Слайд 1Методы и средства обучения и их классификация
Слайд 2План
Сущность и определение метода обучения
Классификация методов обучения
Характеристика методов обучения
Выбор методов
обучения
Характеристика средств обучения
Слайд 3Литература
Прокопьев, II. И., Михалкович, Н. В. Педагогика. Учеб. пособие. -
Мн., 2002.
Ситаров,
В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М, 2002.
Хуторской, А. В. Современная дидактика. - СПб., 2001.
Слайд 5Метод –metodos путь к чему-то
Слайд 6Метод в педагогике (обучения, воспитания)
Способ упорядоченной деятельности педагога и учащегося, направленный
на решение задач обучения, воспитания, развития.
Отвечает на вопрос:
«Как учить?»
Слайд 7В истории дидактики – три направления методов
Слайд 11Классификация методов Ю.Бабанского
Слайд 13Классификация методов обучения по М.И.Махмутову
Методы преподавания:
Информационно-сообщающий
Объяснительный
Инструктивно-практический
Объяснительно-побуждающий
Слайд 14Классификация методов
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Слайд 15Методы учения
Репродуктивный
Продуктивно-практический
Частично-поисковый
поисковый
«Расскажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и
я запомню;
Дай мне сделать – и я пойму»
Конфуций
Слайд 16Методы стимулирования мотивации и учебно-познавательной деятельности
Создание ситуаций: эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, познавательной
новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в учении (игры, дискуссии…)
Слайд 172.Методы стимулирования мотивации долга, ответственности в учении
Разъяснение личной и общественной значимости
учения и формирование у школьников соответствующих убеждений;
предъявление требований, упражнений по их выполнению;
поощрения успеха и порицание недостатков в учении;
соревновательность;
Слайд 18Импрессивные (впечатление, чувство) методы обучения
Экспонирование ценностей (социальных, моральных, эстетических, научных)
Метод основан
на получении информации о произведении, применение собственной активности учащихся, сопоставление этой идеи с принципами поведения участников, практические выводы в отношении собственного поведения и поступков
Слайд 19Экспрессивные (выражение) методы
Создание ситуаций, в которых участники сами создают или воссоздают
конкретные ценности, выражая себя и одновременно переживая их.
Это создание картин, скульптур, роликов, презентаций
Слайд 20Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы устного контроля (опрос,
беседа, зачет, экзамен, устный самоконтроль)
Методы письменного контроля и самоконтроля (контрольные, диктант, тесты, самостоятельные работы, письменный экзамен)
Методы лабораторного контроля и самоконтроля (лабораторные работы, практические работы)
Слайд 21Методы активного обучения
Неимитационные:
Проблемная лекция
Лекция вдвоем
Практикум
Групповая дискуссия
Мозговая атака и др.
Имитационные
Игровое проектирование
Деловая игра
Разыгрывание
ролей
Тренинг и др.
Анализ конкретных ситуаций
Решение ситуативных проблем и др.
Слайд 223.Характеристика методов обучения
Рассказ – монологическое изложение учебного материала.
Доходчивое, эмоционально -окрашенное
доходчивое сообщение.
Короткое по времени, излагается литературным языком
Имеет собственную оценку, отражать отношение учителя
Слайд 23Виды рассказа
Рассказ-вступление
Рассказ-повествование
Рассказ-заключение
Слайд 24Правила использования рассказа
- умение учителя-рассказчика
опираться на опыт учащихся
- вызывать эмоциональное сопереживание
-
должен быть коротким (до 10мин) убедительным
Слайд 25Пример рассказа
Давно жила одна девушка Мария. Она была прекрасной как утренняя заря,
нежной как дуновение ветра и стройной как березка.. Эта девушка была безумно влюблена в парня по имени Роман
Ее чувства были взаимны, и молодые люди практически не расставались. Они каждый день гуляли по лесам, собирали ягоды, грибы, цветы.
Однажды Роману приснился сон, будто старец в какой-то неведомой стране преподносит ему доселе невиданный цветок - с ярко желтой сердцевиной и белыми вытянутыми лепестками вокруг. Когда Роман пробудился ото сна, то увидел, что на его кровати действительно лежит этот цветок. Он подарил его своей возлюбленной. От цветка исходила нежность и девушка была в восторге от столь необычного подарка и решила назвать его ласковым именем - Ромашка. Она никогда раньше не видела такого простого и нежного цветка. Девушке стало грустно оттого, что не все влюбленные могут наслаждаться красотой ромашки, и она попросила Романа собрать целый букет этих удивительных цветов.
Долгое время он бродил по просторам Земли и, наконец, на краю света, отыскал царство сновидений. Его правитель согласился подарить его
девушке целое поле ромашек, только если Роман навсегда останется в его владениях. Юноша был готов на все ради своей любимой, и он навсегда остался в стране снов. Девушка несколько лет ждала возвращения Однажды утром, она увидела ромашковое поле у своего дома, то поняла, что ее
любовь жива… Так люди получили ромашку и полюбили эти цветы за их простоту и нежность, а влюбленные стали гадать на них: "Любит - не любит?"
Слайд 26Беседа
Диалоговый метод- подача материала в виде продуманного диалога
Дедуктивная беседа –
строится на известных учащимся правилах, фактах, посредством анализа вместе приходят к заключению
Индуктивная беседа – отдельные факты, которые с помощью умозаключений нужно связать
Вводная беседа
Беседа-сообщение
Собеседование
Систематизирующие и закрепляющие беседы
Слайд 27Значение беседы
Учит мыслить;
Развивает память и речь;
Снимает барьер общения с учителем;
Является хорошим
диагностическим средством.
Слайд 28Правила проведения беседы
Правильно формулировать и задавать вопросы.
Не формулировать вопросов, требующих однозначных
ответов – «да», «нет».
Следить за активностью учащихся.
Создавать ситуацию успеха и желание делиться своими размышлениями.
Умело комментировать мысли учащихся.
Слайд 29Лекция (лат. - чтение)
Строгая структура
Четкая логика изложения
Обилие сообщаемой научной информации
Системный характер
освещения знаний
Монологична по своему характеру
Слайд 30Виды лекций
Традиционная
Проблемная
Лекция-дискуссия
Лекция-консультация
Конспект-лекция
Диалоговая лекция
Обзорная
Лекция вдвоем
Лекция-визуализация
И др.
Слайд 31Технология проведения лекции
Сообщение темы, целей и задач, плана, анализ литературы
Соблюдение логических
связей между частями лекции
Формулировка выводов и обобщений
Оптимальный темп подачи материала, использование технических и дидактических средств
Слайд 32Семинар (отличие от урока)
Большая степень самостоятельной подготовки, высокая активность учащихся, владение
навыками работы с разнообразными источниками
Изменение алгоритма проведения и этапов
Слайд 33Учебная дискуссия
Обмен взглядами по конкретной научной проблеме.
Главная задача – стимулирование интереса
к учебной деятельности и достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса
Требует длительной и продуманной подготовки и обучению учащихся правилами ведения дискуссии
Слайд 34Правила ведения дискуссии
Ограничение времени,
количество оппонентов и т.д.
уважение к
идеям оппонента,
умение предъявлять убедительную информацию
Ясно сформулированные мысли, аргументированные доказательства
Слайд 35
Умение сдерживать эмоции
Умение признать поражение,
Умение не переходить на личности
Слайд 36Работа с книгой (и др. носителем информации)
Достоинство метода – возможность ученика
многократно обрабатывать информацию
Умение свободно читать и понимать прочитанное;
выделить главное;
вести записи и составлять конспект
Слайд 37Приемы самостоятельной работы с книгой
Конспектирование
Составление плана текста
Тезирование
Цитирование
Аннотирование
Репетирование
Составление справки
Составление тезариуса
Составление матрицы идей
Слайд 38Организация работы с учебником
Четкая постановка цели работы с книгой
Указание вопросов, которые
должны быть усвоены учащимися
Определение порядка самостоятельной работы и приемов самоконтроля
Наблюдение за ходом работы и оказание помощи
Слайд 39Дж. Дьюи утверждал:
"Не учитель и учебник - источник знаний, а руки,
глаза, уши, фактически все тело".
Слайд 40Демонстрация
Наглядный метод
Наглядно-чувственное ознакомление учащихся с процессами и явлениями, объектами в их
натуральном виде
Слайд 41Правила применения демонстрации
Правильный выбор объекта
Направление внимания учащихся на существенные стороны демонстрируемых
явлений
Учащиеся должны воспринимать его всеми органами чувств
Хорошо видеть объект
Слайд 42Иллюстрация
Показ и восприятие предметов, явлений, процессов в символическом изображении (рисунок, схема,
таблица, диаграмма, карты, фотографии, плоские модели и т.д.)
Слайд 43Видеометод
полная, достоверная информация об изучаемых процессах и явлениях
Удовлетворяет запросы и интересы
учащихся
Повышает роль качественной наглядности
Освобождает учителя от применения только словесных объяснений
Показывает действия в динамике, развитии и т.д.
Слайд 44Упражнения
Планомерное, организованное повторное выполнение действий с целью овладения умениями и закреплением
Слайд 45Виды упражнений
Специальные
Производные
Комментированные
Устные
Письменные
Лабораторно-практические
Производственно-трудовые
Слайд 46Метод мозгового штурма
оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности,
при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Слайд 47Игровой метод
Способ организации деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта
в условных ситуациях и в доступных возрасту формах
Задача – стимулировать познавательный процесс, вызвать интерес к учебной деятельности
Слайд 48Разнообразие познавательных игр
Деловая игра – форма замещения реально существующего объекта, процесса,
явления, осуществляемая с помощью различных средств
Слайд 49По характеру игровой методикой
Двигательные,
Интеллектуальные,
Трудовые,
Социальные,
Психологические
Слайд 50Выбор методов обучения
Зависит от:
цели, содержания, формы организации, уровня профессионализма педагога,
Имеющихся в
наличии средств обучения
Слайд 51Критерии выбора методов обучения
Ознакомиться с программой и методическими указаниями по теме
Изучить
содержание учебного материала, выделив основные научные идеи, законы, понятия
Обосновать логику раскрытия темы
Конкретизировать количество и качество всех уроков и других занятий по теме в соответствии времени
Определить тематику каждого урока, сформулировать основные задачи
Отобрать наиболее рациональное содержание на данном уроке
Выбрать оптимальное соединение методов и средств обучения для реализации содержания урока
Отобрать формы организации учебной деятельности
Определить оптимальный темп обучения
Слайд 52Средства обучения
Разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более
успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
Слайд 53Сущность средства обучения
В широком смысле:
-материальные инструменты и интеллектуальная мыслительная деятельность
В узком
– инструменты, которые служат достижению образовательных задач обучения
Слайд 54Группы средств обучения
1. средство –источник информации
2. средство – инструмент освоения учебного
материала
Слайд 55Материальные средства
Учебники, учебные пособия, энциклопедии,
Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы
Проекционный
материал (проекторы, видеоаппаратура, мультимедийная аппаратура)
Слайд 56Идеальные средства обучения
Система знаков (язык, устная речь), письмо, система условных обозначений
(нотная грамота),
Достижения культуры и произведения искусства (живопись, музыка, литература),
Средства наглядности (схемы, рисунки, фото, диаграммы и т.п.)
Учебные компьютерные программы
Слайд 57Правила применения средств обучения
Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям
Количество и типы
средств должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы
Умственные действия совершаются с помощью идеальных средств
Материальные средства должны дополнять идеальные
Применение средств обучения должно быть дозировано