Основные направления процесса обучения презентация

Содержание

Цитата Мозг наполненный стоит дешевле, чем мозг обустроенный М. Монтень Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении

Слайд 1Основные направления процесса обучения
Презентацию подготовила
Даутова О.Б., д.п.н.
anninskaja@mail.ru
Санкт – Петербург
2015 г


Слайд 2Цитата
Мозг наполненный стоит дешевле, чем мозг обустроенный
М. Монтень
Я полагаю,

что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.
М. Булгаков

Слайд 3Вопросы
Почему все жалуются на свою память, но никто не жалуется на

свой ум?

Чем знания отличаются от информации?

Что такое мозг? Как осуществляется интеллектуальная деятельность?

Можно ли «научиться учиться»?

Слайд 4Учение
Сложнейший, сугубо индивидуальный психофизиологический процесс.
Индивидуальный процесс интериоризации знаний.
Самоуправляемая, самостоятельная учебно-познавательная деятельность

субъекта учения.

Слайд 5










Образ Мира






Образ человека
Образ Я




Картина мира как иерархическая структура
Информация


Слайд 6Что значит учиться?
Увеличение уровня знаний
Заучивание наизусть и воспроизведение
Использование полученных знаний
Понимание
Другой

взгляд на вещи
Изменение себя как личности

Слайд 7Что значит учиться?
Увеличение уровня знаний


Слайд 8Что значит учиться?

Заучивание наизусть и воспроизведение


Слайд 9Что значит учиться?

Использование полученных знаний


Слайд 10Что значит учиться?
Понимание


Слайд 11Что значит учиться?

Другой взгляд на вещи


Слайд 12Что значит учиться?

Изменение себя как личности


Слайд 13Суета сует


Слайд 17Качество познавательных процессов – результат обучения
в число важных компонентов интеллектуальной деятельности

входят когнитивные функции, являющиеся результатом обучения, а не передающиеся по наследству. (Стернберг).

Слайд 18накопление знаний,
развитие компонентов обработки информации.

У людей, владеющих более эффективными

методами хранения и извлечения информации, формируются более полные базы знаний.

Рост интеллекта включает в себя:


Слайд 19Когнитивное развитие в юности включает в себя следующее
1. Более эффективное использование

отдельных механизмов обработки информации, таких как ее сохранение в памяти и перенос.
2. Развитие более сложных стратегий для различных типов решения задач.
3. Более эффективные способы получения информации и ее хранения в символической форме.
4. Развитие исполнительных функций более высокого порядка (метафункций), в том числе планирования и принятия решений, и повышение гибкости при выборе методов из более широкой базы сценариев (Sternberg, 1988).

Слайд 20Закономерности учения
Учение всегда произвольно, а потому для его осуществления субъекту учения

необходимо иметь соответствующий уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сфер и владения навыками и умением учиться

Слайд 21Закономерности учения
Только совместная работа обоих полушарий мозга обеспечивает качество познавательного процесса.


Слайд 23Как составить умственную карту? Авторы методики Т.и Б. Бьюзены /Англия/
Начните в

ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить своему мозгу творческую свободу ветвиться во всех направлениях.
Используйте в качестве своей центральной идеи изображение. Почему? Потому что по своему творческому потенциалу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и способен концентрировать ваше внимание.

Слайд 24Как составить умственную карту?
3. Повсюду используйте разные цвета. Зачем? Затем, что

цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам различать сферы творческой мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, привлекает интерес.

4. Подсоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями.

Слайд 25Как составить умственную карту?
5. Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему?

Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще видите в природе.

6. Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей.
7. Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.

Слайд 26Закономерности учения
Для улучшения памяти необходимо целенаправленное образование как можно большего количества

ассоциаций между различными зонами коры головного мозга и снижение создаваемого подсознанием психического барьера, снижающего память.

Слайд 27Закономерности учения
Критерием полноценного усвоения информации является ее осознание.



Слайд 28Чтение
Слушание
10% Прочитанного
10% Услышанного
Определять,
Перечислять, описывать,
пояснять
Взгляд на рисунок
Просмотр видео
Взгляд на экспонат, образец
Наблюдение

за демонстрацией

Наблюдение за конкретным действием

Демонстрировать,
Применять,
выполнять

20% Увиденного

30% Услышанного

50% увиденного и
услышанного

50% сказанного
или
написанного

90% сказанного
или написанного
по поводу их
действия

Участие в дискуссии

Выступление с речью

Театрализованное выступление

Имитация реальной деятельности

Выполнение ролевого действия

Анализировать,
разрабатывать,
создавать, оценивать

Люди запоминают:

В результате люди способны:

Уровень абстракции

Конус опыта (Э. Дейл)


Слайд 29Обучение (учение) через реконструкцию опыта Джон Дьюи, Дэвид Колб
Ощущение затруднения

Осознание

проблемы

Критическое осмысление
проблемы

Проверка гипотезы
(действие)








Выдвижение
гипотезы

Проблемная модель обучения


Слайд 30Для размышления
По мысли С.Л. Рубинштейна, учение есть совместное исследование, проводимое учителем

и учеником. Таким образом, задача педагога понимается в создании гипотетико-проективной модели по формированию развивающей среды для обучающихся (контекста развития). Согласны ли вы с данным суждением?

Слайд 31Исследовательская деятельность
- деятельность обучающихся, связанная с поиском ответа на творческую,

исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Слайд 32Структура научного исследования
гипотеза
эксперимент
рабочая гипотеза
количественные
качественные
наблюдения
факты
объяснения
результаты
теория
ЗАКОН
(ЗАКОНОМЕРНОСТЬ)
отвергается
корректируется
принимается












Слайд 33Консультирует,
советует, направляет,
наталкивает на возможные выводы
задаёт вопросы,
советуется
СОтрудничество
СОавторство
СОтворчество


Слайд 35Что позволяет менять «метод проектов»?
Опыт, результаты исследований и здравый смысл

подтверждают трюизм - люди учатся с различной скоростью и различными способами

Метод проектов позволяет индивидуализировать обучение.

Program Development Process


Слайд 36Что такое хороший проект?
Хороший проект должен:
иметь практическую ценность;
предполагать проведение

самостоятельных исследований;
быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения;
предполагать возможность решения актуальных проблем;
содействовать проявлению способностей студентов при решении задач более широкого спектра;
способствовать налаживанию взаимодействия между учащимися

Слайд 37Каких целей достигает работа над проектом?


Проекты, которые занимаются решением определенной проблемы

и имеют практический характер.

Проекты, когда студенты должны либо изучить какой-то материал, либо делать упражнения.

Проекты охватывают огромное количество задач.
Мы можем разделить их на два типа:


Слайд 38Задачи проектов могут быть разделены на группы
Индивидуальные навыки:

Определять задачи,

которыми стоит заниматься
Формировать независимые суждения
Приобретать навыки самоорганизации
Развивать практические навыки
Развивать способность справляться с проблемами
Собирать и анализировать информацию
Изучать и внедрять стратегии решения проблем (алгоритмы решения задач)
Учиться анализировать и оценивать чужую работу
Развивать инициативность

Слайд 39Задачи проектов
Междисциплинарные навыки:
Выходить» за пределы одного предмета
Научиться воспринимать факты, точки

зрения и ситуации в незнакомых ракурсах
Интегрировать знания, получаемые из различных источников
Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям




Слайд 40Задачи проектов
Навыки работы в группах:
Учиться работать в группах
Участвовать в процессе

принятия решений
Развивать чувство такта и дипломатичность
Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч
Приобретать навыки сотрудничества
Руководить людьми и направлять их деятельность

Слайд 41Задачи проектов


Работа с личным самосознанием:
Изучать собственные сильные и слабые стороны
Давать оценку

своим возможностям по отношению к задаче
Получать чувство удовлетворения от работы
Добиваться чувства автономии и свободы в обучении

Слайд 42Обучение методом действия
проблема
задачи для решения
отбор информации и методов
выбор действий
обмен опытом деятельности
презентация

продуктов и решений
оценка-экспертиза решений
анализ-рефлексия опыта деятельности
оценка развития компетенций
самооценка роста достижений
планирование обучения

Слайд 43
Слушать – Думать - Работать в парах - Делиться наработанным


Слайд 44Модель обучения посредством действий

Процедуры понимания
Процедуры коммуникации
Процедуры рефлексии
Студент — субъект отношений


Слайд 45
Включение студента в процедуру понимания
ПОНИМАНИЕ
Информация учебника
Разница
взглядов
Сопоста-
вление
идей








Дополнительные источники



Слайд 46Включение студента в процедуру коммуникации




Визуа-
лизация
Верба-
лизация


Обратная
связь

Позици-
онирование

Только те
идеи
станут
важными,
которые
переработаны
в образы

Дискуссии,
прямой
монолог,
диалог,
обратный
монолог

Взаимообмен
информацией
содержатель-
ного и
эмоциональ-
ного плана

Невербальное
сопровождение
коммуникации,
отношения,
связи


Слайд 47Стратегии мотивации достижений Портфолио- Карта достижений


Многие студенты учатся с неверным понятием

о том, что собой представляет учеба, ошибочно полагая, что изучение некоторых предметов им не по силам. (К. Роджерс)

Природа компетентности такова, что она может проявляться только в единстве с ценностями человека, то есть при условии личностной заинтересованности в данном виде деятельности (Дж.Равен)

Слайд 48Типы рефлексии
«онтологическая» /способность пребывать в логике содержания знания/;
«психологическая» или «личностная»

/функционирует при самоопределении субъекта внутри собственного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не Я»)/;
«социальная» /рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности/.


Слайд 49Виды рефлексии:
предметная (что я делал?)
процессуальная (как я делал?)
ценностная (для чего я

это делал?)

Слайд 50Роль рефлексии
Рефлексия служит совершенствованию различных видов деятельности, которые могут быть поставлены

под контроль сознания.
Путь к переосмыслению стереотипов собственного опыта.
Механизм самоуправления, средство саморазвития, условие и способ личностного роста.
Источник нового знания.
Рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда возникает какое-либо затруднение.



Слайд 51 Алгоритм «Шаги рефлексии – путь решения учебной проблемы» /теория О.С.Анисимова/


Слайд 52ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ
Прием «Плюс - Минус - Интересно» (Автор

Эдвард де Боно, 1968)
Стратегия «Таблица-синтез» (Составил Загашев И.О.)
Стратегия «Знаю - Хочу узнать - Узнал» (Автор Донна Огл, 1984)
«Бортовые журналы»
«Двойные (двухчастные) дневники»
Стратегия «Трехчастные дневники» (Автор Черил Форбс)
«Ключевые термины»
«Свободное письменное задание»
«Десятиминутное сочинение и другие свободные письменные задания»
«Пятиминутное эссе»
«Письменное интервью»
«Синквейн»
«Портфолио» и др.

Слайд 53ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Методика «Визитная карточка»
Методика «Резюме»
Методика «Мои резервы

знаний»
Методика «Сундук регалий»

Слайд 54Виды рефлексии:
Для

чего
я это
делал?

Как
я это
делал?

Что я делал?

Предметная

Процессуальная

Ценностная

Способ
само- определения

Личностная


Слайд 55Литература
Тони и Барри Бьюзен. Супер мышление. – Минск, 2003.
Дьюи Д. Психология

и педагогика мышления.- М., 1997.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003.
Крайг Г.. Психология развития. – СПб., 2000. – СПб., 2000.
Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000.
Ги Лефрансуа. Психология для учителя. – М., 2003.

Слайд 56 «Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс

жизни и выводит человека мысленно за ее пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент… Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе»
С.Л.Рубинштейн

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика