Слайд 1На тему
Эффективные формы организации
проектной деятельности учащихся В МАОУ «Начальная общеобразовательная
школа г.Троицка»
Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Абрамовой Дарьи Юрьевны
МАОУ НШ г.Троицка
Слайд 2Жанр аттестационной работы:
планирование работы школы в области проектной (в т.ч. исследовательской)
деятельности.
Краткая характеристика ОУ
МАОУ Начальная общеобразовательная школа г. Троицка функционирует с 1997 года в режиме школы первой ступени обучения. В настоящее время в школе обучается 520 детей в возрасте от 6,5 до 10,5 лет.
Школа является ресурсным центром Министерства образования МО и Кафедральным базовым образовательным учреждением по введению ФГОС, городской инновационной площадкой г. Москвы.
Миссия школы: От школы успеха к школе успешных учеников.
© Ссылка на источник: http://anoshtn.mskobr.ru/info_edu/basics/
Слайд 3Актуальность работы:
В соответствии с ФГОС второго поколения на ступени начальной общеобразовательной
школы осуществляется
«формирование основ умения учиться, способности к организации своей деятельности – умение принимать , сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе…»
Особое значение при этом отводится
Формированию ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач
Деятельностному характеру образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.
Слайд 4Под проектным обучением понимается
весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и
организационно-управленческих средств, позволяющих сформировать проектную деятельность учащегося , то есть научить школьника проектированию.
Формирование способности к проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения его универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.
Таким образом, целью современной школы является обучение проектированию как некоему обще- учебному универсальному умению , как некоей компетенции.
Слайд 5Цель работы:
построить на базе начальной школы эффективную структуру взаимосвязанных обучающих
и развивающих занятий проектной и исследовательской деятельностью в рамках внеурочного компонента.
Планируемые результаты:
Усвоение и начальные навыки самостоятельного применения учащимися метапредметных навыков, таких как:
Проблематизация
Целеполагание
Оценивание ситуации и анализ условий
Планирование
Оценивание возможности решения
Коррекция результата
Презентативные умения
Рефлексивные умения
Слайд 6Схема организации проектной деятельности учащихся
Слайд 7Учебный проект – это проблемное задание на проектирование.
Результатом является выработка способа
решения проблемы, то есть достижения намеченной цели.
Учебное исследование – это проблемное задание на получение какого-либо знания.
Результат – полученное знание (способ решения проблемы известен).
Занятия в параллели каждого класса (2-4) конструируются в рамках двух взаимосвязанных направлений (с учетом возрастных особенностей):
Слайд 8Компоненты проектной деятельности в рамках внеурочного компонента в МАОУ «Начальная общеобразовательная
школа»
Учебный проект
2 класс – курс «Наш мир» ( Основы проектной деятельности). Обязательные занятия. 1 час/нед.
3 и 4 класс – Клубные занятия «Наш мир» (на основе курса «Окружающий мир»), «Эйнштейники» (математика), Клуб русской словесности и «Межпланетная газета» (ИКТ+). По выбору учащегося 1 час/нед.
Слайд 9Учебное исследование
2, 3 и 4 класс – Клубные занятия естественнонаучной направленности
«Я исследователь», «Юный математик», «Лого-миры». По выбору учащегося 2 час/нед.
2 и 3 класс – Практико-ориентированный семинар с мастер-классами. Для детей и родителей, планирующих выполнить учебное исследование.
3 и 4 класс – Индивидуальные консультации и занятия с мотивированными школьниками, выполняющими учебное исследование.
3 и 4 класс – Участие в детских конференциях учебно-исследовательских и творческих работ учащихся («Первые шаги в науке», «Мир глазами юного исследователя» и т д )
Слайд 10В ходе занятий с учащимися 2 классов выполняется начальный этап
включения в проектную деятельность и создания мотивации.
Поясняются основные понятия, необходимые для создания ребенком собственного проекта, их взаимосвязь и необходимость.
С целью практического закрепления приобретенных умений предлагается участие в выполнении простейших коллективных учебных проектах.
В ходе выполнения элементарных опытов закладываются основы соблюдения правил безопасного проведения экспериментов , необходимые в 3 и 4 классах.
Слайд 11Цели клубных занятий в 3 и 4 классах расширяются:
Формирование проектных умений
( умения анализировать проблемную ситуацию, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, умения в речевой форме представлять ход и результат проделанной работы, закрепление умения составлять оптимальный план, рефлексивные умения) и их практическое применение в индивидуальных проектах учащихся
Освоение предметного содержания : Развитие понимания в соответствии с возрастными особенностями основ естественнонаучной картины окружающего мира , единства и взаимосвязи мира природы
Слайд 12Практико-ориентированный семинар с мастер-классами. Для детей и родителей
Цели:
Заинтересовать школьников участием в
общешкольных и индивидуальных проектах
Предоставить учащимся возможность в психологически комфортной обстановке своей школы обменяться опытом участия в учебном проекте и учебном исследовании со сверстниками
Мотивировать и привлечь родителей к продуктивной совместной деятельности
Слайд 13Функции исследовательской деятельности в начальной школе:
Сохранение и развитие исследовательского поведения учащихся
как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности.
Особое внимание уделяется учебной исследовательской деятельности ( с учетом специфики исследовательской деятельности и возрастных особенностей начальной ступени образования ).
Слайд 14Специфика реализации исследовательских задач в школе
Основная особенность исследования в образовательном
процессе - то, что оно является учебным.
Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата.
В науке главной целью является получение новых знаний.
В образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Слайд 15Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое
место встает задача проектирования исследования.
При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки.
При этом предполагается получить 2 вида результатов:
Внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе его личные знания и умения, компетенции и ценности.
Слайд 16Что необходимо учитывать для успешной реализации программы:
доступность – соответствие учебной нагрузки
возможностям учащихся (по сложности, продолжительности, включению в учебный план);
опора на базовую программу (новые сведения опираются на базовые предметные программы, количество новых вводимых понятий не перегружает ребенка);
необходимость и достаточность объема материала для возникновения у учащихся интереса к работе, выбору темы и постановке задач проекта (исследования);
всяческое поощрение инициативы и самостоятельности, принятие любых конструктивных результатов учебной деятельности, настрой на позитивное сотрудничество с ребенком в любых формах
Взаимодействие учитель – ученик - родитель.
Слайд 17Спасибо за внимание!
Диагностика метапредметных результатов учащихся организуется в рамках внутреннего мониторинга
качества образования образовательной организации.
Также показателем эффективности применяемой программы могут служить высокие индивидуальные результаты наиболее мотивированных учеников на различных внешних по отношению к школе конкурсах проектных, исследовательских и иных творческих работ.