Методология и методы педагогического исследования презентация

Содержание

Методология науки учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности совокупность теоретических положений и преобразование действительности

Слайд 1 ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»

Методология и методы
педагогического

исследования

Курс «Педагогика»


Преподаватель:
А.И. Ахулкова А.И., к.п.н, доцент

Орел-2017





Слайд 2 Методология науки
учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной

деятельности


совокупность теоретических положений и
преобразование действительности

Слайд 3
Методрекомендации
Применяемый к конкретной науке
Теоретические концепции, применяемые к большинству наук
Общие принципы познания

и категориальный аппарат науки

Философский уровень

Общенаучный уровень

Конкретно-научный уровень

Технологический уровень


Слайд 41 этап. Знакомство с проблемой ПИ. Обосно­вание актуальности, уровня разработанности пробле­мы.

Определение цели, задач, объекта и предмета исследо­вания
Научная проблема - основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Обо­снование актуальности ПИ включает указание на необходимость, а также своевременность изучения и реше­ния проблемы для дальнейшего развития педагогической теории и практики
Решение проблемы составляет цель исследования. Цель -замысел экспериментатора, научный, ре­зультат, который должен быть подучен в итоге его работы
Объект — это то, на что направлен процесс познания (все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию)
Предмет исследования — часть, отдельная сторона объекта (наиболее значимые с практической или тео­ретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению)
В соответствии с целью, объектом и предметом ПИ определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы.

Этапы исследования


Слайд 52 этап. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, методов познания,

единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты эксперимента, исследовательского подхода.
При изучении современных педагогических проблем реа­лизуются системный, комплексный, целостный, личност­ный, деятельностный, сущностный и другие подходы

Этапы исследования


Слайд 63 этап. Построение гипотезы исследования (научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей

эксперимен­тальной и теоретической проверке)
4 этап. Выбор методов исследования (проведение кон­статирующего эксперимента с целью установления исход­ного состояния предмета исследования)
5 этап. Организация и проведение преобразующего экс­перимента (научно постав­ленный опыт изменения педагогической действительности в точно учитываемых условиях)
6 этап. Анализ, интерпретация и оформление результа­тов исследования. Формулирование выводов, создание тео­ретических положений. Теорией становится фактически всякая доказанная гипотеза, применимая в различных ус­ловиях (если она относится к общим, фундаментальным, а не частным вопросам).
7 этап. Выработка практических рекомендаций.

Этапы исследования


Слайд 7 Методика исследования
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методика

исследования

комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс.
Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры


Слайд 8Методы педагогического исследования
- это способы изучения педагогических явлений, получения научной

информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий
Задача исследователя - не формально применять весь набор известных методов, а для каждого этапа определять свой оптимальный комплекс методов
Методы исследования выбираются с учетом специфики задач, поставленных ученым перед собой, а не путем простого перечисления всех известных методов в педагогике

Слайд 9Профессионально-этические требования к проведению ПИ
Принцип соблюдения тайны
Принцип научной обоснованности
Принцип ненанесения ущерба
Принцип

объективности выводов
Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций


Слайд 11Обобщение
Теоретические методы исследования
Анализ
Синтез
Сравнение
Абстрагирование
Конкретизация
Работа с литературой


Слайд 12Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь

получает конкретный фактический материал

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.
Достоинства наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучить предмет:
− в целостности;− в естественном функционировании; − в многогранных связях и проявлениях.
Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:
− активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;− наблюдать одновременно за большим количеством яв­лений, лиц;
− охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;− избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;− делать точные замеры.


Слайд 13Эмпирические методы исследования
Анкетирование
Беседа Интервью Экспертный опрос

Изучение педагогической документации
Изучение продуктов деятельности
Метод опроса
Эксперимент
Социометрия
Тестирование
Наблюдение
Изучение

и обобщение ППО

Слайд 14Наблюдение – целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксация проявлений психолого-педагогических

явлений и процессов

Слайд 15Наблюдение
по способу получения сведений
непосредственное (прямое) и
кос­венное (опосредованное)

По условиям проведения

полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования)

по объему
Сплошное и выборочное

по типу связи наблюдателя и наблюдаемого
включенное и невключённое

по временной организации
непрерывное и дискретное

по степени открытости
Открытое или скрытое

по времени
Длительное или ккратковременое


Слайд 16Метод опроса
Беседа - метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации;


самостоятельный или дополнительный МИ, применяемый с целью получения необходимой информации /или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении
Разновидностью беседы является интервьюирование (способ проведения соц. опросов как целенаправленной беседы), привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты (специально разработанных опросных листов-АНКЕТА)

Слайд 17Социометрический метод (метод социометрии) – выявляет МО в группе людей с

помощью их предварительного опроса (Дж. Морено)
Выявляет: структуру и динамику внутригрупповых отношений; Уровень развития группы; Степень сплоченности-разобщенности группы; Особенности социально-психологического климата группы; Причины и движущие силы конфликтов (межгрупповых и внутригрупповых, межличностных и личностно-групповых); «Статус» (внутригрупповую авторитетность) членов группы; Неформальных лидеров; Неформальные группировки и т. д.
Социометрический выбор должны проходить по значимым критериям (выбор заносится в социометрическую матрицу и строится для наглядности выборов социометрическая мишень или социограмма)



Социометрический метод (метод социометрии) – выявляет МО в группе людей с


Слайд 18Метод тестирования − метод педагогического исследования с использованием тестов, выполнение испытуемым

заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения


Тест − стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого

Надежность теста – возможность получения одинаковых результатов у испытуемых в различных случаях, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения.

Валидность теста – пригодность теста для измерения свойств, качества, явления, которое хотят измерить, измеряет то, что оно должно измерять

Тесты (по направленности)
способностей, личностные и достижений


Слайд 19Тесты способностей связаны с диагностикой познавательной сферы личности (тест Равена, Керна

Йерасека и др)

Пример

Сейчас вам будет предложен ряд графических рисунков. На каждом отдельном рисунке в верхней половине листа находится прямоугольник, имеющий определенный фон или составные элементы (фигуры), связанные между собой некоей зависимостью. В правом нижнем углу прямоуголь­ника имеется вырез - свободное, пустое место. Под прямоугольником нахо­дится 2 ряда фрагментов, которые по форме и величине точно подходят к вырезу прямоугольника. Найдите в ряде фрагментов тот, который точно вписался бы в свободное место. Время на решение 60 заданий ограничено 20 минутами. Не задерживайтесь на первых заданиях теста, так как сложность их все время увеличивается


Слайд 20 Выберите, цвет, который сейчас наиболее Вам приятен. Просьба к Вам

при этом не связывать цвет карточки с цветом Вашей одежды или машины, отвлечься от них. Затем из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный. Повторите процедуру с оставшимися шести цветами, затем пятью и так до конца. Записывайте цвета в том порядке, котором они были выбраны от наиболее приятного до наименее. Через 2-3 мин опять вернитесь к 8 цветовым карточкам  и проделайте то же самое. При этом не нужно ориентироваться на порядок раскладки в первом выборе, выбирайте цвета, как будто а впервые.

Тесты личности дают возможности по реакции на задания судить об особенностях свойств личности- направленности, темпераменте, чертах характера (16 PF личностный опросник Кеттела, Тест Люшера и др.)


Слайд 21 Тесты достижений (дидактические) определяют уровень овладения учебным материалом, сформированность ЗУНов
Дидактический тест

– система заданий специфической формы и определенного содержания, расположенных в порядке возрастающей трудности, создаваемый с целью объективной оценки структуры и измерения уровня подготовленности обучающихся (задания закрытой и открытой формы, на сопоставление множества и установления последовательности)


Слайд 22Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей

в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и процессов
- обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку обоснованной в начале исследования гипотезы

Слайд 23Педагогический эксперимент

Выделяют следующие этапы эксперимента:
теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и

предмета исследования, его задач и гипотез);
методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Слайд 24Педагогический эксперимент

Различают
естественный и лабораторный

длительный или кратковременный

Констатирующий или преобразующий (развивающий,

формирующий)

Слайд 25Метод изучения продуктов деятельности

Исследовательский метод, позволяющий

опосредованно изучать сформированность ЗУНов, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств на основе анализа продуктов его деятельности


Слайд 26Метод изучения педагогической документации
- анализ документов (классных журналов,

протоколов собраний и заседаний, личных дел учащихся, их медицинских карт, логопедических карт, автобиографии, дневники, приказы, распоряжения, планы работы и и др.) дает возможность исследователю выявить динамику развития обучающегося, сопоставить официальные мнения, получить некоторые объективные данные, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса


Слайд 27Метод изучения, обобщения и распространения ППО

Педагогический опыт – совокупность практических

знаний, умений и навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной УВР, источник развития педнауки
Передовой опыт - это опыт , реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и обуения, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах ПП, в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов
Критерии ППО:
Актуальность, перспективность, новизна, устойчивость и стабильность достижений, оптимальность, возможность творческого применения

Слайд 28
Математические методы исследования
Ранжирование
Регистрация
Шкалирование
Нахождение математических величин
Статистические методы


Слайд 29Математические методы
в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и

эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями
Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников)
Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь
Регистрация - метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных)
Статистические методы применяются при обработке массового материала - определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического; медианы; подсчет степени рассеивания около этих величин - дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др.
Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Слайд 30


«Изучая, экспериментируя, наблюдая,
старайтесь не оставаться на поверхности фактов.
Пытайтесь проникнуть

в тайну их возникновения.
Настойчиво ищите законы, ими управляющие»
И.П. Павлов

Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика