Слайд 1ОСНОВЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ
Отрошко Г.В.
ст. преподаватель
ГАУ ДПО ЯО ИРО
Слайд 2Предмет дефектологии, ее цели и задачи
Дефектология (от лат. defectus – недостаток
и logos- слово, учение) - это интегративная область знаний, опирающаяся на данные медицины, психологии и педагогики. При этом она представляет собой педагогическую науку относится к педагогическим наукам. Предметом ее изучения являются психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения.
Слайд 3дефектология
олигофренопедагогика
сурдопедагогика
логопедия
тифлопедагогика
Слайд 4Задачи дефектологии
выявление происхождения того или иного дефекта;
определение причинно-следственных связей в развитии
психических функций;
изучение социально-педагогических условий жизни ребенка;
уточнение и коррекция первичного диагноза в процессе лонгитюдного и пролонгированного изучения детей, включенных в систематическое специальное обучение и воспитание;
проведение систематической коррекционно-реабилитационной образовательной деятельности с учетом характера нарушения и структуры дефекта психофизического развития;
обеспечение разностороннего и максимально возможного уровня физического, умственного и нравственного развития детей с ОВЗ за счет создания адекватных для них педагогических условий и комплексного подхода к процессу образования.
Слайд 5Принципы дефектологии
общепедагогические
специальные
Слайд 6Общепедагогические принципы
принцип целенаправленности педагогического процесса;
принцип целостности и системности педагогического процесса;
принцип гуманистической
направленности педагогического процесса;
принцип уважения к личности ребенка,
принцип опоры на положительное в человеке;
принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;
принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.
Слайд 7Специальные принципы
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
принцип единства диагностики и
коррекции;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
деятельностный принцип коррекции;
принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Слайд 8Методы педагогического исследования в дефектологии:
Метод наблюдений
Метод беседы
Метод анкетирования
Метод обобщения
независимых характеристик
Метод изучения анамнестических сведений и продуктов деятельности детей
Метод изучения анамнестических сведений и продуктов деятельности детей
Метод педагогического эксперимента
Слайд 9
Филипп Нинель
Жан-Этьен-Доминик Эскироль
Жан Итар
З. Фрейд
E. K. Грачева
Ж. Пиаже
Мария Монтессори
Л.С. Выготский
Л.
В. Занков
Т.А.Власова
Д.И. Азбукин
В.М.Бехтерев
В.П. Сербский
Слайд 10
Дефект — постоянная или временная утрата психической, физиологической или анатомической структуры
или функции, или отклонение от нее.
Инвалидность - любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности выполнять какую-либо деятельность в соответствии с нормой.
По И. П. Павлову, норма — физиологическая мера здоровья, при которой структура и функция соответствуют усилиям существования организма. По И. П. Павлову, норма — физиологическая мера здоровья, при которой структура и функция соответствуют усилиям существования организма.
Слайд 11
Связь дефектологии с другими науками
Педагогические науки
Психологические науки
Медицинские науки
Слайд 13
Основные категории лиц с особенностями психофизического развития и их общая характеристика
глухие
(неслышащие) и слабослышащие;
слепые (незрячие), слабовидящие;
НОДА
УО
ТНР
ЗПР
РАС
ТМНР
Слайд 14Раннее выявление первичного нарушения в развитии ребенка.
Начало специального обучения сразу после
диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка.
Введение специальных дополнительных разделов в содержание обучения детей с нарушениями.
Построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств и методов, которые не применяются в традиционном образовании.
Контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка.
Соответствие образовательной среды возможностям ребенка.
Подготовленность и реальное участие всех окружающих детей взрослых в решении особых образовательных задач за пределами образовательного учреждения, скоординированность их усилий.
Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться.
Осуществление процесса реабилитации с помощью квалифицированных специалистов, компетентных в решении развивающих и коррекционных задач обучения.
Слайд 15Сурдопедагогика как дефектологическая дисциплина
Сурдопедагогика — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и
обучения детей с нарушениями слуха.
Зрительное восприятие речи
Слухо-зрительное восприятие речи
Восприятие речи на слух
Слайд 16
Степени тугоухости:
Легкая — восприятие шепотной речи от 4 до 6 м;
разговорной — от 6 до 8 м.
Умеренная — шепот от 1 до 3 м, разговор — 4-6 м.
Значительная — шепот не более 1 м от ушной раковины, громкая речь (разговорная) — от 2 до 4 м.
Тяжелая степень — шепот — 0,5 м, разговор — не более 2 м.
Слайд 17Нарушения зрения
Дифференциация детей с нарушениями зрения по времени утраты (нарушения) зрения
позволяет выделить следующие категории:
слепорожденные,
ослепшие (рано ослепшие, ослепшие в дошкольном, школьном возрасте).
Тифлопедагогика — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения.
Слайд 18Нарушения интеллекта
Олигофренопедагогика — наука о сущности и закономерностях образования, обучения и воспитания
умственно отсталых детей.
Слайд 19
Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а
также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.
Слайд 21МКБ -10
IQ 40 — 69
Лёгкая УО
IQ 35 — 49
Умеренная УО
IQ 20
— 34
Тяжёлая УО
IQ ниже 20
Глубокая УО
Слайд 22Классификация К.С. Лебединской
ЗПР конституционного происхождения
ЗПР соматогенного происхождения
ЗПР психогенного происхождения
ЗПР церебрально-органического
генеза
Слайд 23Нарушения речи
Логопедия — наука о нарушениях развития речи, их преодолении и
предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.
Под нарушениями речи следует понимать отклонения от нормального формирования языковых средств общения.
Слайд 24изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития
определение
распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста;
исследование структуры речевых нарушений и влияние .речевых расстройств на психическое развитие ребенка;
разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии речевых расстройств;
разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности;
организация' логопедической помощи.
Слайд 25Логопедия
лингвистика
психология
педагогика
психолингвистика
языкознание
физиология речи
медицина
Слайд 26 Основы теории и практики коррекционной работы
Коррекция
Компенсация
Реабилитация
Слайд 27Основные направления коррекционной работы:
коррекция сенсорики (деятельности анализаторов)
коррекция моторики (физического развития)
коррекция познавательных
функций
коррекция речи
коррекция эмоционально-волевой сферы
коррекция развития личности
Слайд 28Реализация принципа коррекционной направленности в работе специальных учреждений возможна при соблюдении
следующих педагогических условий:
целостного воздействия педагогического процесса на личность ребенка.
адаптации средств педагогического процесса к особенностям познавательной деятельности и направленность этих средств на максимально возможное развитие способностей учащихся к овладению элементами социальной культуры в неадаптированном виде.
ориентации на формирование высших психических функций с акцентом на их осознанность и произвольность.
опоре на предметно-практическую деятельность учащихся с обеспечением ее интеллектуализации и вербализации на уровне внешней и внутренней речи.
использовании специальных коррекционных приемов в процессе обучения.
выполнении учащимися заданий, соответствующих по уровню трудности зоне их ближайшего развития.
специально организованного процесса познания ребенком своих слабых и сильных сторон.
Слайд 29Что почитать по теме
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.,
1990.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М.: Гном-Пресс, 1999
Литвак А.Г. Тифлопедагогика. М.: «Просвещение», 1982 г. 1. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990
Баряева Л.Б., Зарин А. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.
Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики. – М., 2003.
Виноградова А. Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М., 1985.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Л. С. Выготский. Собр. соч. – М., Т. 5.
Слайд 30
Время профессионального роста
Благодарю за внимание
Слайд 31Контактная информация:
Россия г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
Тел.: +7 (4852) 21-06-83
Сайт: www.iro.yar.ru
E-mail: rcnit@iro.yar.ru
Образование без границ