть на лоб капюшон
Капюшон и тяжелая ткань куртки на плечах поможет ослабить воздействие сенсорной стимуляции и успокоиться.
Если куртка не под рукой, можно предложить ее принести. Тем, у кого нет куртки, можно предложить укрыться тяжелым плотным одеялом.
Слайд 27Не отвечайте на агрессию
Некоторые люди в момент перегрузки могут проявлять физическую
или вербальную агрессию. Вспышку агрессии может спровоцировать попытка дотронуться до него, успокоить, или помешать ему уйти.
Не паникуйте. Не принимайте это на свой счет, в такой момент человек просто не может себя контролировать.
Основная цель человека, переживающего перегрузку, как можно скорее покинуть травмирующую его обстановку, а вовсе не причинить вам серьезный вред.
Слайд 28Когда человек наконец справится с перегрузкой, будьте готовы к тому, что
долгое время он может чувствовать себя очень усталым, и сильнее чем обычно реагировать на раздражители
Такое состояние может длиться от нескольких часов до нескольких дней, пока он полностью не восстановится после перегрузки. Если есть такая возможность, постарайтесь в этот период оградить человека от дальнейшего стресса.
Слайд 29Слушайте
Если человек в состоянии сообщить или показать, как ему можно помочь,
когда он перегружен, отнеситесь к этому с вниманием. У каждого будет своя стратегия на этот случай.
Способ «успокоения» может выглядеть немного необычно, к примеру человек может начать раскачиваться, глядя на блестящие предметы, или делать что-то не менее странное.
Постарайтесь не вмешиваться. Он не причинит себе вреда. Часто люди из лучших побуждений, пытаясь помочь, мешают человеку в момент сенсорной перегрузки самостоятельно отрегулировать свое состояние.
Слайд 32Их мышление конкретно
Это означает, что такие дети интерпретирую
речь буквально. Им странно, когда мы говорим: «Попридержи коней, ковбой!», хотя на самом деле хотим сказать: «Пожалуйста, перестань бегать». Не надо говорить «проще пареной репы», если рядом никакой репы нет, а мы лишь хотим сказать: «Ты легко с этим справишься». Когда ребенок слышит, что его мать «глотает книги», он ее видит буквально заглатывающей листы бумаги. Шутки, нюансы, каламбуры, метафоры и сарказм для них непонятны.
Слайд 33Им трудно усвоить правила поведения
Человеку, который не «считывает» переживания других, трудно
добиться и того, чтобы другие понимали его собственные чувства.
Его голос звучит монотонно, без модуляций, он может произнести «большое спасибо» гневным тоном, которого сам не ощущает, невольно он может делать бестактные замечания.
«Мне пришлось выучить наизусть, как надо себя вести в каждой конкретной ситуации», – рассказывает одна из знаменитых аутистов Темпл Грэндин.
Слайд 34Они не знают, как выразить свои чувства
Они могу быть голодны,
раздражены, напуганы или растеряны, но не могут выразить это словами. Когда они замыкаются или становятся перевозбужденным – это значит, что что-то не так. Нам надо учиться понимать их язык тела.
Есть и обратная сторона: они могут говорить как «маленький профессор» или киноактер, повторяя сложные слова или длинные фразы из книг, телевизионных программ или речи других людей («эхолалия»). Это информация, которую они запоминают, чтобы компенсировать трудности с речью.
Слайд 35Чаще всего они ориентируются в мире визуально
Лучше показывать
им, как что-то делается, а не просто рассказывать. Многократные повторения помогают им учиться. Наглядное расписание с картинками помогает им в течение дня. Как и наш ежедневник, оно уменьшает стресс, поскольку не нужно постоянно помнить, что будет потом, и проще переходить от одного занятия к другому и управлять временем (сначала расписание, состоящее из фотографий или простых рисунков, дальше комбинация картинок и слов, а позднее и просто слов.
Слайд 36Им надо помогать в социальных ситуациях
Может казаться,
что они просто не хотят играть с другими детьми на детской площадке, но они просто не знают, как заговорить или включиться в игру других детей. Надо поощрять других детей приглашать особых детей в совместные игры (лучше всего подойдут структурированные игры, с четким началом и концом и простыми правилами). Они не умею «читать» выражения лица, язык тела или эмоции других людей, так что им нужна дополнительная информация о правильных реакциях в ситуациях. Например, если особый ребенок засмеялся, когда кто-то упал с горки, то это не потому, что он считает чужую боль смешной, он просто не знает как правильно реагировать. Нужно научить подойти и спросить: «Ты не ушибся?»
Слайд 37Большинство задач можно решить по-разному, а не только одним «правильным» способом
Нам
необходимо сосредоточиться на том, что у особого ребёнка получается, а не на том, что он не может. Как и любой другой человек, он не может учиться, если постоянно чувствует, что ничего не выходит. Если каждый раз, когда он пробует что-то новое, мы будем критиковать, пусть даже «конструктивно», то он просто будет избегать таких ситуаций. Обращать внимание на сильные стороны, и мы обязательно их обнаружим.
Слайд 38Пока одна сторона общества рассуждает о плюсах, а другая спорит о
минусах, большинство небезразличных склоняются к тому, что такое обучение нужно и крайне необходимо. Тем более закон принят, обратной дороги нет. Инклюзия как форма образования имеет право на существование. Просто её нужно оттачивать – скрупулёзно, методично, поэтапно. Опыт Европейских стран доказывает это. Там уже давно не существует разницы между больными и здоровыми детьми. С детства они вместе живут, общаются и учатся. И от этого выигрывают все: слабые становятся сильнее и увереннее в себе, а сильные – добрее и отзывчивее, приучаются любить каждого человека, независимо от его физического и нравственного состояния.
Любое начинание связано с трудностями и непониманием части общества. Главное — начать. Понятно, что пройдет немало времени, чтобы восстановить утраченные давным-давно человеческие ценности. Но к этому надо стремиться.
Слайд 39Какой видит себя в зеркале девушка с синдромом Дауна
Слайд 40Презентацию приготовила
Григоренко Алёна Вячеславовна –
учитель-логопед, дефектолог, директор коррекционно-равивающего центра «Софья» (т. 25-12-82, ул.Чернышевского 2а, 7/1,)
специально для Тюменского областного форума «Семья»
15 мая 2016 года
.
89199368259
https://vk.com/sofiaideti251282