Слайд 1Методы обучения
Проверка усвоения
Слайд 2Метод обучения – это совокупность ________ _______ ____________ ______, упорядоченная __________
___________ _ _______, направленная на достижение _____________ ____.
Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно к педагогу уместно говорить о методах ___________, а к ученику – о методах ___________.
Приём – это __________________________________, разовое действие, _________ ____ в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приёмов, каждый из которых является отдельным действием.
Дополните определение
Слайд 3Метод обучения – это совокупность способов решения поставленных задач, упорядоченная деятельность
педагога и учащихся, направленная на достижение образовательной цели.
Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно к педагогу уместно говорить о методах преподавания, а к ученику – о методах учения.
Приём – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приёмов, каждый из которых является отдельным действием.
Слайд 4Распределите на группы и назовите метод
Слайд 6Восстановите последовательность использования методов:
а) применения ЗУН в практической деятельности;
б) творческой
деятельности;
в) формирования умений и навыков;
г) закрепления;
д) проверки знаний, умений, навыков;
ж) приобретения знаний
Слайд 7Методы:
а) приобретения знаний;
б) формирования умений и навыков;
в) применения
ЗУН в практической деятельности;
г) творческой деятельности;
д) закрепления;
ж) проверки знаний, умений, навыков.
Слайд 8Скорректируйте характеристики каждого метода:
Слайд 10Распределите на группы и назовите метод
Слайд 12Формирование учебной деятельности
младших школьников
Слайд 13«В начальных классах можно и нужно создавать такие условия жизни детей,
в которых у них формировалась бы полноценная учебная деятельность, возникало бы умение инициативно принимать и решать учебные задачи, правда, первоначально с помощью учителя и сверстников».
В. В. Давыдов
Слайд 14Учебная деятельность – фундамент процесса обучения
Проблема учебной деятельности школьников связана с
определяющим вектором совершенствования современной школы — направленности на организацию разнообразной насыщенной деятельности детей, развитие школьников, на подготовку к образованию на протяжении всей жизни, на предоставление каждому ученику оптимальных возможностей в личностном становлении, самоопределения и самореализации. Ушла в прошлое былая, «традиционная» цель, состоящая в том, чтобы научить читать, считать, писать. Новое назначение начального обучения — формирование учебной деятельности как основной формы жизнедеятельности младших школьников, в которой созревает личность.
Слайд 15Теоретические основы процесса формирования учебной деятельности
идея о ЗБР, ведущей роли
обучения в развитии ребенка (Л. С. Выготский);
положение о единстве психики и деятельности
(А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);
общепсихологическая теория деятельности
(Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин,
В. В. Репкин);
теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);
теория развивающего обучения (Л. В. Занков и др.)
Слайд 16Этапы формирования учебной деятельности (по В. В. Давыдову)
Формируются основные компоненты
структуры учебной деятельности, осуществляется ориентация детей не на результат решения задачи, а на общий способ его получения. У детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.
Содержание учебной деятельности по структуре обобщения усваиваемых школьниками знаний усложняется, учащиеся еще коллективно решают учебные задачи, но уже с тенденцией к их самостоятельному, индивидуальному решению.
Каждый ученик должен стать индивидуальным субъектом учения.
Слайд 17Понятие учебной деятельности
Что значит «учиться»?
Учить себя … в сотрудничестве
со взрослым!
В сотрудничестве младшего школьника с учителем особого внимания и определенности требует отношение учителя к достаточной, индивидуально дозируемой мере самостоятельности, предоставляемой школьнику, что в перспективе ведет к автономизации — основе личностного становления и развития.
Слайд 18УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – процесс самоизменения человека, результатом которого являются осознанно приобретённые
им новые знания, умения, способности, формы поведения, способы деятельности, опыт познания и деятельности.
УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ – структурная единица учебной деятельности, последовательные шаги, операции, направленные на достижение конкретной учебной задачи.
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ – учебное действие, имеющее надпредметный характер.
Понятие учебной деятельности
Слайд 20Назначение первой части учебной деятельности — вхождение ученика в конкретную учебную
ситуацию, ее анализ и определение плана предстоящих учебных действий. Реализация этой части учебной деятельности предполагает осуществление следующих операций:
1) вычленение в предлагаемом задании учебно-значимой информации, т. е. содержащейся в нем задачи, которую предстоит решить или поставить;
2) продумывание возможных вариантов решения задачи, выбор лучшего решения;
3) составление плана решения задачи (заданной или поставленной);
4) выбор средств, с помощью которых задача может быть решена (даже практически выполняемая задача должна иметь предваряющую интеллектуальную модель ее решения);
5) установление последовательности планируемых действий.
Слайд 21Активность учащихся, заданная и обусловленная конкретной программой интеллектуальных действий, уже на
первом этапе учебной деятельности связана с формированием учебной мотивации, а со временем — и потребности в учении, в добывании и усвоении знаний.
Поскольку информационно-ориентировочная часть учебной деятельности происходит в умственном плане, предваряя непосредственные действия, ее осуществление предупреждает от дальнейших нерациональных действий типа «проб и ошибок». Не менее важно также то, что формирование умственного плана действий направляет на развитие словесно-логического, мышления составляющего (наряду с произвольностью и рефлексией) главное новообразование у детей младшего школьного возраста.
Слайд 22Осуществление продуманных и запланированных действий составляет вторую часть учебной деятельности —
операционально-исполнительскую, в ходе которой нельзя терять условия задачи, «соскальзывать» с них, не доведя решение до конца. Учебная деятельности осуществляется в интеллектуальных действиях и иначе чем через действия она невозможна (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Умственные действия в педагогике соотносятся с общеучебными умениями и компетентностью.
Проверка правильности осуществленных действий (все ли сделал, правильно ли сделал) и исправление допущенных ошибок составляют третью часть учебной деятельности – контрольно-коррекционную.
Слайд 24Осуществление учебной деятельности
Слайд 25Свойства и значение учебной деятельности
Слайд 26! Значимость учебной деятельности для личностного развития ребенка:
в соотнесении условий
задачи и ее требований заключен мыслительный процесс решения задачи (С. Л. Рубинштейн);
осуществление необходимых для решения задачи действий обеспечивает произвольность интеллектуального начала ребенка (А. В. Запорожец);
оценка собственных действий воспитывает важные черты характера, выводит на самокоррекцию и саморегуляцию, на рефлексию, когда себе самому отдается отчет в том, что и как сделано (В. П. Кащенко);
результат учебной деятельности в конечном итоге — это личностные новообразования в ребенке: в его потребност-ной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах
(Л. С. Выготский). Это приобретение и таких основополагаю-щих свойств личности, как заинтересованность в самоизме-нении и способность к нему (В. В. Давыдов, В. В. Репкин).