Слайд 1Аудирование
сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной
переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении.
Слайд 2Психологи различают 4 уровня понимания:
словесное – наступает после преодоления трудностей лексического,
грамматического и произносительного характера;
предметное – понимание изложенных в речи фактов, опирается на кругозор, жизненный опыт;
логическое понимание – выявление связей между фактами и явлениями, анализируется содержание прослушанного и дается оценка фактов с точки зрения их жизненной достоверности;
понимание основной идеи текста, собственная оценка услышанного.
Слайд 3Базовые умения аудирования:
отделять главное от второстепенного и удерживать в памяти главное,
выделять смысловые вехи, определять смысловой центр фразы (тема, рема);
определять тему текста;
членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения;
устанавливать логические связи между элементами текста;
выделять главную мысль текста;
воспринимать сообщение в определенном темпе, определенной длительности звучания до конца, без пропусков.
Слайд 4Интонационный слух – способность воспринимать интонационную структуру фразы и правильно соотносить
ее с интонационным вариантом.
Фонематический слух – умение различать звуки речи и идентифицировать их с соответствующими фонемами.
Слайд 5Средний темп речи – 240-250 слогов/мин.
Объем текста:
2-4 классы – 1 мин;
монологи;
5-8 классы -2-3 мин; диалоги;
9-11 классы – 3-8 мин, монологи.
Слайд 6Требования к текстам:
воспитательная ценность, информативность, значимость и достоверность излагаемых фактов;
соответствие возрастным
особенностям и речевому опыту учащихся;
не должно быть много действующих лиц, если они есть, имена нужно написать на доске до прослушивания текста;
незнакомые слова должны быть равномерно распределены по тексту.
Тексты бывают:
Аутентичные – образцы реальной коммуникации со всеми свойственными ей характеристиками: перебивы, повторы, недосказанность, излишняя эмоциональность.
Полуаутентичные – обработанные и сокращенные аутентичные по своей природе тексты;
Учебные – тексты, составленные авторами УМК или учителем.
Слайд 7Основные цели обучения аудированию:
понимание высказывания собеседника в различных ситуациях общения, в
том числе при наличии незнакомых языковых средств;
Понимание учебных и аутентичных текстов с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание.
Слайд 8Принципы обучения аудированию:
Аудирование следует рассматривать как относительно самостоятельное умение.
Выделяется два вида
аудирования (полное понимание и понимание основного содержания текста).
Строгий отбор текстов для аудирования.
Обеспечение адекватности форм контроля понимания прослушанного.
Обеспечение поэтапности в организации и обучении аудированию.
Формирование умений активно добиваться понимания и подчинять себе источник информации.
Широкое использование технических средств при обучении аудированию.
Слайд 9Этапы обучения аудированию:
Неспециальные упражнения:
Подготовительный этап: фонетические, грамматические, лексические упражнения.
Этап прослушивания текста.
(прослушивание
текста, выполнение упражнений на базе прослушанного текста на проверку общего, детального, критического понимания текста).
Специальные упражнения:
развитие базовых умений аудирования (методика «снежного кома»).
Слайд 10Основные трудности понимания речи на слух
Лингвистические:
фонетические, грамматические, лексические особенности текста;
языковые
трудности, касающиеся характера текста.
Экстралингвистические трудности:
субъективные;
объективные.
Слайд 11Обучение аудированию текстов может строиться по определенной схеме. Такая работа предусматривает:
Вводную
беседу учителя, постановку цели.
Снятие языковых трудностей, имеющихся в тексте.
Формулирование предваряющего задания.
Первичное прослушивание текста.
Контроль предваряющего задания.
Формулирование нового коммуникативного задания.
Вторичное прослушивание текста (с опорой на картинку при необходимости).
Контроль выполнения коммуникативного задания.
Упражнения в говорении на основе прослушанного текста.
Подведение итогов работы над текстом.
Слайд 12Уровень общего/глобального понимания:
Сформированность данного уровня проверяется путем:
ответов на вопросы общего характера;
тестов
множественного выбора (multiple choice);
передачи основного содержания на родном/иностранном языке;
перечисления основных фактов в той последовательности, в которой они даны в тексте;
составления плана в форме заголовков к смысловым кускам;
выделения при повторном слушании ключевых слов/реалий;
определения типа текста и основной темы;
соотнесения заголовка/иллюстраций с содержанием текста и др.
Слайд 13Уровень полного/детального понимания
Сформированность умений полного понимания проверяется с помощью:
ответов на вопросы,
касающиеся общего содержания и отдельных деталей/фактов;
составления развернутого плана;
пересказа на иностранном языке с опорой на картину (рисунки, схемы, ключевые слова или план);
драматизации текста;
составления резюме/оценки текста;
невербальных способов проверки: составление схемы, таблицы, изображение предметов/деталей и т.д.;
деления текста на смысловые куски и озаглавливание их;
оценки поступков действующих лиц;
заполнения пропусков.
Заполнение пропусков основывается на механизмах вероятностного прогнозирования. В зависимости от языковой подготовки учащихся и сложности текста может быть пропущено каждое третье (более трудный вариант) и каждое 11 -12-е слово (легкий вариант).
Слайд 14Уровень критического понимания
Уровень критического понимания проверяется с помощью заданий проблемного характера.
Например:
составление рецензии/оценка прослушанного текста;
составление аннотации/реферата;
сравнение различных точек зрения;
определение объективности суждений;
обоснование согласия/несогласия с выводами автора;
проведение интервью;
организация бесед или дискуссий и др.