Слайд 1Методология и методы педагогического исследования
Лекция 1
Слайд 2Лектор -
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
и кафедры дошкольного образования АППО
Надежда
Александровна
Вершинина
Слайд 3Что такое наука?
Наука – это …
Слайд 4Наука
систематизированный познавательный опыт;
форма теоретического сознания;
деятельность, направленная на познание природы, общества,
человека и самого процесса познания;
важнейший элемент культуры;
форма общественного сознания (наряду с религией, моралью, искусством, идеологией);
система знаний о законах мира, на основе которых создается научная картина мира, научная модель мира.
Слайд 6 одна из форм отражения бытия человека, наряду с искусством, религией,
идеологией, политикой.
НАУКА
Слайд 10У науки и искусства разные цели:
Цель науки
Цель
Слайд 11Цель науки – вскрыть объективное отражение явлений, закономерностей.
Слайд 12Цель искусства – выразить своё, субъективное отношение к явлению, сначала познав
Слайд 13Наука
систематизированный познавательный опыт;
форма теоретического сознания;
деятельность, направленная на познание природы, общества,
человека и самого процесса познания;
важнейший элемент культуры;
форма общественного сознания (наряду с религией, моралью, искусством, идеологией);
система знаний о законах мира, на основе которых создается научная картина мира, научная модель мира.
Слайд 14Цель любой науки –
получение
новых знаний
о законах мира
Слайд 15Разные науки получают разные по содержанию знания
Почему?
Слайд 16Окружаюшая действительность
4 наука
6 наука
8 наука
7 наука
5 наука
3 наука
2 наука
1 наука
Фрагмент окружающей
действительности –
объект изучения разных наук
Слайд 17Педагогика
как система научных знаний
Слайд 19Что является объектом педагогики ?
Какую действительность она изучает?
Слайд 20Объект педагогики
вся совокупность явлений, событий, процессов, состояний, переживаний,
стихийно и целенаправленно
влияющих на процесс развития личности –
педагогическая действительность.
Слайд 21Объектам, входящим в педагогическую реальность, могут быть присущи качества
биологические,
физиологические,
психологические,
социальные,
экономические
и др.
Биология
Физиология
Психология
Социология
Экономика
И др.
Слайд 22Педагогическая действительность
Этнография
Философия
Культурология
Политология
Экономика
Анатомия
Психология
Социология
Слайд 24Педагогика имеет свой предмет исследований, который связан с педагогическим качеством объектов,
ее интересуют только те объекты и их связи, которые обладают таким качеством
Слайд 25«Призвание педагогики - «высвечивать», обнаруживать и исследовать объекты и явления с
таким качеством, создавая систему научных знаний об этом качестве».
А.М.Столяренко
Слайд 26Когда же проявляется педагогическое качество,
а не какое-нибудь другое?
Слайд 27Предмет педагогики есть везде,
где осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие и
самореализация граждан (независимо от возраста и социального положения, в педагогических учреждениях и в процессе труда, досуга, семейной жизни);
где преднамеренно или стихийно оказывается влияние на воспитанность, образованность, обученность, развитость и самореализацию граждан;
где существуют и обнаруживаются позитивные или негативные результаты воспитания, образования, обучения, развития и самореализации граждан, влияющие на успехи и недостатки жизни, труда, поведения людей, сфер общества, на состояние, развитие, стабильность и силу государства, на будущее народа
А.М.Столяренко
Слайд 28Предмет педагогики есть везде,
где осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие и
самореализация граждан
(независимо от возраста и социального положения, в педагогических учреждениях и в процессе труда, досуга, семейной жизни);
Слайд 29Предмет педагогики есть везде,
где преднамеренно или стихийно оказывается влияние на
воспитанность, образованность, обученность, развитость и самореализацию граждан;
Слайд 30Предмет педагогики есть везде,
где существуют и обнаруживаются позитивные или негативные
результаты воспитания, образования, обучения, развития и самореализации граждан,
влияющие на успехи и недостатки
жизни, труда, поведения людей,
сфер общества,
на состояние, развитие, стабильность и силу государства, на будущее народа
Слайд 31Предмет педагогики
взаимодействие субъектов
целенаправленных процессов (образования, обучения, воспитания),
ориентированное на
содействие реализации потребности человека в самореализации.
Слайд 32Предмет педагогики
взаимодействие субъектов
все, что связано с целенаправленными процессами образования, обучения,
воспитания
ориентированное на содействие реализации потребности человека в самореализации.
Все это есть в педагогическом процессе
Слайд 33Предмет педагогики -
педагогический процесс
Слайд 34Задание 1
для самостоятельного поиска
Нарисовать схему, раскрывающую структуру педагогического процесса
Слайд 35Предмет педагогики -
педагогический процесс
Слайд 36
Ученик
Учитель
Социальный
запрос
Цель
Средства
Методы
Формы
Результат
Контроль
Задачи
Содержание
Педагогический процесс
Противоречие №1
Противоречие № 2
Противоречие № 4
Противоречие № 3
Слайд 37
Ученик
Учитель
Социальный
запрос
Цель
Средства
Методы
Формы
Результат
Контроль
Задачи
Содержание
Инновации
Учитель
Слайд 38ПЕДАГОГИКА
как научная дисциплина
Слайд 39НАУЧНОЕ
ЗНАНИЕ
НАУЧНОЕ
СООБЩЕСТВО
Слайд 41Дошкольная
педагогика
Методология
педагогики
Пенитенциарная П
Инженерная
педагогика
Сурдопедагогика
Школьная педагогика
Коррекционная П
Логопедия
Семейная П
Методики обучения
Военная П
Спортивная П
П
взрослых
История педагогики
Сравнительная П
Социальная П
Теория и методика воспитания
Тифлопедагогика
П высшей школы
Внешкольная П
Общая П
Слайд 42Дошкольная
педагогика
Методология
педагогики
Пенитенциарная П
Инженерная
педагогика
Сурдопедагогика
Школьная педагогика
Коррекционная П
Логопедия
Семейная П
Методики обучения
Военная П
Спортивная П
П
взрослых
История педагогики
Сравнительная П
Социальная П
Теория и методика воспитания
Тифлопедагогика
П высшей школы
Внешкольная П
Общая П
П сотрудничества
П ненасилия
П аксиология
Слайд 43Дошкольная
педагогика
Методология
педагогики
Пенитенциарная П
Инженерная
педагогика
Сурдопедагогика
Школьная педагогика
Коррекционная П
Логопедия
Семейная П
Методики обучения
Военная П
Спортивная П
П
взрослых
История педагогики
Сравнительная П
Социальная П
Теория и методика воспитания
Тифлопедагогика
П высшей школы
Внешкольная П
Общая П
П сотрудничества
П ненасилия
П аксиология
внеинституциональный - уровень додисциплинарной организации
институциональный - уровень дисциплинарной организации
институциональный - уровень дисциплинарной организации - дисциплинарные комплексы знания и сообществ
Слайд 44
Выполняем задание
по подгруппам
Задание 2
для самостоятельного поиска
Слайд 45ЗАДАНИЕ 2: «Структура педагогики»
Перед Вами перечень дисциплин,
которые входят в структуру
педагогики.
Попробуйте распределить их по группам, определив основание включения конкретной дисциплины в ту или иную группу.
Слайд 47Разделы общей педагогики -
методология педагогики
история образования,
теория и методика воспитания,
теория
обучения,
методики обучения,
управление образовательными системами,
сравнительное образование.
дисциплинарные комплексы педагогического знания
Слайд 48Взаимосвязь групп педагогических
дисциплин
Слайд 49Дисциплинарная организация педагогики по группам педагогических дисциплин
Слайд 50Задание 3
для самостоятельного поиска
Цель: определить место
ваших научных интересов
в
системе педагогических исследований.
Слайд 51Дисциплинарная организация педагогики по группам педагогических дисциплин
Слайд 52Дорогу осилит идущий…
Афоризм
Спасибо за внимание!