Слайд 1«Нетрадиционные игровые технологии в развитии речи детей»
Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад »
с. Песь, Хвойнинский район, Новгородская область
Слайд 2 Применение наглядно-игровых средств в работе логопеда, по формированию и
развитию звуковой культуры речи безусловно, актуально и широко используется. Для достижения максимально возможных положительных результатов у детей наряду с классическими методами логопедического воздействия целесообразно использование нетрадиционных игровых технологий.
Их применение создает максимально благоприятные условия для успешного воздействия , создавая атмосферу непринуждённости, заинтересованности, вносит разнообразие в образовательный процесс.
Наглядно-игровые средства представляют собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. Эти игры и упражнения применяться на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях от раннего дошкольного возраста, до старшей подготовительной группы, в зависимости от уровня сложности предлагаемых заданий.
Слайд 3 С помощью игровых средств создается игровая ситуация,
актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к непосредственной образовательной деятельности, что немаловажно в процессе формирования звуковой культуры речи.
Взаимодействие с ребёнком становится эмоциональным, действенным, партнёрским позволяющим в непринуждённой игровой ситуации провести коррекционно-развивающую работу. На сегодняшний день методов игрового воздействия известно достаточно много, необходимо лишь систематизировать опыт, изготовить пособие в соответствии с целями, задачами, содержанием и с требованиями безопасности.
Слайд 41. Пособия для развития речевого слуха у детей
Для формирования, коррекции
и развития речевого слуха широко используются такие пособия как «Детские музыкальные инструменты», «Разнообразные ёмкости наполненные различными по звучанию наполнителями» , «Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала», «Русские народные инструменты», применяются аудиозаписи и ИКТ.
Цель: формирование и развитие речевого слуха и таких его характеристик как звуковысотный слух, слуховое внимание, фонематический слух, темп и ритм речи.
Возраст: дошкольный
Слайд 62. Формирование произносительной стороны речи и развитие культуры речевого общения
Пособие
для проведения артикуляционной гимнастики и элементов театрализации при подготовке к НОД
«Лягушка-говорушка»
Пособие выполнено в технике вязания крючком и представляет собой лягушку с языком-варежкой, в полость которого помещается ладонь логопеда.
Цель: применяются на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения, при объяснении правильного положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, соответствующей характеристикой. А так же широко используется при проведении артикуляционной гимнастики. Варианты игры изменяются в зависимости от цели занятия.
Возраст: дошкольный
Слайд 8Мнемотехнические символы для создания моделей артикуляции звуков «Маски»
Представлены
в форме красочных ярких сенсорно-графических схем в виде крупных масок сказочных героев, имеющие прорези вместо органов артикуляции.
Цель: данные сенсорно-графические схемы применяются на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения, при объяснении правильного положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, соответствующей характеристикой. А так же широко используется при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики. Варианты игры изменяются в зависимости от цели занятия.
Возраст: дошкольный
Слайд 10Многообразие пособий на развитие артикуляции и проведение артикуляционной гимнастики
Слайд 11
Пособие для развития речевого дыхания из бросового материала «Волшебный звездопад».
Выполнено из двух половинок пластиковых бутылок соединённых между собой функциональной швейной застёжкой-молнией. Поверхность пособия украшена звёздами из голографической фольги. Внутри наполнитель из пенопластовых шариков маленького диаметра. Имеет четыре отверстия с трубочками для коктейля, по числу детей использующих данное пособие. Число детей в зависимости от поставленной задачи логопеда варьируется от одного до четырёх. Пособие может быть использовано как выносной материал на прогулку.
Цель: в зависимости от инструкций логопеда и поставленной задачи, пособие может быть применено для развития сильного непрерывного выдоха, сильного плавного выдоха, длительного непрерывного ротового выдоха, сильного плавного и продолжительного выдоха, сильного целенаправленного выдоха, развития губных мышц и т.д.
Возраст: дошкольный
Слайд 13Пособие для развития речевого дыхания из бросового материала «Весёлый апельсин».
Выполнено из картонной коробки с отверстием для «ворот» красочной аппликации в виде многослойного изображения. Роль «мяча» выполняет кусочек ваты. Вариация игрового упражнения на развитие правильного речевого дыхания «Футболист».
Цель: в зависимости от инструкций логопеда и поставленной задачи, пособие может быть применено для развития сильного непрерывного выдоха, сильного плавного выдоха, длительного непрерывного ротового выдоха, сильного плавного и продолжительного выдоха, сильного целенаправленного выдоха, развития губных мышц и т.д.
Слайд 17Пособия и наглядный материал, применяемые для работы при коррекции звукопроизношения представлены
очень разнообразно и их существует очень много. Задача логопеда разобраться в представленном многообразии и выбрать необходимые для своих целей игровые пособия
Слайд 20«Многофункциональное сенсомоторное панно «Чудо-дерево»
Представляет собой деревянный каркас в
форме дерева обтянутый тканью. Имеет съемные, наполненные разнофактурным набивным материалом объёмные детали в виде фруктов, овощей, цветов, насекомых и т.д. Все детали крепятся на пуговицы разных размеров. Панно выполнено вручную в технике вязание крючком.
Цель: формирование и развитие лексико-грамматического строя, коррекции звукопроизношения.
Варианты игры: в корзине фрукты и ягоды: виноград, гранат, груша, банан, абрикос, персик, вишня и т.д. Ребёнку предлагается украсить дерево большими фруктами, затем маленькими. Подобрать несколько слов к определённому фрукту«какой он?». При работе над автоматизацией звука подобрать только те фрукты, в названии которых есть звук [р]… и т.п.
Возраст: дошкольный
Слайд 22Многофункциональное модульное пособие «Избушка-раскладушка»
Состоит из модульных каркасов
стен и крыши, обтянутых разноцветной тканью и соединённых между собой змейками, шнурками, крючками и липучками. Домик имеет 16 рабочих поверхностей (8 - внутренние и внешние стены, 8- внешние и внутренние крыши). Внешние 4 стены соответствуют временам года и имеют карманы с различными дидактическими карточками с клеящимися поверхностями. Внутренние 4 стены в оформлении соответствуют следующей тематике: грамота, развитие математических представлений, сенсорики, и звукопроизносительных навыков. Все рабочие поверхности крыши оформлены с целью развития мелкой моторики (шнуровка, плетение кос, змейки, кнопки, пуговицы, липучки).
Цель: формировании и развитии лексико-грамматической стороны реки, коррекции звукопроизношения.
Варианты игры: подбери картинку со словом «приятелем», словом «неприятелем», сначала «большой», затем «маленький» предмет. Это лист (любая предметная картинка), скажи ласково… и т.п.
В гостях у «Свистящей семейки». Назвать все изображения в названии, которых есть заданный звук. Помоги звуку поселиться в домике, пройди по дорожке правильно называя, предметы которые ему встречаются. Проговори правильно чистоговорку используя звуковые тропинки, лабиринты и т.д.
Возраст: дошкольный
Слайд 24 Панно для автоматизации свистящих и шипящих звуков «В гостях у
Смешариков».
Выполнено в технике вязание крючком в виде объёмных забавных мультгероев «Кроша», «Нюши» и «Ёжика». Панно имеет рабочий каркас «поляна», обтянутый зелёной тканью. Фигурки зверей крепятся к панно с помощью липучек. При необходимости используется как фланелеграф с картонными фигурами героев, объектов, тематических картинок.
Цель: используется как сюжетное дидактическое действие при работе над звуковой культурой речи, в коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков.
Варианты игры: подбери нужные слова, игра «Большой-маленький», «Скажи ласково», «Один-много», «Он, она, они…» и т.п.
Помоги Крошу (Нюши, Ёжику) правильно подобрать картинки в названии которых есть звук [ш].
Составь предложение по заданной схеме. «Почини предложение»… и т.п.
Возраст: дошкольный
Слайд 26Объёмные символы в виде букв-звуков
Выполнены из ткани, в
разнообразной технике вязания и объёмной аппликации. В процессе изготовления принимали участие так же и родители воспитанников.
Цель: используются на этапе знакомства со звуком, на этапах автоматизации и дифференциации. А так же как элемент театрализации в процессе непосредственной образовательной деятельности. Является наглядным материалом.
Возраст: дошкольный
Слайд 28Развитие мелкой и общей моторики с использованием нетрадиционных игровых пособий и
техник: массаж, самомассаж с использованием различного материала, су-джок терапия, игры с прищепками, природным материалом, массажными мячами.
Слайд 30
3.Развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи и обучение основам грамоты
Дидактическое пособие
«Ваза и цветы».
Выполнено из картона в технике объёмная аппликация в виде ваз с графическими схемами, на которых квадратиками указано количество слогов (1,2,3…). И мобильными цветами с прозрачными кармашками и съёмными карточками с изображением предметных картинок на различную слоговую структуру (односложная, двусложная, трёхсложная). Дети должны определить количество слогов в названии картинки и поставить цветок в нужную вазу.
Цель: используется при коррекционной работе над слоговой структурой слов. Оформление предметно-развивающей среды.
Возраст: старший дошкольный, подготовительный к школе.
Слайд 32Разнообразие пособий по формированию и развитию лексико-грамматического строя и слоговой структуры
зависит от цели коррекционного воздействия и фантазии логопеда. Их можно как создавать своими руками, так и черпать идеи из методических пособий, Интернет-порталов или приобретать в специализированных магазинах.
Слайд 364. Формирование и развитие пространственно-временных представлений
Сезонные уголки с наглядными игровыми пособиями
и дидактическим материалом
Слайд 38«Разнообразные ёмкости из бросового материала для картотек тематических картинок и раздаточного
материала»
Выполнены из половинок пластиковых бутылок разной ёмкости скреплённых между собой застёжкой-молнией. Оформлены в виде забавных человечков. Ряд ёмкостей имеет тканевую основу или обвязаны крючком. Вариации исполнения многообразны и зависят от фантазии и поставленных целей.
Цель: эстетическое оформление ёмкостей для дидактического и раздаточного материала, используется в моментах театрализации при работе по формированию и развитию звуковой культуры дошкольников.
Возраст: дошкольный
Слайд 41Оформление предметно-развивающей среды в виде зонирования рабочих зон в соответствии ФГОС
ДО
Слайд 43Уважаемые коллеги,
благодарю за внимание!