Дидактика (теория обучения) презентация

Содержание

Тема Процесс обучения

Слайд 1Дидактика (теория обучения)
Термин «дидактика» («didasko» – «изучающий») введен В. Ратке в 17

веке

Первая фундаментальная работа по теории обучения – «Великая дидактика» Я.А.Коменского (1632 г.)


Слайд 2Тема
Процесс обучения




Слайд 3План


1
Понятие обучения. Функции обучения



2
Движущие силы и логика учебного процесса


3
Виды обучения

3

4
Современные дидактические

концепции

Слайд 4Литература
Сластенин В.А. и др. Педагогика.– М., 2003.
Ситаров В.А. Дидактика. – М.,

2002.
Педагогика / под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2011.
Хуторской А.В. Современная дидактика. – М., 2007.
Подласый И.П. Педагогика. – М., 2013.
*Баранов С.П. Сущность обучения. М., 1986.



Слайд 5Постановка проблемы
► Что значит «научить» другого человека?
► Как человек «продвигается» от

незнания к знанию?
► Есть ли сходство между процессами познания мира ученым и школьником?




Слайд 6Обучение
Преподавание и Учение
(обучение носит двусторонний характер; преподавание и

учение выступают в единстве)

► Обучение – процесс целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учащихся

► Специфический процесс познания, управляемый педагогом
Сластенин В.А.

Слайд 7Функции обучения

Образовательная
расширение объема научных знаний, формирование умений и навыков, опыта творчества

формирование

системы ценностных отношений
(к миру, людям, себе)
и системы мотивов учения

развитие личности как целостной психической системы (мышления, речи, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационой сфер личности)


Воспитательная


Развивающая


Слайд 8Проблема целостности обучения
В обучении в единстве реализуются образовательная,

воспитательная и развивающая функции обучения



Слайд 9Деятельность учителя
Планирование

Контроль
Стимулирование активности и самостоятельности учащихся

Оценивание
Организация деятельности учащихся
Анализ результатов обучения



Слайд 11Деятельность учащихся


Мотивы

Учебные действия
Самоконтроль,
самооценка
и самоанализ
Компоненты учения


Слайд 12Мотивы учения (лат. – «двигаю, побуждаю»)


Непосредственно-побуждающие
новизна, занимательность. привлекательность, желание похвалы,

страх и т.д.

понимание значимости знаний, желание поступить в вуз, ожидание признания в будущем, долг, ответственность и др.

познавательные интересы и потребности



Перспективно-побуждающие



Интеллектуально- побуждающие


Слайд 13Мотивы учения


Слайд 18

Внутренние
● мнемические (запоминание, упорядочивание материала, и др.)
● воображение (фантазия)

интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.)


Внешние
● предметные
(письмо, рисование, постановка опытов и др.)

● перцептивные (наблюдение, осязание, слушание, рассматривание и др.)

● символические (использование речи)







Учебные действия



Слайд 19Движущие силы процесса обучения -
противоречия между постоянно усложняющимися требованиями

обучения и возможностями учащихся (уровнем их знаний и умений; развития; мотивами)

Слайд 20Логика учебного процесса

► практика
(умения и навыки)
► абстрактное мышление
(понятие)
► живое созерцание
(представление)


Слайд 21Живое созерцание (чувственное познание) -
чувственное проникновение человека в

сущность предмета при помощи всех органов чувств (в основе – первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие)

*Восприятие - процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств



Слайд 22Абстрактное мышление («абстрагирование» – «отвлечение»)
Понимание
Осмысление
Обобщение

Понимание – способность постичь смысл и

значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат

Слайд 23Практика (применение знаний и умений)
Закрепление
(повторное осмысление и неоднократное воспроизведение

изучаемого)
Применение знаний
(обратное восхождение от абстрактного к конкретному, т.е. конкретизация)

Слайд 253. Виды обучения
Сократическая беседа

Объяснительно-иллюстративное
Самостоятельное добывание знаний
Проблемное обучение
Догматическое обучение


Программированное

обучение

Слайд 26Сократическая беседа
Вид обучения, при котором учитель для поддержания интереса

учащихся использует систему наводящих вопросов
(Древняя Греция, Сократ, V в.до н.э.)


Слайд 27Догматическое обучение
Вид обучение, при котором от учеников требовалось, главным

образом, слушание и механическое заучивание

(средние века, религиозное обучение)



Слайд 28Объяснительно-иллюстративное
Вид обучения, при котором главная задача учителя сводится к

изложению и иллюстрации материала, а учащихся – к осмыслению и запоминанию (формируется воспроизводящее мышление)

(XVII век, Я.А.Коменский)


Слайд 29Проблемное обучение
Вид обучения, при котором учащиеся получают новые знания

посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях

Слайд 30Самостоятельное добывание знаний
Вид обучения, при котором учитель ставит проблему

и инструктирует, а учащиеся осуществляют самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы

(20-е гг. XX века; Дальтон-план,
метод проектов, бригадно-лабораторный и др.)


Слайд 31Программированное обучение
Вид обучения, при котором ученику в строгой

последовательности предлагается информация, разбитая на дозы (шаги, порции) с последующим контролем усвоения каждой порции информации (программа может быть линейная и разветвленная; обучение может быть с использованием машин и без них)
(сер. XX века, Б.Скиннер)



Слайд 32Современные дидактические концепции
Концепции развивающего обучения

● Концепция Л.В.Занкова
● Концепция содержательного обучения

В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина
● Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной
● Концепция проблемного обучения (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь, Т.В.Кудрявцев и др.)
● Концепция З.И.Колмыковой
● Концепция Л.М.Фридмана
● Концепция Н.Н.Поспелова
● Е.Н.Кабановой-Меллер




Слайд 33Теория личностно-развивающего обучения
Педагоги-новаторы (1980-е годы):

Ш.А.Амонашвили,
С.Н.Лысенкова,
И.П.Волков,
В.Ф.Шаталов,
Е.Н.Ильин и др.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика