Организация исследовательской деятельности младших школьников презентация

Содержание

Факты, только факты 2002 год. Начало научных изысканий в лицее. Инициатором новой формы работы с младшими школьниками стала завуч лицея Клещёва О.А. 2002 год. Первая научно-практическая конференция младших школьников лицея, в

Слайд 1Зобнина Марина Александровна,
учитель начальных классов
КОГОАУ «Кировский физико-математический лицей»
Организация
исследовательской деятельности
младших школьников


Слайд 2Факты, только факты
2002 год. Начало научных изысканий в лицее. Инициатором новой

формы работы с младшими школьниками стала завуч лицея Клещёва О.А.
2002 год. Первая научно-практическая конференция младших школьников лицея, в которой приняло участие 15 человек.
2003 год. Проведение научно-практических конференций становится традицией в начальной школе лицея. Растёт число учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью (См. таблицу).
2004 год. Впервые работы учащихся представляются на городском конкурсе исследовательских работ и Московской конференции «Открытие».
2005 год. Впервые ученики лицея становятся призёрами и победителя Российского конкурса исследовательских работ и учебных проектов «Я – исследователь» (г. Москва)
2007 год. Стартует общелицейский Конкурс учебных проектов и исследовательских работ. Научно-практическая конференция младших школьников становится частью этого конкурса. Только лучшие работы учащихся начальной школы имеют право быть представлены в работе секций лицейского конкурса.

Слайд 3Исследовательская деятельность
предполагает выполнение учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных

на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

Творческое проектирование-

деятельность, направленная на решение определённой чётко сформулированной задачи.


Слайд 4«Придумывать новое – это дар, которым обладают некоторые люди. Однако можно

научиться изобретать.»
Рей Долби (эксперт по проблемам мышления)

Влада Шевцова (1 класс). Выступление на конкурсе «Я - изыскатель».
Тема исследования «Весёлые человечки в журнале «Весёлые картинки»»


Слайд 52-4 класс. Работа над темой исследования
АПРЕЛЬ – МАЙ – определение темы

и предмета исследования, определение целей и задач работы, выдвижение гипотез, установление этапов работы над темой исследования.
ИЮНЬ - АВГУСТ – чтение литературы по теме исследования, проведение наблюдений, опытов, экспериментов.
СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ – анализ данных экспериментальной части работы, оформление текста работы, подготовка наглядности. Выступление в классе на «Уроке открытых мыслей»
НОЯБРЬ – участие в школьной конференции исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я - изыскатель», защита работы на Лицейском конкурсе .
ДЕКАБРЬ - АПРЕЛЬ – участие в научно-исследовательских конференциях, конкурсах разного уровня (городского, областного, регионального, российского)
В ТЕЧЕНИЕ ГОДА – участие в работе школьного лектория.

Слайд 6Сентябрь. Родительское собрание «Организация исследовательской деятельности младших школьников».
Сентябрь-октябрь. Выполнение учащимися

работ при педагогическом сопровождении родителями и под научным руководством учителя.
Индивидуальные консультации для родителей.
Слушание в классе и обсуждение исследовательских работ учащихся.
Ноябрь. Участие учащихся в лицейском конкурсе исследовательских работ и проектов «Я – изыскатель»
В течении года. Участие учащихся в конкурсах и конференциях различного уровня.
Апрель – май. Выбор темы и предмета исследования, определение целей и задач работы, выдвижение гипотез, установление этапов работы над темой исследования.


1 класс


Слайд 7Педагогическое сопровождение


Слайд 8«У человеческой природы есть свои законы; чувство самосохранения не позволит человеку

(если только его не обнадёживает, не воодушевляет ранее одержанная победа) терпеть муки писательских усилий дольше двух-трёх недель. Что-то должно питать его надежду».

Участие во Всероссийском конкурсе «Я – исследователь» (г. Москва).
Фото слева. Председатель жюри , профессор А.И. Савенков открывает конкурс.
Фото справа. Победители конкурса ученики 1 класса КФМЛ:
Пушкарёв Иван (Диплом I степени. Секция «Естествознание. Живая природа»),
Ивонина Екатерина (Диплом II степени. Секция «Физика. Техника»),
Шевцова Влада (Диплом I степени. Секция «Гуманитарная»)

Роберт Луис Стивенсон. Из предисловия к роману «Остров Сокровищ»


Слайд 9Исследовательская работа/проект
«Урок
Открытых
мыслей»
Конкурс
«Я – изыскатель»
Городской конкурс
«КИПР»
Городской конкурс
«Я - кировчанин»
Региональный конкурс
им. В. И.

Вернадского
(г. Киров)

Региональный конкурс
«Я – исследователь»
(г. Кирово-Чепецк)

Областная конференция
«Стимул»

Ярмарка идей
на Юго-Западе
(г. Москва)

«Шаг в будущее. Юниор»
(г. Москва)

Российские чтения
им. В. И. Вернадского
(г. Москва)

Российский конкурс
«Я – исследователь»
(г. Сочи)

Школьный лекторий

Конференция «Открытие»
(г. Москва)

Фестиваль исслед. работ
учащихся «Портфолио»

Участие учащихся в конкурсах и конференциях


Слайд 10Пит Хэйн -
датский поэт, математик, инженер-
исследователь, архитектор, художник.
Рождение новых идей -
операция,
доступная

всем
и довольно несложная:
достаточно знать,
в каких концентрациях
смешать очевидное
и невозможное.

Слайд 11Темы исследований
Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и

явлений. Например, «Школа будущего», «Как будут выглядеть люди в будущем» и т.п.
Эмпирические – темы тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Например, «Почему не тонет водомерка?», «Можно ли вывести цыплят, руководствуясь книгой Н.Носова «Весёлая семейка» и т.п.
Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Например, «Любимое животное дедушки Корнея», «Легендарный крейсер «Марат», «По следам Вятских юнгашей» и т.д.

Слайд 12Правила выбора темы
Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
Тема должна

быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу исследователю.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро.
Совет 1. Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой чувствуете себя одарённым.
Совет 2. Выбирая тему, ориентируйте ученика на решение вопроса, ответ на который вы сами не знаете. Руководитель работы тоже должен чувствовать себя исследователем.

Слайд 13Что интересно первоклашкам КФМЛ


Слайд 14Необычная находка
«Кто это такой?» «Что это такое?»
Информация
из художественных книг
«Действительно ли это

так?»
«Когда и как это происходило?»

Рассматривание
марок, монет, открыток
«О чем может рассказать?»

Рассматривание
иллюстраций
в книгах
«Правильно ли изобразил
художник?»

Рассматривание картин
«О чём хотел рассказать
художник?»

Прибор
«Как это устроено?»
«Как это работает?»

Желание обладать
«Как это сделать самому?»
«Как это вырастить?»

Незнакомый инструмент
или приспособление
«Для чего это нужно?»
«Как этим пользоваться?»

И так далее, и тому подобное…

Наблюдение
«Почему так происходит?»

От вопроса к теме работы


Слайд 15Родом из книг
«Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок».
? Кто

этот жучок? Божья коровка?
Как выглядит божья коровка? Есть ли у неё усики?
Если это не божья коровка, то кто?

Тема эмпирической исследовательской работы
Жучок из сказки В. Сутеева «Кораблик»



Слайд 16«- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
Мы не

умеем плавать! – сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей
и Жучок.»

? Одинаковое или разное значение имеют слова «купаться» и «плавать»?

КУПАТЬСЯ - погружаться в воду (для мытья, освежения, лечения).

ПЛАВАТЬ - уметь держаться на воде, передвигаться в воде или по воде.


Слайд 17? Умеют ли герои сказки плавать В. Сутеева «Кораблик» плавать? А

купаться?

Тема эмпирической исследовательской работы
«Умеют ли герои сказки В. Сутеева «Кораблик» плавать и купаться?»



Слайд 18 «Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел

Цыпленок и принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!»

? Как сделать кораблик из материалов, которые принесли друзья?

? Как прикрепить мачту? Для чего нужна верёвка?


Слайд 19«Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!»
? Каким должен

быть кораблик, чтобы в него поместились все герои сказки?

Тема проекта с элементами исследования
«Как построить
кораблик для друзей»


? Скорлупу какого ореха следует взять?


Слайд 20«Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков, все братья, потому

что родились от старой оловянной ложки. … Все солдатики оказались совершенно одинаковыми, и только один-единственный был немножко не такой, как все: у него была только одна нога, потому что отливали его последним и олова не хватило…»
(Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

В поисках интересных тем

Гравюра Ганса Тегнера (1890г.)

Исследовательская работа Сомова Даниила и Исупова Евгения на тему «Загадка стойкого оловянного солдатика» (2007 г.). Диплом II степени на всероссийском конкурсе «Я – исследователь» (г. Москва)


Слайд 21От арифметической задачи к исследованию
«Первый полёт героев-лётчиков из Москвы в Америку

через Северный полюс начался 18 июня 1937 года в 4 ч 5 мин и окончился 20 июня 1937 года в 19 ч. 30 мин. Полёт второй группы героев-лётчиков из Москвы в Америку начался 12 июля 1937 года в 3 ч 21 мин и окончился 14 июля в 17 ч 38 мин. Вычисли продолжительность обоих полётов. На сколько второй полёт был короче первого?»
(Математика 4 класс. Учебник Л.Г. Петерсон)

Георгий Байдуков, Александр Беляков и Валерий Чкалов на марке Почты СССР, 1937

М.М.Громов, С,А.Данилин, А.Б.Юмашев
у самолета АНТ-25



Слайд 22«Постановка вопросов ведёт к пониманию, познанию, проникновению в суть.
Привычка и умение

ставить вопросы развивает чувствительность к противоречиям, пробелам в знаниях формирует творческую способность видеть проблему – способность, двигающую вперёд человеческую мысль, рождающую изобретения и открытия»

Г.Г. Граник «Когда книга учит»

Слайд 23Желаем
Вам и Вашим детям
много интересных открытий!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика