Основы дефектологии презентация

Содержание

Предмет дефектологии, ее цели и задачи Дефектология (от лат. defectus – недостаток и logos- слово, учение) - это интегративная область знаний, опирающаяся на данные медицины, психологии и педагогики. При этом она

Слайд 1ОСНОВЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ
Отрошко Г.В.
ст. преподаватель
ГАУ ДПО ЯО ИРО


Слайд 2Предмет дефектологии, ее цели и задачи
Дефектология (от лат. defectus – недостаток

и logos- слово, учение) - это интегративная область знаний, опирающаяся на данные медицины, психологии и педагогики. При этом она представляет собой педагогическую науку относится к педагогическим наукам. Предметом ее изучения являются психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения.



Слайд 3дефектология
олигофренопедагогика
сурдопедагогика
логопедия
тифлопедагогика


Слайд 4Задачи дефектологии
выявление происхож­дения того или иного дефекта;
определение причинно-следственных связей в развитии

психических функций;
изучение социально-педагогических условий жизни ребенка;
уточнение и коррекция первичного диагноза в процессе лонгитюдного и пролонгированного изучения детей, включенных в систематическое специальное обучение и воспитание;
проведение систематической коррекционно-реабилитационной образовательной деятельности с учетом характера нарушения и структуры дефекта психофизического развития; 
обеспечение разностороннего и максимально возможного уровня физического, умственного и нравственного развития детей с ОВЗ за счет создания адекватных для них педагогических условий и комплексного подхода к процессу образования.


Слайд 5Принципы дефектологии
общепедагогические

специальные


Слайд 6Общепедагогические принципы
принцип целенаправленности педагогического процесса;
принцип целостности и системности педагогического процесса;
принцип гуманистической

направленности педагогического процесса;
принцип уважения к личности ребенка,
принцип опоры на положительное в человеке;
принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;
принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.


Слайд 7Специальные принципы
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
принцип единства диагностики и

коррекции;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
деятельностный принцип коррекции;
принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
принцип интеграции усилий ближайшего социаль­ного окружения.


Слайд 8Методы педагогического исследования в дефектологии:
Метод наблюдений
Метод беседы
Метод анкетирования
Метод обобщения

независимых характеристик
Метод изучения анамнестических сведений и продуктов деятельности детей
Метод изучения анамнестических сведений и продуктов деятельности детей
Метод педагогического эксперимента


Слайд 9
Филипп Нинель
Жан-Этьен-Доминик Эскироль
Жан Итар
З. Фрейд
E. K. Грачева
Ж. Пиаже
Мария Монтессори
Л.С. Выготский
Л.

В. Занков
Т.А.Власова
Д.И. Азбукин
В.М.Бехтерев
В.П. Сербский

Слайд 10
Дефект — постоянная или временная утрата психической, физиологической или анатомической структуры

или функции, или отклонение от нее.
Инвалидность - любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности выполнять какую-либо деятельность в соответствии с нормой.
 По И. П. Павлову, норма — физиологическая мера здоровья, при которой структура и функция соответствуют усилиям существования организма. По И. П. Павлову, норма — физиологическая мера здоровья, при которой структура и функция соответствуют усилиям существования организма.



Слайд 11 Связь дефектологии с другими науками
Педагогические науки
Психологические науки
Медицинские науки


Слайд 13 Основные категории лиц с особенностями психофизического развития и их общая характеристика
глухие

(неслышащие) и слабослышащие;
слепые (незрячие), слабовидящие;
НОДА
УО
ТНР
ЗПР
РАС
ТМНР


Слайд 14Раннее выявление первичного нарушения в развитии ребенка.
Начало специального обучения сразу после

диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка.
Введение специальных дополнительных разделов в содержание обучения детей с нарушениями.
Построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств и методов, которые не применяются в традиционном образовании.
Контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка.
Соответствие образовательной среды возможностям ребенка.
Подготовленность и реальное участие всех окружающих детей взрослых в решении особых образовательных задач за пределами образовательного учреждения, скоординированность их усилий.
 Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться.
Осуществление процесса реабилитации с помощью квалифицированных специалистов, компетентных в решении развивающих и коррекционных задач обучения.




Слайд 15Сурдопедагогика как дефектологическая дисциплина
Сурдопедагогика  — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и

обучения детей с нарушениями слуха.


Зрительное восприятие речи
Слухо-зрительное восприятие речи
Восприятие речи на слух


Слайд 16
Степени тугоухости:
Легкая — восприятие шепотной речи от 4 до 6 м;

разговорной — от 6 до 8 м.
Умеренная — шепот от 1 до 3 м, разговор — 4-6 м.
Значительная — шепот не более 1 м от ушной раковины, громкая речь (разговорная) — от 2 до 4 м.
Тяжелая степень — шепот — 0,5 м, разговор — не более 2 м.


Слайд 17Нарушения зрения
Дифференциация детей с нарушениями зрения по времени утраты (нарушения) зрения

позволяет выделить следующие категории:
слепорожденные,
ослепшие (рано ослепшие, ослепшие в дошкольном, школьном возрасте).
Тифлопедагогика — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения.


Слайд 18Нарушения интеллекта
Олигофренопедагогика — наука о сущности и закономерностях образования, обучения и воспитания

умственно отсталых детей.


Слайд 19
Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а

также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Слайд 20






ОЛИГОФРЕНИЯ

ДЕМЕНЦИЯ


Слайд 21МКБ -10
IQ 40 — 69

Лёгкая УО
IQ 35 — 49

Умеренная УО
IQ 20

— 34


Тяжёлая УО

IQ ниже 20


Глубокая УО


Слайд 22Классификация К.С. Лебединской
ЗПР конституционного происхождения
  ЗПР соматогенного происхождения
ЗПР психогенного происхождения
ЗПР церебрально-органического

генеза

Слайд 23Нарушения речи
Логопедия — наука о нарушениях развития речи, их преодолении и

предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.
Под нарушениями речи следует понимать отклонения от нормального формирования языковых средств общения.


Слайд 24изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития

определение

распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста;


исследование структуры речевых нарушений и влияние .речевых расстройств на психическое развитие ребенка;


разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии речевых расстройств;


разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности;


организация' логопедической помощи.



Слайд 25Логопедия
лингвистика

психология

педагогика

психолингвистика

языкознание

физиология речи

медицина



Слайд 26 Основы теории и практики коррекционной работы
Коррекция
Компенсация
Реабилитация


Слайд 27Основные направления коррекционной работы:
коррекция сенсорики (деятельности анализаторов)

коррекция моторики (физического развития)

коррекция познавательных

функций


коррекция речи


коррекция эмоционально-волевой сферы


коррекция развития личности



Слайд 28Реализация принципа коррекционной направленности в работе специальных учреждений возможна при соблюдении

следующих педагогических условий:

целостного воздействия педагогического процесса на личность ребенка.
адаптации средств педагогического процесса к особенностям познавательной деятельности и направленность этих средств на максимально возможное развитие способностей учащихся к овладению элементами социальной культуры в неадаптированном виде.
ориентации на формирование высших психических функций с акцентом на их осознанность и произвольность.
опоре на предметно-практическую деятельность учащихся с обеспечением ее интеллектуализации и вербализации на уровне внешней и внутренней речи.
использовании специальных коррекционных приемов в процессе обучения.
выполнении учащимися заданий, соответствующих по уровню трудности зоне их ближайшего развития.
специально организованного процесса познания ребенком своих слабых и сильных сторон.


Слайд 29Что почитать по теме
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.,

1990.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М.: Гном-Пресс, 1999
Литвак А.Г. Тифлопедагогика. М.: «Просвещение», 1982 г. 1. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990
Баряева Л.Б., Зарин А. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.
Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики. – М., 2003.
Виноградова А. Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М., 1985.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Л. С. Выготский. Собр. соч. – М., Т. 5.



Слайд 30
Время профессионального роста
Благодарю за внимание


Слайд 31Контактная информация:
Россия г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
Тел.: +7 (4852) 21-06-83


Сайт: www.iro.yar.ru
E-mail: rcnit@iro.yar.ru

Образование без границ



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика