Слайд 1 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1»
Кривоносова Валентина
Михайловна
Слайд 2*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
1. Понятие метода воспитания
2. Общие методы
воспитания и их классификация
Слайд 3*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
1. Понятие метода воспитания
Метод воспитания — это способ
достижения цели воспитания, способ получения результата.
Цель можно достичь разными путями.
- Сколько же методов (способов) достижения цели воспитания существует?
-Какие из них приведут к цели быстрее, а какие медленнее?
-От чего зависит данный процесс и как можно повлиять на него?
Слайд 4*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
В педагогике кроме понятия «метод воспитания» используется
понятие «прием воспитания».
Прием воспитания — частное выражение метода.
В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания.
Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми. Для метода поощрения прием — вручение книги
Слайд 5*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются
разные цели -
цель определяет выбор метода;
различное содержание деятельности;
дети все не одинаковы;
профессиональные умения воспитателей также неодинаковы.
Итак, метод воспитания — это способ решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.
Слайд 6*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
2. Общие методы воспитания и их классификация
Методы воспитания
называются общими потому, что они используются:
- в работе со всеми категориями людей (школьниками, студентами, солдатами и др.);
- для решения любых воспитательных задач (нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);
- разными категориями воспитателей (родителями, учителями, воспитателями);
- для решения не одной, а совокупности задач.
Слайд 7*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Классификация методов
— это построенная по определенному признаку
система методов.
Классификация помогает упорядочить методы.
Слайд 8*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин предлагают следующую
классификацию:
1. методы формирования сознания
2. методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
3. методы стимулирования деятельности и поведения
Слайд 9*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
• методы формирования сознания
1. беседа
2. рассказ
3. диспут
4. лекция
5. пример
Слайд 10*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
1.
Приучение
2. Упражнение
3. Поручение
4. Создание воспитывающих ситуаций
5. Требование
6. Общественное мнение
Слайд 11*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
методы стимулирования деятельности и поведения
1. Соревнование
2. Поощрение
3. Наказание
Слайд 12*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
Понятия средств воспитания
Средство воспитания —
это все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели.
Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и др.).
Средства воспитания воздействуют на воспитуемого сами по себе, также их целенаправленно может использовать воспитатель.
Слайд 13*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Средства выбирают для реализации воспитательной цели
Выбор средств
определяется методом воспитания.
Средства должны отвечать требованиям:
гигиеническим,
эстетическим,
экономическим,
этическим,
правовым.
Слайд 14*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Совокупность методов и средств, обусловленных индивидуальностью педагога,
определяют
форму воспитательной деятельности
Слайд 15*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Форма воспитания - это
1) внешнее выражение процесса воспитания;
2) совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы;
3) система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников.
Таким образом, форма — это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности.
Слайд 16*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Формы воспитательной работы выполняют определенные функции:
организационную; организация отражает
определенную логику взаимодействий участников воспитательной работы;
регулирующую; использование той или иной формы позволяет регулировать взаимоотношения между воспитателями и воспитанниками;
информативную; возможно не только одностороннее сообщение воспитанникам тех или иных знаний, но и обращение к их собственному опыту;
Слайд 17*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Характеристика основных форм воспитания
По количеству
участников:
индивидуальная (воспитатель — воспитанник),
групповая (воспитатель — группа воспитанников),
массовая (воспитатель -— несколько групп) формы.
Слайд 18*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Индивидуальные формы:
беседа,
задушевный разговор,
консультация,
обмен мнениями,
оказание
индивидуальной помощи в конкретной работе,
совместный поиск решения проблем.
Задачи воспитателя: распознать возможности ребенка, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что
присуще его характеру, что мешает проявить себя.
Слайд 19*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Групповые формы:
творческие группы,
органы самоуправления,
микрокружки.
Задачи воспитателя:
- помочь каждому проявить себя,
- создать условия для получения в группе положительного результата,
значимого для всех ее членов.
Слайд 20*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Коллективные формы:
конкурсы,
спектакли,
концерты,
развлечения,
походы,
спортивные соревнования.
Слайд 21*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Роль и место воспитателя в каждой из форм
воспитательной деятельности различны
Они зависят от возрастных особенностей воспитанников, целей воспитания.
С воспитанниками младшего возраста воспитатель является ведущим организатором,
с воспитанниками среднего возраста может быть рядовым участником и воздействовать личным примером,
с воспитанниками старшего возраста — советчиком, консультантом, участником, помощником.
Слайд 22*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Факторы, влияющие на выбор форм и средств воспитания
Важно,
чтобы они реализовывали
- образовательную,
- развивающую,
- воспитательную функции,
инициировали
- духовную активность,
- мыслительную деятельность,
- самостоятельность взаимодействия с окружающей реальностью.
Слайд 23*
ГБОУ СПО Кривоносова В.М.
Выбирая форму воспитания , нужно учитывать
конкретные воспитательные
задачи на данном этапе;
основные виды деятельности, в которые включают детей;
принципы организации воспитательного процесса;
подготовленность детей,
их интересы и потребности;
материальную базу;
внешние условия;
возможности педагогов и родителей.