Музейная педагогика как междисциплинарная наука. Основные понятия и история становления презентация

Содержание

Музейная педагогика 13 лекций 18 семинаров Экзамен Задание 1 – презентовать один из музеев мира (Рима, Флоренции, Венеции, Берлина, Лондона, Парижа, Москвы, СПб., Кирова, родного города): история и современность, основн.

Слайд 1Музейная педагогика как междисциплинарная наука. Основные понятия и история становления
Company Name


Слайд 2Музейная педагогика
13 лекций
18 семинаров
Экзамен

Задание 1 – презентовать один из музеев мира

(Рима, Флоренции, Венеции, Берлина, Лондона, Парижа, Москвы, СПб., Кирова, родного города): история и современность, основн. коллекции, главные шедевры, работа с детьми

Слайд 3Музейная педагогика
Литература
Никонова, Мария Александровна. Краеведение [Текст] : учеб. пособие для студ.

вузов / М. А. Никонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2012. – 192 с.
Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. - М.: ЦДЮТиК, 2003. - 154 с.
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике : Монография. Рос. ин-т культурологии. - М., 2001. - 223 с.
Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
Новоселова А.С., Зобачева Р.Д. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (методическое пособие для учителя-инноватора). ISBN5-85218-031-9 
Морозова АН., Мельникова О. В. Музейная педагогика. 2006 / Учебники – Педагогика.. : сайт. URL: http://tinref.ru/ 000_uchebniki/03800pedagog/001_muzeinaia_pedagogika_ morozova/000.htm

Слайд 4Музейная педагогика
Литература
Морозова А.Н. (ред.), Мельникова О.В. (ред.). Музейная педагогика: Из опыта

методической работы. Пособие для воспитателей, методистов ДОУ и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2006. 416 с.
Ванслова Е.Г.: Культура и дети. Взгляд музейного педагога. Агентство "Мегаполис", 2012. 232 с.
Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия. М. : Сфера, 2005. 64 с.

Сведения о музеях – на сайтах Нацинального музея Рима, галереи Уффици, Британского музея, Национальной галереи, Лувра, музея Ватикана, Дрезденской картинной галереи, Кунстхалле, Пергамона, музея Метрополитен, Национальной галереи искусств Вашингтона, музея Прадо, музея Рейксмузеум, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств им. Пушкина, Художественного музея им. братьев Васнецовых и т. п.
Пример виртуального музея Gallerix.ru

Слайд 5Музей
Музей (от греч. museion — дом муз) — учреждение, занимающееся собиранием,

хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.

Слайд 6Согласно положению 21-й Генеральной конференции Международного совета музеев (ICOM) – международной

организации музеев и музейных специалистов, занимающихся хранением, развитием мирового природного и культурного наследия, проходившей в 2007 г. в Вене, – принято следующее определение музея: «некоммерческое учреждение на постоянной основе, действующее на благо общества и его прогресса, открытое для публики, которое приобретает, сохраняет, исследует, пропагандирует и экспонирует – в целях обучения, воспитания и удовольствия – материальные и нематериальные свидетельства человека и окружающей среды»

Слайд 7Известный философ Н.Ф. Фёдоров писал: «Музей есть не собрание вещей, а

собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям, живыми деятелями».
Учёный предлагал воспринимать музей не только как хранилище, но и как центр «исследования, учительства и деятельности». Другими словами, роль музея, по Фёдорову, в воспитании и передаче от поколения к поко-лению социального опыта.

Слайд 8Функции музея:
документирования (сохранение и презентация материальных свидетельств прошлого, работа с нематериальным

культурным наследием и объектами природы),
социокультурная (передача соц. опыта),
досуговая,
информационно-коммуникативная,
научно-исследовательская деятельность,
образовательная

Слайд 9История музейного дела
Первоначальным местом накопления культовых и материальных ценностей были храмы

и дворцы правителей в Вавилоне и Египте, доступ к ним имело очень ограниченное количество зрителей. Такие коллекции, символизировавшие богатство или общение с божественными силами.
В Греции и, позднее, Риме произведения искусства хранились прежде всего в храмах, в которых находились изваяния богов и предметы культа, которые показывали посетителям священнослужители. Наряду с храмами, посвященными верховным богам, греки основали и «мусейоны» — святилища спутниц Аполлона. Изобразительные искусства считались ремеслами, тем не менее, скульптуры и мозаики Фидия, Зевксиса и других прославленных мастеров античности ценились.

Слайд 10История музейного дела
Кроме произведений искусства, отражавших культ муз-покрови-тельниц, в музейонах проводились

ученые диспуты и состязания философов, поэтов и музыкантов.
Постепенно мусейоны трансформировались в Академии и собственно «мусеи», например, известные Академия Платона и «мусей» драматурга Софокла.
Самый знаменитый мусейон древности был основан в Алексан-дрии Египетской в III в. до н. э. сподвижником Александра Маке-донского, царем Птолемеем Сотером. Это был огромный науч-но-исследовательский комплекс. Он включал в себя уникальную библиотеку, хранившую ценнейшую коллекцию греческих свитков, обсерваторию, парк и ботанический сад. Многочислен-ные коллекции естественнонаучного характера располагались вокруг украшенного произведениями изобразительного искусства святилища муз.

Слайд 11История музейного дела
К середине II в. до н. э. Грецию и

эллинистические государства захватил Рим, довольно быстро освоивший их культурные достижения. Концентрация античных памятников в Вечном городе была исключительно велика. Получили развитие частные мусеи, служившие местом встречи просвещенных друзей (например, мусеи Марка Теренция Варрона и Цицерона). С др. стороны, собрания художественных произведений приобретали общественное значение. Активными сторонниками открытия широкой публике коллекций предметов искусства были знаме-нитые литераторы Цицерон и Петроний. Цезарь принимает решение о строительстве на Капитолии специального здания для публичной демонстрации его собственных коллекций. Позже Август восстановил Храм Согласия у Капитолия и разместил в нем коллекции статуй, картин и др. худож. изделий, превратив храм в главный императорский музей Рима.

Слайд 12История музейного дела
В эпоху средневековья коллекционирование было полностью подчинено установкам христианской

культуры. Памятники античности были объявлены греховными и активно уничтожа-лись. В то же время в монастырях и у крупных феодалов, к которым относились и королевские фамилии, были сосредото-чены собрания религиозной живописи, церковной утвари, христианских реликвий и произведений декоративно-приклад-ного искусства. Лишь позже, начиная с конца XIII в. (раннее Возрождение), произведения искусства вновь оказываются предметом интереса коллекционеров. Гуманисты Возрождения в XV в. вернули к жизни храмы муз, воплощавшие союз науки и искусства.

Слайд 13История музейного дела
Эпоха Возрождения делает шаг вперед, систематизируя коллек-ции и превращая

их в музеи. Собирательская деятельность папы Юлия II и других римских первосвященников положила начало не только формированию отдельных коллекций, но и созданию принципиально нового, полифункционального по своему назначению религиозно-музейного комплекса. Речь идет о Ватикане. Древнее название одного из холмов, на котором расположился Рим, уже не одно столетие ассоциируется с центром римско-католической церкви и грандиозным архитектурно-музейным ансамблем. Он включает в себя храмы и дворцы, вместившие бесчисленные музейные коллекции и библиотеку.

Слайд 14История музейного дела
По инициативе папы Льва X Рафаэлем были начаты раскопки

античного Рима с целью превращения его в музей древности под открытым небом, что по сути своей являлось намерением предпринят археологическую музеефикацию территории Вечного города.
Возрождение – эпоха расцвета и частного коллекционирования. Особенно интересна собирательская деятельность банкирского дома Медичи во Флоренции. Художественные коллекции, собиравшиеся в течение многих десятков лет, стали основой профессионального художественного образования для Микеланджело, А. Вероккио, С. Боттичелли и др. замечательных итальянских мастеров. В конце XVI в. частные коллекции герцога Гонзаго в Мантуе, Альбрехта Баварского в Мюнхене и тех же Медичи во Флоренции открылись для публичного посещения.

Слайд 15История музейного дела
Художник Дж. П. Ломаццо в трактате «О музах» (1591),

подводя определенный итог развитию коллекционирования, выразил представление о музее как о месте, где публике представляются произведения искусства и разного рода редкие предметы.
Интерес к окружающему миру, свойственный эпохе Возрожде-ния, в XVII в. привёл к появлению т.н. Кабинетов с коллекциями природных диковинок. Я. А. Коменский в труде «Orbis Sensulium Hidus» (1658) впервые отметил педагогический аспект ценности такой коллекции. Выступая за наглядность обучения, термин «музей» употребил в дидактическом ключе — применительно к кабинету учёного, всё содержание которого ориентировано на процесс познания. Впоследствии такие Кабинеты стали именоваться Кунсткамерами, превратившись в организованные по энциклопедическому принципу обширные собрания произведений искусства и естественнонаучных редкостей.

Слайд 16История музейного дела
Широкую известность, благодаря своим уникальным коллек-циям, получили Кунсткамеры в

Праге, Мюнхене и Дрездене, а также первый в России естественнонаучный музей — Санкт-Петербургская Кунсткамера, которая была учреждена указом Петра I в 1718 г. «для назидания взрослым, обучения юношей». Таким образом, ей предназначалось быть общественным учреждением с широким спектром образовательных задач.
Петр I положил также начало собиранию художественных коллекций. Во время поездок в Западную Европу как сам царь, так и его доверенные лица приобретали картины и скульптуры, украсившие дворцы и парки Петергофа и Летний сад. Позже эту традицию продолжит основательница Эрмитажа Екатерина II и другие российские государи.

Слайд 17История музейного дела
Основой для развития музейного дела в Западной Европе и

в России в последующую эпоху стали идеи французского и немецкого Просвещения. Гуманистическая философия энциклопедистов (Ф. Вольтера, Д. Дидро, Г. Лессинга, И.Гердера, И. Канта, И. Винкельмана и др.) привела к осознанию ценности и проявлению интереса к искусству, осведомленность в котором оценивалась как долг каждого человека. В эпоху Просвещения возникли и получили развитие образовательная и социокультур-ная функции музея, ставшего центром популяризации искусства и науки. В качестве примера можно назвать два музея: Британский в Лондоне и Лувр в Париже.

Слайд 18История музейного дела
Британский музей был открыт в 1753 г. по решению

парламента. В основу его собрания легли частные коллекции X. Слоуна, Р.Коттона, Р. Харли, У. Гамильтона и других собирателей. Огромную часть его экспонатов составили рукописи, археоло-гические памятники, разного рода диковинки природы.
В музее находится одна из крупнейших в мире библиотек.

Собрания Британского музея содействовали не только рас-ширению познаний посетите-лей, но и развитию науки (археологии, истории, искусст-воведения), а потому его с полным основанием можно назвать образовательно-исследовательским музеем.


Слайд 19История музейного дела
Декретом республиканского правительства от 26 мая 1791 г. Лувр

был объявлен «Королевской резиденцией, собранием памятником науки и искусства, помещением для главных учреждений народного образования». Чуть позже националь-ный Конвент переименовал его в «Центральный музей изящных искусств».

В 1802 г. он получил название «Музей Наполеона», а к середине XIX в. музей вернул себе имя королевского дворца — Лувр. Однако во всех ситуациях музей оставался верен заявленным при его основании благородным целям «просвещать и доставлять эстетическое наслаждение».


Слайд 20История музейного дела


Слайд 21История музейного дела


Слайд 22Новаторство музейного дела Англии и США в XIX-XX вв.
Company Name


Слайд 23История музейного дела
XIX век стал временем бурного расцвета музейного дела, боль-шинство

известных музеев мира возникло именно в этот период. Уже к середине века развитие исторической науки и урбанизированной культуры приводит общество к осознанию того факта, что именно музей является наиболее приемлемой формой сохранения культурного опыта человечества.
Картины и скульптуры, бывшие на протяжении столетий признаком аристократизма либо финансового благополучия, стал принадлежать музеям и в значительно меньшей мере — коллекционерам.
Художественная интеллигенция того времени выступала за приоритет красоты в окружающей человека жизни. Английские учёные Д. Рескин и У. Моррис обосновывали новый подход к эстетической организации среды.

Слайд 24История музейного дела
Эти идеи нашли свое частичное осуществление в открывшемся в

1852 г. в Лондоне Южно-Кенсингтонском музее, ориентирован-ном на промышленное искусство. Идея его создания возникла после феноменального успеха Лондонской выставки 1851 г., на которой были представлены образцы такого искусства.
Цели музея определялись следующим образом:
– распространять искусство среди всех слоев общества;
– поднять уровень художественного образования в целом;
– улучшить качество индустриального искусства.
Первый директор этого музея Г. Коль подчеркнул образова-тельную суть музея, заявив следующее: «Пока музеи и галереи не поставят перед собой образовательные цели, они представляют собой скучные и бесполезные учреждения».

Слайд 25История музейного дела
Таким образом, Англия стала первой страной, где была полно

реализована образовательная функция профессионального музея. Опыт Южно-Кенсингтонского музея следует считать отправной точкой для формирования системы взаимодействия музея с художественной и общеобразовательной школами. Впервые в мировой практике при нём в 1880-е годы, с целью расширения влияния музея на учебно-воспитательный процесс, была создана служба взаимодействия с учителями средних школ, целью которой было обеспечение совместной работы по научно-техническому и художественному воспитанию и образованию учащихся.

Слайд 26История музейного дела
Под влиянием Англии развивалось и музейное дело США. В

1876 в Филадельфии прошла выставка американского декоративно-прикладного искусства, которая послужила толчком для возникновения движения «За возрождение искусства и ремесел». В том же году в Детройте на базе музея искусств была открыта первая в США школа промышленных искусств. Пример Южно-Кенсингтонского музея был положен в основу образовательной концепции музеев Нью-Йорка, Бостона, Чикаго и др. городов, которые наглядно демонстрировали пользу музея художественными выставками и такими социальными акциями, как «За красивый город», «За улучшение дома» и т. п. Эти акции хорошо вписывались в идеологию американского прагматизма и эгалитаризма (равноправия).

Слайд 27История музейного дела
Господствовавший в США прагматизм отразился на музейном деле. Дж.

Дьюи, рассматривая искусство в своей концепции эстетического воспитания с чисто утилитарных позиций, знакомство с ним он сводил к задачам формирования практических навыков и умений делать удобные вещи.
Идея полезности лежала в основе идеологии и практической деятельности открывавшихся тогда художественных музеев. Весьма примечателен в этом смысле опыт Музея искусств Толедо, вовлекавшего горожан в работы по благоустройству города, организовывавшего дидактические выставки моделей домов, интерьеров, пригородных участков. По инициативе музея был создан «Клуб птиц», в котором школьники разводили и обихаживали птиц в парках города, что стало наглядным примером привлечения детей к полезному делу.

Слайд 28История музейного дела
В то же время каждый музей в той или

иной мере преследовал и сугубо образовательные цели, а в некоторых из них даже специально вводилась должность «музейного учителя» (Бостонский музей искусств). Так, в музее искусств Детройта с 1890 г. велась широкая просветительская работа по изобразительному искусству, археологии, литературе и различным отраслям науки. Указанный музей также создавал различного рода общества и ассоциации — «Общество женщин-художниц», «Ассоциация работников библиотек» и т. п., что свидетельствовало о его прямой педагогизации и о превращении музея в некое подобие учебного заведения.

Слайд 29История музейного дела
Наиболее явно образовательные цели были обозначены в Уставе крупнейшего

художественного музея США — Метрополи-тен музея (Нью-Йорк). Основан в 1870 г. с целью развития и изучения изящных искусств, применения их в производстве и практической жизни, а также для развития художественного образования, представляет собой сплав влияний со стороны английских и немецких музеев.

Сегодня Метрополитен стал образ-цом американского музея как по обширности и качеству коллекций, так и по масштабам и разнообразию форм работы со зрителями (экскур-сии, концерты, лекции, просмотры кинофильмов, путеводители).


Слайд 30История музейного дела


Слайд 31История музейного дела
В это же время в американской культуре сформировался свой

тип музея, в котором памятники истории и техники предъявля-ются посетителю в контексте разнообразных направлений чело-веческой деятельности. Таков Национальный музей истории и техники в Вашингтоне (осн. 1904) с поистине необозримыми коллекциями, отражающими развитие в США за 200 лет науки (археологии, астрономии, истории), политики, промышленно-сти, транспорта, изобразит. искусства, военного дела и т.д.
Уже в нач. XX в. музеи США рассматриваются не только как сим-волы национального престижа, но и как средство эстетического воспитания. «Величие и слава приходят к нации тогда, когда культ искусства становится высшим авторитетом», — провозглашает Р. Вайер — директор Галереи искусств Хаксли и издатель журнала «Эстетика».

Слайд 32История музейного дела
В заботе о формировании художественного вкуса музеи начинают устраивать

лекции-концерты, бесплатные посещения своих экспозиций и проезд до них в общественном транспорте. Но что особенно важно — начинается процесс концептуального осмысления подобного рода деятельности.
Одним из первых теоретиков образовательной функции американского музея был последователь Д. Рескина и Южно-Кенсингтонской школы Д. Гудд, который видел цель музеев в обучении идеям через предметы. Он считал изучение музейной коллекции первоначальным вкладом в образование, высказываясь при этом за обеспечение зрителя необходимой письменной информацией — листовками, путеводителями и монографиями о художниках. Он ратовал также за проведение публичных лекций.

Слайд 33История музейного дела
Инициативы Д. Гудда были довольно быстро реализованы. Уже в

1906 г. в Метрополитен музее были изданы первый путеводи-тель, знакомивший посетителей с экспозицией, и пособие для учителей. По выходным дням здесь читались лекции для публики. Вопросам музейного образования был посвящен специальный «Бюллетень Метрополитен», где обсуждалась разработка разных программ для всех категорий посетителей, включавших чтение публичных лекций для «общей публики», студентов, учителей, дизайнеров и даже слепых и глухих. В 1919 внимание специалистов этого музея привлекает работа в начальной и средней школе и в других учебных заведениях.

Слайд 34История музейного дела
Накопленный в США опыт работы с посетителями позволил конкретизировать

задачи, которые можно считать типичными, но с акцентом на специфике художественного музея: «Музей должен создавать условия для образования детей, условия для здорового отдыха и накопления знаний взрослых. Он должен быть хранилищем, из которого черпает знания студент, и источ-ником вдохновения для художника. Его влияние должно ощу-щаться в доме и отражаться на жизни всех членов общества». На основе данного опыта в 1924 г. были сформулированы типы программ для разных категорий зрителей (Д. Хайд):
– для отдыха и развлечения публики;
– для повышения уровня знаний (в том числе студентов-искус­ ствоведов и художников);
– в помощь знатокам;
– для блага детей.

Слайд 35История музейного дела
А. Паркер рассматривая музей как социальный институт, связанный с

жизнью и современными ценностями, пришел к выводу о том, что его посещение является определенным видом организованного отдыха.
В США в практике образовательной деятельности была определена принципиальная разница между школьным и музейным образованием. Суть ее – в приоритете непосред-ственного знакомства с музейным памятником перед использованием его в качестве средства информирования школьников по тому или иному учебному предмету. Если же этот памятник являлся произведением искусства, то музейным педагогам отводилась роль более «стимулятора видения», нежели носителя знаний.

Слайд 36История музейного дела
Эстетическое направление в философии образования США определило целью музея

воспитание и поддержание в обществе высокого стандарта эстетического вкуса. Эта не потерявшая своей актуальности установка исходит из понимания должности музейного педагога как связующего звена между посетителями музея и произведениями искусства.
Инициатором развития истории искусства как университет-ской научной дисциплины в начале ХХ в. выступил Гарвардский ун-т. На ниве искусствоведения стал развиваться междисци-плинарный подход. Музей Метрополитен первым подал пример того, как можно проводить занятия по истории, географии и другим школьным предметам, используя костю-мы, образцы мебели и др. подлинные исторические предметы

Слайд 37История музейного дела
Активное и во всех отношениях успешное развитие образовательной деятельности

в 1930—1940-е годы утверждает её как главную функцию американских музеев, которые, по мнению исследователей, всё более превращаются в «свобод-ные неформальные арт-колледжи» (Т. Лоу) и учреждения образования. Показателен в этом отношении пример художест-венного музея г. Цинциннати, где в 1930 г. был организован Отдел образования, разработавший программу воскресных занятий для детей. Они включали мифологию, музыку, историю, географию, занятия по скульптуре. Очень важно, что при разработке образовательных программ были учтены достижения педагогики того времени.

Слайд 38История музейного дела
На основе опыта деятельности 120 американских музеев в 1932

г были сформулированы ведущие направления работы с посетителями:
Культурное (для наиболее подготовленных посетителей).
Образовательное: а) для обеспечения профессионального уровня в области искусства и ремесел; б) для обеспечения задач школьного образования и связанных с ним практических целей.
Рекреационное — отдых и развлечение в музейной среде.

Слайд 39История музейного дела
Образовательная деятельность музеев США оказала опреде-лённое влияние на развитие

музейного образования в соседних странах, с той разницей, что музейное дело стало здесь развиваться несколькими десятилетиями позже и не достигло такого уровня, как в США. Например, крупнейший музей Канады — Королевский музей Онтарио в Торонто — был основан в 1914 и первоначально представлял собой соединение 5 самостоя-тельных музеев: археологии, палеонтологии, минералогии, зоологии и геологии. Тот факт, что до 1968 г. этот музей являлся частью университета Торонто, говорит о его изначальной образовательной ориентации.

Слайд 40Зарождение музейной педагогики как науки в Германии
Company Name


Слайд 41Зарождение музейной педагогики
Музейная педагогика зародилась как особое направление музейной деятельности в

Германии в 1890–1930-х гг. под влия-нием появившейся в начале ХХ в. «реформаторской педагоги-ки», отрицавшей пассивные методы обучения, зубрёжку, подавление личности ученика. Были сформулированы идеалы нового образования (упор на воспитание личности, введение творческого начала в обучение, обращение к воспитательному воздействию искусства), которые привели в дальнейшем к формированию концепции музейного образования.



Слайд 42Зарождение музейной педагогики
Огромное влияние на дальнейшее развитие педагогики реформ оказала книга

Л Лангсбейна «Рембрандт как воспитатель», с 1870 до 1922 г. выдержавшая 74 издания. Автор рассматривал личность Рембрандта в качестве исторического идеала немецкого народа, образца индивидуальности и жизненной силы. Выход из тупика, когда «духовная жизнь немецкого народа находится в состоянии медленного... умирания», виделся в новом образовании, обращении к творческим возможностям искусства. Немецкая педагогика в начале XX в. сделала ставку на развитие искусства в быту, воспитание хоро-шего вкуса обывателя, поддержку любительского творчества.

Слайд 43Зарождение музейной педагогики
Музейно-образовательная деятельность в Германии не носила такого энергичного и

целенаправленного характера, как в США. Она была обязана своему существованию энтузиазму отдельных личностей, среди которых особое место занимает директор Гамбургской картинной галереи, теоретик искусства и педагог А. Лихтварк, ставший пионером не только немецкой, но и европейской музейной педагогики. Он был убежден в том, что музей, как и школа, является местом обучения. С самого начала своей работы на посту директора Лихтварк начал сотрудничать с учителями гамбургских школ, которые объединились в 1896 г. в «Учительское сообщество содействия художественному образованию в школе».

Слайд 44Зарождение музейной педагогики
Альфред Лихтварк
(14.11.1852–13.01.1914)
Немецкий историк искусства, и преподаватель искусства в Гамбурге.

Учился в Академиях искусств в Дрездене, Лейпциге и Берлине. После окончания учебы работал в нескольких начальных и средних школах Берлина. С 1886 г. – первый директор гамбургского музея Кунстхалле.

Слайд 45Зарождение музейной педагогики
С 1887 г. началась организация знаменитых «музейных диалогов» в

Гамбургской картинной галерее (для взрослых и школьников с 13-14 лет), целью которых было осуществление идей воспитания средствами искусства и внедрение искусства в повседневную жизнь. Об экскурсионном методе, внедрённом Лихтварком, можно судить по его книге «Упражнение в рассматривании произведений искусства» (стенограмма занятий с 12-летними ученицами гамбургской женской гимназии), которая была издана в 1897 г. Каждая встреча в музее происходила у одной единственной картины. Как правило, Лихтварк обращался к произведениям, связанным с темой детства (например, «Хюльзенбекские дети» Ф.О.Рунге, «Во время школьных занятий» А. Зибелиста и др.)

Слайд 46Зарождение музейной педагогики
Зрители рассаживались около картины и с помощью руководи-теля рассматривали

её очень подробно: построение произве-дения, сюжет, смысловые акценты, психология персонажей и даже вопросы нравственности и гражданственности, связь этого произведения с литературой, музыкой своей эпохи. Таким образом, вместо методики строгого изучения стилей предлагался новый метод «диалога со зрителем». С помощью вопросов зрители должны были наблюдать, сравнивать, делать выводы и, в то же время, учиться наслаждению от общения с искусством. Впервые введя понятие «музейные диалоги», Лихтварк стал основоположником музейно-педагогической методики, цель которой он видел в развитии умения творче-ски воспринимать произведение искусства через понимание замысла художника.

Слайд 47Зарождение музейной педагогики
«Мы стремимся к тому, чтобы охватить взглядом всю

эпоху... показать, как она отразилась в единичном произведении, какое впечатление оно производит, предоставить зрителям право на самостоятельное суждение. Метод вопросов и ответов не единственный, существуют и другие методы анализа материала, но категорически не рекомендуется выстроенный доклад, неизбежно подавляющий самостоятельность. Обсуждение картины должно представлять собой маленькую драму и иметь прелесть импровизации… Каждая осмотренная картина должна звучать в памяти как стихотворение не только в смысле своего содержания, но и своей неповторимости».
А. Лихтварк

Слайд 48Зарождение музейной педагогики
Среди успешных начинаний А. Лихтварка следует назвать:
организацию любительских

курсов живописи и графики под руководством профессиональных художников;
учреждение «Общества гамбургских друзей искусства» с из­ данием ежегодника, освещавшего проблемы искусства;
организацию выставок детского творчества;
основание общества содействия развитию любительской фо­ тографии, формирование уникальной коллекции фотоснимков, проведение первых международных выставок фотографий;
создание коллекции учебных пособий (игрушечный печатный станок и др.);
содействие развитию современной живописи;
содействие организации Гамбургского клуба художников;
осуществление пристройки к старому музею нового боль­ шого здания.

Слайд 49Зарождение музейной педагогики
Огромное воздействие на дальнейшее развитие образователь-ной деятельности музеев оказала

конференция, организован-ная в 1903 г. в Маннгейме по инициативе рабочих благотвори-тельных организаций Берлина на тему «Музеи как образова-тельные и воспитательные учреждения». Центральной фигурой на конференции стал её председатель А. Лихтварк. Он выразил общее мнение собравшихся, назвав музеи «новыми образова-тельными институтами», которые наряду с академиями и университетами должны «оказывать непосредственное влияние на воспитание всех слоев общества». Опыт взаимо-действия с учительством позволил А. Лихтварку выдвинуть в своём докладе идею о том, что много зависит от педагогов, в которых музей должен найти верных помощников.

Слайд 50Зарождение музейной педагогики
После проведения конференции работа с посетителями в музеях Германии

развивалась в русле положений о музее как образовательном, просветительном центре. В первом музееведческом журнале «Музеумскунде», начавшем издаваться в 1905 г., также постоянно ставились вопросы служения музея делу народного образования.
В 1912 г. по инициативе Мэркишес-Музеума (Берлин) и «Краеведческого союза немецких учителей» организована служба «Музей и школа», которая стала проводить на выстав-ках регулярные консультации для учителей (1914 г. – 3 тыс. консультаций). В 1915 г. музей организовал цикл из 20 занятий (10 лекций, 5 экскурсий в музее, 5 выездов на раскопки) для школьных педагогов-историков.

Слайд 51Зарождение музейной педагогики
Музейные сотрудники вели занятия в Институте воспитания и обучения

(за 1915-1920 гг. подготовлено около 400 учителей). Чтение лекций для студентов института им. Гумбольдта способ-ствовало повышению квалификации более 1090 студентов (1915–1920 гг.). В музее проводились семинары для школьни-ков (октябрь-декабрь 1919 г. - 18 школ), лекции для рабочих.
В начале 1920-х гг. в журнале «Музеумскунде» начинают публиковаться материалы, посвященные американским дет-ским музеям, и впервые ставится вопрос о создании «пропе-девтического музея». который должен облегчить работу посе-тителя и, в отличие от научных собраний, быть обращен ко всем. Были поставлены вопросы педагогики музейной экспозиции, разработанные в трудах Г. Кершенштейнера.

Слайд 52Зарождение музейной педагогики
Георг Кершенштейнер (1854–1932)
Педагог, один из лидеров реформатор-ского движения, создатель

теории «ра-бочей школы», автор трудов о детском художественном творчестве. Предложил идеи введения активного творческого начала в школьное обучение и создания такой школы, «которая учит не только словами и книгами, но и ... практическим опытом», школы «игр раннего детства». Один из создателей Немецкого музея шедевров естествознания и техники Мюнхена и автор музейно-педагогиче-ской концепции.

Слайд 53Зарождение музейной педагогики
С 1895 г.. исполняя в течение 24 лет должность

председателя Городского совета школ Мюнхена, Г. Кершенштейнер настойчиво воплощал в жизнь свою мечту о школе гражданского воспитания с опорой на производительный труд. С конца XIX в. благодаря его усилиям в школах вводятся занятия стряпнёй, работы на пришкольном садовом участке или в школьных террариумах и зверинцах, работы по дереву и металлу, лабораторные работы по физике и химии. Такой же творческой представлялась ему работа посетителей в музее. Посещаемость технических выставок в Мюнхене стала рекордной: 300 тысяч человек в год при общей численности населения города около 700 тыс.

Слайд 54Зарождение музейной педагогики
К торжествам по случаю открытия Немецкого музея шедевров естествознания

и техники в 1925 г. была выпущена книга Кершенштейнера «Немецкий музей. История. Задачи. Цели», в которой была опубликована программная работа «Образова-тельные задачи Немецкого музея», имевшая большое теоре-тическое и практическое значение как манифест музейно-педагогических взглядов. Годом позже вышла «Теория образования» (1926) – основной научный труд Г. Кершенштей-нера, в котором обоснована необходимость построения музея по педагогическому принципу и показаны пути осуществления этой цели

Слайд 55Зарождение музейной педагогики
Г. Кершенштейнер делит все музеи на 4 основные категории: склады

учености, собрания раритетов, «балаганы» и образова-тельные институты, причём указывает, что музей станет ин-том образования только тогда, когда «педагогике будет подчинена вся структура музея». Принципы построения музея:
1. Музей должен строится исходя из: а) логики содержания обра-зования; б) психологического состояния образовывающегося; в) целей образовательного процесса.
2. Музейно-педагогический процесс должен быть структуриро­ ван по принципу школьного учебного плана, с той разницей, что он «оперирует не описанием вещей, а самими вещами».

Слайд 56Зарождение музейной педагогики
3. Музей должен дать возможность зрителю наглядно увидеть своими глазами

технологические или творческие процессы. Имеется в виду, что посетитель сможет, например, «лишь нажав кнопку, увидеть перед своими глазами протекание химических или физических процессов», а там, где это сделать наглядно с помощью музейных предметов не представляется возможным, должны помочь «печатные объяснения, обзоры, таблицы, графики», а также «двигающиеся модели», макеты, «пластические профили», кинофильмы, то есть любые «дидактические вспомогательные средства»

Слайд 57Зарождение музейной педагогики
Экспозиция строилась от простого к сложному, диалектической принцип был

выдержан в каждой группе экспонатов, посетители были сориентированы «как в хорошем учебнике, где есть пронумерованные разделы, главы, параграфы». Впервые в музее были установлены модели, приводимые в действие посетителями, а также научно-вспомогательный материал: таблицы, диаграммы, схемы, установки для кино и диафильмов. «Экскурсионная линия» (маршруты экскурсий) насчитывала 16 км. Экскурсии проводились как просто «для интересующихся», так и специально для ремесленников, студентов, школьников, рабочих. Все музейные смотрители были компетентны в области техники и технологий и давали разъяснения одиночным посетителям.

Слайд 58Зарождение музейной педагогики
На основе концепции Г. Кершенштейнера об «экспозиции-учебнике» впоследствии сформировалась школоцентристская

теория, подчинявшая всю деятельность музея потребностям школы. Если его предшественники, поставив перед музеем образовательные задачи, решали их с помощью «внешних» факторов (развития лекцнонно-просветительской работы, расширения дней и часов доступности, музейных экскурсий и пр.), то теперь основой музейной коммуникации признавалась экспозиция, построенная по педагогическому принципу: соответствие логике базовой науки, уровню восприятия посети-теля и целям обучения. Важной заслугой было развитие прин-ципа наглядности, но вместо пассивного восприятия им была предложена активная творческая деятельность обучающегося.

Слайд 59Зарождение музейной педагогики
Закономерным следствием процессов, протекавших в музейном деле в середине

1930-х гг. было появление термина музейная педагогика, обозначавшего особое направление деятельности музея. Впервые в таком контексте этот термин употребляется в 1931 г. в книге Г. Фройденталя «Музей — Народное образование — Школа». Название книги было навеяно тем, что с начала 1920-х гг. на первый план выходят проблемы взаимодействия музея и школы. С начала 1930-х гг. во главе разработки связей музея и школы становится Центральный институт воспитания и обучения Берлина, сплотивший вокруг себя плеяду талантливых педагогов: Л. Паллата, Д. Рихтера, А. Фишера, Г. Фройдентазя и др.

Слайд 60Зарождение музейной педагогики
Деятельность Института способствовала разрушению барьера между музеем и школой.

Начиная с 1915 г. им регулярно проводились циклы лекций для учителей по музейной тема-тике, экскурсии по археологии, естественной истории, задачей которых было не только повышение квалификации учителей-предметников, но и знакомство их с методикой музейной работы. Подчёркивалась необходимость создавать специальные выставки и выделять помещения для занятий, писалось, что школьный педагог нуждается в помощи «музей-ного учителя», то есть педагогически образованного музейного специалиста. В то же время посещение музея должно быть подготовлено в школе и использовано в дальнейшей школьной жизни. Для организации сотрудничества музея и школы в музее желательно создать «педагогический отдел».

Слайд 61Зарождение музейной педагогики
В книге предлагается классификация музеев на:
— систематизирующие («посвященные сущности...

определенной науки, выяснению объективных закономерностей») – например, естественнонаучные собрания, музеи промыслов и технологий;
— культурологические («документально представляющие культурную среду во времени и пространстве») – исторические;
— эстетические («представляющие художественную жизнь посредством признанных художественных ценностей») – картинные галереи;
— педагогические музеи, которые непосредственно посвящены обучению, – например, Дрезденский музей гигиены, Музей пожарной охраны в Киле, Музеи труда в Мюнхене, Берлине, Гамбурге.

Слайд 62Зарождение музейной педагогики
Г. Фройденталь считает необходимым:
каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную

цель;
учитель и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа, нужно готовиться к нему;
посещать занятия в музее нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, то есть когда дети не устали и готовы к восприятию;
следует отказаться от обзорных экскурсий как «безумно тя­ желых для сознания не только ребенка, но и взрослого»;
отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на ос­ нове возрастных интересов ребенка;
итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).

Слайд 63Зарождение музейной педагогики
Г. Фройденталь впервые в истории музейной образовательной деятельности сформулировал

и предложил педагогическую методику организации школьных занятий в музее, в которой предусматривались этапы их подготовки, проведения и закрепления. Именно Г. Фройденталь предложил термин «музейный педагог», имея в виду музейного специалиста с педагогическим образованием, способного организовать образовательный процесс в музейной среде. Книга «Музей — Народное образование — Школа», — эго первая работа, целью которой было выявление образовательного потенциала музея (на примере 6 Гамбургских музеев), привязка их экспозиций к программам школ всех ступеней и обеспечение школьных педагогов возможностью использовать музеи как средство обучения и школе.

Слайд 64Зарождение музейной педагогики
Для каждой школьной ступени рекомендовалось посещение определенных музеев: в

младших классах – естественнонаучн., художеств., краеведч.; в средних – историч., этнографич., естественнонаучн.; в старших + технические и специальные.
Г.Фройденталь предложил новый подход к посещению музея детьми. Если раньше считалось, что достаточно подготовить учителя, то теперь главное внимание обращено на ребенка: подготовка его вхождения в музей, подбор экспонатов, доступных и интересных для его возраста, организация творческой деятельности на основе этого посещения. Его находкой является также мысль о возможности использования специальных поисковых заданий для посетителей в музее. Идеи автора до сих пор звучат очень актуально.

Слайд 65Зарождение музейной педагогики
Взаимоотношения школы и музея занимали и А. Рейхвейна —

руководителя отдела «Школа и музей» в этнографическом музее Берлина в 1939—1944 годах. Успех пед. деятельности в музее он связывал со следующими условиями:
Экспозиция музея должна учитывать образ. задачи школы.
Посещение классом вместе с учителем экспозиции должно согласовываться с музеем.
В музейном пространстве учитель должен иметь хороший творческий контакт с классом.
В работе своих творческих объединений учителя должны уделять внимание музею.
Научные сотрудники музея должны заниматься подготовкой учителей.
Музей как образовательное учреждение должен быть открыт и доступен учителям разного профиля.

Слайд 66Зарождение музейной педагогики
Адольф Рейхвейн (1898–1944)
немецкий учёный, преподаватель. С 1930 профессор истории

Галльского педагогического института.

После прихода нацистов к власти был отстранен от работы и направлен учителем в сельскую школу под Берлином. Являясь противником нацизма, примкнул к участникам движения Сопротивления, был в 1944 арестован гестапо и казнен.


Слайд 67Зарождение музейной педагогики
Адольф Рейхвейн (1898–1944)
Был руководителем отдела «Школа и музей» Берлинского

музея этнографии.
Создал серию детских дидактических экспозиций:
«Глина и гончар»,
«Дерево в немецком народном ремесле»,
«Вязание и ткачество»,
«Металл в немецком народном ремесле».
Разработал принцип музеев-мастерских для детей.


Слайд 68Зарождение музейной педагогики
Поступательное развитие немецкой музейной педагогики было прервано наступлением на

культуру и образование в 1930-е годы фашистской идеологии и Второй мировой войной. О музейной педагогике вспомнили только после разгрома фашизма и восстановления разрушенного хозяйства в 1960-е гг. Причем и Западная, и Восточная части Германии внесли свой вклад в оформление ее в особую научную дисциплину.
Музеи Восточной Германии стали инструментом государственной идеологической и культурной политики, а музейная педагогика средством обучения и воспитания музейными средствами.

Слайд 69Зарождение музейной педагогики
В 1963 г. была создана Рабочая группа музейной педагогики

при отделе музееведения Министерства культуры ГДР, поставившая перед собой задачи планирования и руководства педагогической деятельностью музеев и организации их связей со школой и проведение теоретических исследований для обеспечения новой научной дисциплины. Музейная педагоги-ка была определена музееведами ГДР как «вспомогательная научная дисциплина на стыке музееведения и педагогики, занимающаяся теоретическими и практическими педагоги-ческими аспектами функционирования ... музеев в социали-стическом обществе». Впоследствии руководитель группы К. Патцвал был избран в Комитет ИКОМа по образовательной и культурной деятельности.

Слайд 70Зарождение музейной педагогики
В это же время в ФРГ возникает ряд центров,

в задачи которых входила организация рекламы, связь с прессой, музейные публикации и музейная педагогика. В 1971 в Мюнхене появил-ся музейно-педагогический центр как межмузейный орган для разработки и проведения музейно-педагогических программ, а к концу 1970-х гг. их число достигло 6. Кроме того, при больших музеях было организовано 25 музейно-педагогических служб и отделов, и почти в каждом музее была введена должность штатного или внештатного музейного педагога. Если музеи ГДР более последовательно развивали довоенные традиции музейной педагогики, то в ФРГ акцент был перенесен на её коммуникативную, посредническую функцию как незаменимое средство общения музея со своей аудиторией. После объеди-нения в 1990 эта тенденция стала характерна для всей страны.

Слайд 71Зарождение музейной педагогики
Таким образом, вклад Германии в развитие музейной педагогики неоценим.


Были сформированы методы работы с посетителями, привлечения детей в музеи, формы взаимодействия музея и школы.
Музейная педагогика появилась как междисциплинарное направление на стыке музееведения, педагогики, психологии, культурологии, этики, эстетики и др., как наука и построенная на её основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.

Слайд 72Зарождение музейной педагогики
Экскурсия утвердилась как основная форма музейно-педаго- гического процесса.
Введено понятие

«музейные диалоги» (А. Лихтварк).
Германия стала издавать первый в Европе журнал «Музеум- скунде» («Музейное дело»), освещавший на своих страницах образовательную деятельность музея.
Образовательная деятельность музея стала объектом научного исследования (Г. Кершенштайнер и Г. Фройденталь).
Впервые в научный обиход был введен термин «музейная пе­ дагогика» (1934), содержанием стали традиции художест-венного воспитания музейными средствами, опирающиеся на просветительскую работу и музейную дидактику.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика