Образовательные технологии презентация

Содержание

План Образовательные технологии: общая характеристика Основные ОТ, используемые в ВШ Активные методы обучения как элемент образовательных технологий

Слайд 1Образовательные технологии
Лектор: Волкова Милена Александровна, к.п.н., доцент


Слайд 2План
Образовательные технологии: общая характеристика
Основные ОТ, используемые в ВШ
Активные методы обучения

как элемент образовательных технологий

Слайд 3 Педагогическая технология - строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующее успех

педагогических действий
(Сластенин В.А.)


Слайд 4Структура ОТ (по Г.К. Селевко)
- Концептуальная основа
- Содержательная часть
Процессуальная часть
(формы, средства,

методы)


Слайд 5Критерии технологичности
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость


Слайд 61.1. Теория поэтапного формирования умственных действий
Л.С.Выготский,
П.Я.Гальперин,
Н.Ф.Талызина,
И.А.Володарская


В основе

лежит учение об интериоризации.


Слайд 7Составляющие действия
ориентировочная (или управляющая);
исполнительная;
контрольно-корректирующая.


Слайд 8Этапы процесса обучения
мотивационный
ориентировочный
материальный или материализованный
внешнеречевой
внутренняя речь
автоматизированное действие


Слайд 91.2. Теория программированного обучения
Б.Ф.Скиннер,
В.П.Беспалько,
Л.Н.Ланда.

Повышение эффективности обучения путем обеспечения

оптимального управления учебными действиями обучающегося с помощью специальной программы и использования обучающих устройств.


Слайд 10Обучающие программы
линейная
разветвленная
адаптивная
комбинированная


Слайд 111.3. Личностно-деятельностное обучение
А.Н.Леонтьев, И.А.Зимняя, В.В.Сериков, И.С.Якиманская
Создание условий для развития гармоничной,

нравственно совершенной, профессионально компетентной, саморазвивающейся личности
Предполагает свободу выбора траектории обучения, учебников, методов, иногда даже – преподавателя.
Образовательный процесс осуществляется при совместном конструировании деятельности.


Слайд 121.4. Проблемное обучение
Дж. Брунер,
С.Л. Рубинштейн,
И.Я. Лернер,
М.Н. Скаткин,
С.И.

Архангельский,
М.И. Махмутов,
А.М. Матюшкин,
С.А. Ян


Слайд 13Проблемное обучение
Способ организации активного взаимодействия обучающихся с проблемно представленным содержания обучения.

О. приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания.


Слайд 14Схема проблемного обучения
Проблемная ситуация
Переживание интеллектуального затруднения
Появление вопросов
Появление гипотезы
Проверка

гипотезы относительно неизвестных параметров и способов ее разрешения :
проблема (дальнейший исследовательский поиск )
или
задача (практическое решение).


Слайд 15Методические приемы создания проблемных ситуаций
подвести обучаемых к противоречию и предложить им

самим найти способ его разрешения;
столкнуть противоречия практической действительности;
изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предложить группе рассмотреть явления с различных позиций (например, конструктор, технолог, экономист, руководитель, потребитель);
определить проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
использовать задачи с недостающими или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса.


Слайд 161.5. Проективное обучение (Г.Л. Ильин)
Характерная его особенность проекта – отличие от

всех существующих проектов и решений.
Необходимо найти свое решение.
В ходе разработки проекта информация превращается обучающимся в знание.


Слайд 17Требования к организации проекта
разрабатывается по инициативе обучаемых. Темы проектов могут быть

разными или же одна и та же тема, но пути реализации ее – разные;
работа по проекту является исследовательской;
учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий;
ориентирован на решение конкретной проблемы. Цели проекта могут быть сужены до решения конкретной задачи;
спланирован заранее, но допускает гибкость и изменения в ходе выполнения;
реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении ресурсы.


Слайд 18Направленность деятельности на результат
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной

практике;
Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.


Слайд 19Условия применения :
Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского

(творческого) поиска и применения интегрированного знания.
Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).
Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании.
Структурирование этапов выполнения проекта.
Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.


Слайд 20Возможные продукты проектной деятельности:
статья;
выставка;
план реконструкции объекта
карта; чертеж;
анализы данных (социологического опроса,

изучения экологического состояния объекта и т.п.)
обоснованный план мероприятий;
модель;
сценарий (игры)
пакет рекомендаций;
серия иллюстраций, заданий и др.;
Web-сайт;
мультимедийный продукт (презентация, видеофильм и др.).


Слайд 211.6. Дифференцированное обучение
К.Д. Ушинский,
Ю.К. Бабанский,
А.Е. Бибик,
П.Я. Зорина, И.Д.

Бутузов и др.
Критерии дифференциации: познавательные процессы; темп усвоения; степень обучаемости; самостоятельность мышления; интересы; профессиональная направленность.
Нацелено не столько на обеспечение необходимого уровня знаний, сколько на обеспечение наибольших сдвигов в развитии каждого (В.И. Загвязинский)


Слайд 221.7. Контекстное обучение (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова)
Информация, чтобы получить статус

профессионального знания, должна усваиваться в контексте собственного практического действия и поступка.
Действие должно быть не чисто академическим, а приближенным к предметно-техническим и социокультурным ситуациям профессиональной деятельности.
Ситуации должны быть проблемными, отражающими проблемный характер труда.


Слайд 23Базовые формы деятельности в контекстном обучении
учебная деятельность академического типа (на информационной

или проблемной лекции или семинаре-дискуссии намечаются предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности: моделируются действия специалистов, обсуждающих теоретические, противоречивые по своей сути вопросы и проблемы);
квазипрофессиональная деятельность (моделируется путем воссоздания в студенческих аудиториях и на научном языке условий, содержания и динамики производства и отношений занятых в нем людей; пример – деловая игра);


Слайд 24Базовые формы деятельности в контекстном обучении
учебно-профессиональная деятельность (студенты в ходе научно-исследовательской

работы, практик, готовя курсовые проекты, дипломные проекты по производственной, реальной тематике, остаются в позиции обучаемого, но по целям, содержанию, формам, процессу и требованиям к полученным результатам – в позиции специалистов).


Слайд 25Контекстное обучение - обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное

содержание профессиональной Д, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности в социально-практическую профессиональную деятельность.

Контекст – это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому, так и ее компонентам.

Внутренний контекст - индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека

Внешний контекст - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых действует человек

Ситуация профессионального
развития





Слайд 26МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНТЕКСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (в соответствии с теорией контекстного обучения А.А.

Вербицкого)

придает личностный смысл всему образовательному процессу, включающему обучение, воспитание и развитие;

порождает интерес к решению проблемных ситуаций, смоделированных на основании представлений о реальной профессиональной Д.


Слайд 271.8. Модульное, модульно-рейтинговое обучение
И.Д. Рассел, С.. Курх, Б. Голдшмид и М.

Гольдшмид, П.А. Юцявичене, В.В. Карпов и др.
разбиением учебной дисциплины на логически завершенные темы, каждая из которых является информационной частью содержания модуля.


Слайд 28Структура модульной программы
технологическая карта распределения баллов по усвоению модуля;
подробная программа модуля;
перечень

требований по тому, что должен знать и уметь студент, изучивший данный модуль;
обзор или путеводитель по литературе;
система индивидуальных заданий различного уровня сложности;
задания для углубленного самостоятельного изучения материала, темы творческих (исследовательских) работ;
описание процедуры сдачи модуля


Слайд 29Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения – РИТМ
Каждый модуль имеет свою

цену в баллах.
Каждый модуль заканчивается контрольным мероприятием.
Расчет баллов за контрольные мероприятия проводится по формуле:
С = ВО*К1*К2*К3, где ВО – начальная стоимость,
К1 – коэффициент качества выполнения работы,
К2 – коэффициент сложности задания,
К3 – коэффициент за срочность.
Могут быть добавлены дополнительные баллы за участие в НИРС,УИРС, олимпиадах, активную работу на практических занятиях, лекциях и др.
При жестком РИТМе соотношение баллов за семестр и за экзамен равно 40% к 60%.
Мягкий РИТМ предполагает большее влияние работы в семестре на суммарный рейтинг. Так, в США на экзамен часто отводится всего 17%, поскольку существует развитая система промежуточного тестирования.


Слайд 301.9. Концентрированное обучение (Г.И. Ибрагимов)
более глубокое изучение каждого предмета за

счет объединения занятий в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин
повышение интенсивности сигнала или увеличение значимости выполняемой деятельности при ограничении поля восприятия
создает благоприятные условия для включения механизмов произвольного и непроизвольного запоминания


Слайд 31Три модели организации концентрированного обучения
1 день – 1 предмет;
1

день - 2-3 блока, блок: лекция –СРС – практическое занятие – зачет;
одновременное и параллельное изучение не более двух-трех дисциплин, образующих модуль. Дисциплины подбираются на основе принципов преемственности, межпредметных связей, чередования словесно-знаковых с образно-эмоциональными предметами.


Слайд 32Активные методы обучения
Не имитационные
Имитационные
Проблемные лекции
Проблемные семинары
Тематические дискуссии
Мозговая атака (штурм, эстафета)
МАСТАК-технология
Групповая консультация
Педагогические

игровые упр-ия

Презентация

Олимпиада

Научно- практическая конференция

Неигровые

Игровые



Имитационные упр-ия

Групповые тренинги

Индивидуальный тренаж

Учебный тренажер

Автоматизированные
обучающие системы
(АОС)

Ситуационные методы

Кейс-технологии

Анализ конкретных ситуаций

Разыгрывание ролей

Деловые игры

Учебные

Проектировочные

Исследовательские

Оргдеятельные
игры

Игровое проектирование

Игровые занятия на машинных моделях

Аттестационные

Блиц-игры

Мини-игры

Поисково –
апробационные

Искусственные
образовательные
среды

Компьютерные
деловые игры

Инновационные


Слайд 33КЕЙС-СТАДИ
— описание ситуации, содержательный материал, где необходимо предложить варианты действий по

проблеме.
Главная задача кейса – сделать из обучающегося лицо, принимающее решение.


Слайд 34Работа с кейсом включает:
Знакомство с условиями (выявление проблем).
Анализ и решение

проблем.
Презентацию групповых решений.


Слайд 35Признаки конкретной ситуации:
Конкретная ситуация специально готовится (пишется, редактируется) для целей обучения;
Кейс-стади

соответствует определенному учебному курсу, программе, в рамках которого рассматривается;
Кейс – единый информационный комплекс (материалы для знакомства с теорией, практические задания, дополнительный материал).


Слайд 36«Дебаты» дают возможность:
развить аналитические умения;
развить информ. компетенции: умение извлекать и обрабатывать

информацию, пользоваться библиотеками, конспектировать тексты и др.;
овладеть языковыми компетенциями: умение слышать доводы оппонентов, корректное использование языка невербального общения (мимика, жесты, интонация); научиться четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
развивать компетенции взаимодействия.


Слайд 37Тема дебатов
ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ОБУЧАТЬ КАЖДОГО РЕБЕНКА.
ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ОБУЧАТЬ ТОЛЬКО ТЕХ, КТО

ЗАИНТЕРЕСОВАН В ОБРАЗОВАНИИ.
ЦЕНЗУРА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ АМОРАЛЬНА.
ЦЕНЗУРА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НЕОБХОДИМА.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ОКАЗЫВАЮТ ВРЕДНОЕ ВЛИЯНИЕ НА НАШЕ ОБЩЕСТВО.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ОКАЗЫВАЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВО.


Слайд 38Элементы игровой технологии:
Роли, взятые на себя играющими: роли спикеров, функции которых

определены правилами игры. За их выполнением следит судья.

Игровые действия как способ реализации ролей: речи спикеров утверждающей и отрицающей команды, в которых они доказывают или опровергают истинность утверждения, являющегося темой дебатов.

Сюжет: определяется темой дебатов и стратегией игры

Реальные отношения между партнерами: командная игра, тренировочный процесс.


Слайд 39Литература
Дмитренко, Т.А. Профессионально-ориентированное обучение студентов в системе высшего образования. http://www.nop-dipo.ru/node/272
Морева,

Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – 432 с.
Образцов, П.И.Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / П.И., Образцов, А.И. Уман, М.Я. Виленский. - М.: Пед. общ. России, 2005. – 192 с.
Трайнев, В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения / В.А. Трайнев. – М.: МАН ИПТ, 2005. – 360 с.
Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под ред. М. В. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с. – П. 7.3–7.5.
Профессионально-ориентированные технологии обучения в высшей школе: учеб. пособие / Авт.-сост. Г.А.Федотова Е.Ю.Игнатьева. -– Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2010. – 104 с. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=51544&p_page=1


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика