Слайд 1
«Мотивы выбора педагогической профессии. Мотивация педагогической деятельности»
Слайд 2Педагогическая деятельность
Особый вид социальной деятельности, имеющий целенаправленный характер;
Направлена на выполнение социальной
функции – передача и трансляция человеческого опыта будущим взрослым (широкий смысл);
Выступает как особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества;
Имеет те же характеристики, что и любой другой вид деятельности – целеположенность, мотивированность, предметность.
Слайд 3Структура
Педагогической деятельности
Цель деятельности
Субъект деятельность (педагог)
Объект – субъект деятельности (студент)
Способы
Содержание
Результат деятельности
Слайд 4Цели педагогической деятельности
Основная цель – развитие личности человека
в гармонии с самим собой, с природой и социумом;
Цели педагогический деятельности представляют собой динамическое явление и имеют сложную иерархическую структуру.
Слайд 6Мотивация
Термин от слова «Мотив» - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением
потребности, осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков.
В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, идеи, чувства, представления и переживания.
Слайд 7
Мотивационные ориентиры
Внешние мотивы (например, мотив достижения):
престижность работы в определенном образовательном
учреждении;
адекватность оплаты труда, соотнесенная с мотивами личностного и профессионального роста;
самоактуализация.
Внутренние мотивы:
ориентация на процесс и результат деятельности.
Слайд 8
Мотив власти (потребность в доминировании)
Аминов Н.А. (на основе трудов американского психолога
Г.А. Мюррея):
Основные признаки доминирования проявляются в желаниях:
Контролировать свое социальное окружение.
Посредством обольщения, совета, убеждения или приказания воздействовать на поведение людей.
Побуждать поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами.
Добиваться сотрудничества.
Убеждать других в правоте.
Слайд 9
Мотив власти (потребность в доминировании)
Аминов Н.А. (на основе трудов американского психолога
Г.А. Мюррея):
За желаниями могут последовать действия (группами):
Склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать.
Подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, вводить нормы, составлять правила поведения, принимать решения.
Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы.
Очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду
Слайд 10
Мотив власти (потребность в доминировании)
Аминов Н.А. (на основе трудов американского психолога
Г.А. Мюррея):
Разновидности мотива власти:
Власть вознаграждения;
Власть наказания;
Нормативная власть;
Власть эталона;
Власть знатока;
Информационная власть.
Слайд 11
Мотив власти (потребность в доминировании)
Дэвид Кларенс Макклелланд – американский психолог, автор
теории потребностей, разработчик новой методики оценки для тематического апперцептивного теста, профессор психологии:
Аминов Н.А. выделил 4 стадии развития мотивированности властью
Ассимиляция - отношения матери и ребенка («Нечто придает мне силы»).
Автономность – средний период детства («Я сам придаю себе силы»).
Самоутверждение властью – подросток («Я произвожу впечатление на других»).
Продуктивность – зрелый человек
(«Мне хочется выполнить свой долг»).
Слайд 12Пидкасистый П.И.
– доктор педагогических наук, профессор
Учебное пособие «Педагогика»
Доминирующий мотив педагогической деятельности
– забота о счастье ребенка, горячее желание содействовать счастливому проживанию детства и гуманистическое отношение к человеку.
Слайд 13Центрация (А.Б. Орлов)
Особым образом построенное простое взаимодействие преподавателя и учащегося,
основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека, одинаковости переживаний и поведения;
Результат личностного роста преподавателя и учащихся, развитие их общения, творчества, субъективного (личностного) роста в целом.
Слайд 14Центрация (А.Б. Орлов)
Основные центрации:
Эгоистическая – центрация на интересах своего «Я»
Бюрокрастическая – центрация на интересах администрации, руководителей
Конфликтная – центрация на интересах коллег
Авторитетная – центрация на интересах, запросах родителей учащихся
Познавательная – центрация на требованиях средств обучения и воспитания
Альтруистическая – центрация на интересах (потребностях) учащихся
Гуманистическая – центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администрация, коллег, родителей, учащихся)
Слайд 15Показания к педагогической деятельности
(Г.В. Павлюк и В.А. Сластенин)
Любовь к детям,
умение понимать их потребности и интересы.
Педагогическая наблюдательность.
Умение правильно понимать и объяснять особенности поведения людей в конкретных: жизненных обстоятельствах, вычислять типичное в характере человека.
Способность ориентироваться в изменяющихся условиях.
Организаторские способности.
Многосторонность общих познавательных интересов.
Целеустремленность, готовность к волевым усилиям на пути к достижению цели.
Слайд 16Противопоказания к педагогической деятельности
(Г.В. Павлюк и В.А. Сластенин)
Равнодушное отношение к
детям.
Низкий интеллектуальный уровень знаний.
Безволие, отсутствие целеустремлённости, собранности, инициативы, находчивости, выдержки.
Наличие некоторых признаков психического заболевания.
Выраженные дефекты речи и слуха.
Слайд 17Педагогические способности
– современные требования к преподавателю-профессионалу
Это качество личности, интегрировано
выражающееся в склонности к работе с обучаемыми, получении удовольствия от общения с ними.
Слайд 18Педагогические способности
– современные требования к преподавателю-профессионалу
1. Коммуникативные – умение преподавателя
устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
2. Дидактические – конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных процессов и духовных потребностей студентов, повышать учебно-познавательную активность.
3. Организаторские – умение преподавателя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.
4. Персептивные – умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
5. Научно-познавательные – способность усвоения научных знаний в избранной отрасли.
6. Исследовательские – умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
7. Суггестивные – эмоционально-волевое влияние на обучаемых.
Слайд 19Педагогические способности
– современные требования к преподавателю-профессионалу
Педагогические способности
(талант, призвание, задатки)
мы должны принять важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией,
но не решающим
профессиональным качеством!!!