Методика развития связной речи презентация

Содержание

Связная речь Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основные формы: диалог и монолог.

Слайд 1
МЕТОДИКА
РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ


Слайд 2
Связная речь
Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений),

обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Основные формы: диалог и монолог.



Слайд 3



Разговор между двумя или несколькими лицами
Связное, логически последовательное высказывание,

протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей

Формы связной речи


Слайд 5



Связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания

мысли в речевых формах

Содержание речи понятно из самого контекста

Виды связной речи


Слайд 6
Развитие функций речевой деятельности в дошкольном детстве  
На 1-м году на основе

понимания начинает развивается активная речь. Дети начинают подражать звукосочетаниям.
1,5 года - слово имеет для ребенка смысл целого предложения.
К 1 году 10 месяцам закрепляется умение пользоваться двухсловными фразами, а позднее - трех- и четырехсловными.
К двум годам речь становится основным средством общения ребенка с окружающими взрослыми. Речь ситуативна; отрывочна, экспрессивна.
К 4-5 годам переход от ситуативной речи к контекстной.
Развитие интеллектуальной практической функции речи в процессе самостоятельной практической деятельности (рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.).
5-6 лет (старший дошкольный возраст) – активно участвуют в беседе. Полно отвечают на вопросы, формулируют правильно вопросы. Осваивают повествование, описание, рассуждение с опорой на наглядный материал.
Функции речевой деятельности ребенка развиваются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной к планированию и регулированию своих действий.


Слайд 7
Диалогические умения
Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать

общение; доказывать свою точку зрения; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе.
Умения речевого этикета (правила речевого поведения).
Неречевые (невербальные) умения: уместное использование мимики, жестов.


Слайд 8
Задачи развития диалогической речи
В группах раннего возраста - развитие понимания речи

и использования активной речи как средства общения, Учить выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?), формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте - учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы, воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета, поощрять попытки задавать вопросы (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).


Слайд 9
В среднем дошкольном возрасте: приучать вступать в общение, отвечать на вопросы

и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими. Обращать внимание на качество ответов. Постепенно приобщать к участию в коллективных беседах. Продолжается воспитание культуры речевого общения.
В старших группах: учить более точно отвечать на вопросы, на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно; формулировать и задавать вопросы, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Закреплять умение участвовать в общей беседе.


Слайд 10
Виды монологов в зависимости от функции (назначения)
Контаминированные (смешанные) высказывания, в

них могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них.
Описание – это характеристика предмета в статике.
Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.

Слайд 11



Самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
Осмысленное воспроизведение литературного образца

в устной речи

Типы монологов


Слайд 12
Виды монологов в зависимости от источника высказывания
1). Рассказы по игрушкам

и предметам
2). Рассказывание по картине
3). Рассказывание из опыта
4). Творческие рассказы

Э. П. Короткова выделила еще один вид детских рассказов – о будущих играх.

Слайд 13
Виды монологов в зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается

детское рассказывание

Рассказывание по зрительному, осязательному или слуховому восприятию носит описательный характер и подводит ребенка к рассуждениям (описания игрушек, картин, натуральных предметов, явлений природы).
Рассказывание по памяти – это рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее.
Рассказывание по воображению – это творческие рассказы детей.


Слайд 14
Во второй младшей группе - пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы,

рассказывать по наглядному материалу. Подводить к составлению коротких – в 3-4 предложения – описаний игрушек и картинок, к составлению рассказов из личного опыта.
В средней группе - пересказывать содержание не только хорошо знакомых им сказок и рассказов, но и тех, которые услышали впервые, составлять описательные рассказы по картинам и игрушкам, передавая структуру описательного и повествовательного рассказов, индивидуально обучать рассказыванию из личного опыта.

Задачи обучения монологической речи


Слайд 15
В старшей группе - последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя,

составлять рассказы по серии сюжетных картинок, по игрушкам: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события; составлять рассказы из опыта.
В подготовительной к школе группе - строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала.



Слайд 16
Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
Разговор воспитателя с детьми (неподготовленный

диалог) является основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении.
Виды разговоров:
- коллективные и индивидуальные,
- преднамеренные и непреднамеренные.

Слайд 17

ОБУЧЕНИЕ ДИАОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ


Слайд 18



Планируются воспитателем заранее
Возникают по инициативе детей
Виды разговоров


Слайд 19
Приемы формирования диалогической речи
Прием словесных поручений (сходить в соседнюю группу за

книгой и т. п.).
Совместная деятельность (старший дошк. возраст).
Игровая деятельность (беседы-обсуждения игровых ситуаций; игры-драматизации и беседы по ним, дидактические игры с образными игрушками, подвижные игры с диалогами).
Специально организованные речевые ситуации: «У Тани День рождения, как ее поздравить?», «В книжном магазине»…


Слайд 20
Беседа как метод обучения диалогической речи

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо,

организованный, подготов-ленный диалог на заранее выбранную тему.
Является методом ознакомления с окружающим и одновременно методом развития связной речи.
Отличие от разговора – большая произвольность, обдумывание высказывания.


Слайд 21
Тематика бесед
Темы, отражающие явления общественной жизни (О школе, о родном городе,

столице нашей Родины…)

3. Беседы, отражающие труд детей («Мы – дежурные», «Как мы помогаем маме»).

2. Темы труда: работа родителей, сотрудников детского сада, строителя, результаты труда, трудовые процессы.

4. Беседы об использовании техники в домашнем труде

5. Цикл бесед на бытовые темы: об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных принадлежностях.

6. Беседы о природе («Наш парк весной», «Зимующие и перелетные птицы», «Времена года»)

7. Беседы на морально-этические темы (о культуре поведения, «Уважай труд старших»).


Слайд 22
Классификация бесед

1). Е. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических

задач.
1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

2). М. М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е. А. Флериной: по картине, по книге.

3). По содержанию:
- беседы познавательного характера (о школе, о родном городе),
- этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).


Слайд 23
Виды бесед по дидактическим задачам
Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение новых

знаний.
Цель: выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности.
Краткая, эмоциональная, проводится в непринужденной обстановке, не выходит за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным.

Слайд 24
Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта
Проводится в процессе детской

деятельности, экскурсий, наблюдений.
Цель: стимулировать и направлять внимание детей на накопление опыта, новых представлений.
Характерно участие всех анализаторов.


Слайд 25
Беседа заключительная (обобщающая)
Является основной в детском саду.
Цель обобщающей беседы

– систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий.

Слайд 26
Структурные компоненты беседы
1. Начало беседы. Вызывание в сознании детей живого

образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях (рассказ педагога, рассматривание игрушки, предмета, картины, загадка, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы).
2. Основная часть беседы. Анализ в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам (вопросы, активизирующие мышление и речевую деятельность; объяснения, добавления, поправки к ответам детей).
3. Окончание беседы. Элементарное обобщение, уточняющее представления детей (загадки, чтение стихотворения, пословицы, слушание магнитофонной записи, связанной с темой беседы).


Слайд 27
Вопросы – основной прием в методике проведения беседы
В зависимости от мыслительной

задачи:
1). Вопросы, требующие простой констатации – называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов (кто? что? где? когда? какой?). Это репродуктивные вопросы.

2). Поисковые – направлена на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем?).


Слайд 28
В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы

1).

Основные вопросы – это стержень беседы. Могут быть и репродуктивными и поисковыми, требующими установления связей и умозаключений.
2). Вспомогательные вопросы – наводящие или подсказывающие (если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос).
Наводящие вопросы помогают ребенку не только понять смысл вопроса, но и отыскать правильный ответ.
Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ.


Слайд 29
Приемы проведения беседы
Вопросы
Указания
Обобщения педагога, его рассказ
Наглядный материал
Пример речи взрослого
Одобрение воспитателя,

подтверждение детских ответов
Отгадывание загадок
Речевая логическая задача

Слайд 30

ОБУЧЕНИЕ
МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ


Слайд 31
Приемы обучения рассказыванию
1. Совместное рассказывание. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее

заканчивает. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи.
2.Образец рассказа – краткое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.
Используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов
Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа.
3. Анализ образца рассказа. Направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает план будущих рассказов.


Слайд 32
Приемы обучения рассказыванию
4. План рассказа – это 2 – 3 вопроса,

определяющие его содержание и последовательность. Сначала применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения.
При описании помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта помогает вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план.
5. Коллективное составление рассказа. Позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.
Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми.
Составляют рассказ подгруппами – «командами».
Составляют рассказ по частям (когда легко выделить отдельные объекты, подтемы). К каждой части составляется план, а затем 2 – 3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.







7. Оценка детских рассказов (анализ раскрытия темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка.

Слайд 33
Приемы обучения рассказыванию
6. Моделирование
Модель – это схема явления, отражающая его

структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.
Это наглядный план построения монологов разных типов.
Схема описательных монологов Т.А.Ткаченко


Модели повествовательных текстов.
(Начало, середина, конец).



Картинно-схематическая модель повествования (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко)
Модель, отражающая межфразовую последовательную связь (В.К.Воробьева)
Модели речи-рассуждения (Н.В.Семенова)





Слайд 34
Приемы обучения рассказыванию
7. Оценка детских рассказов (анализ раскрытия темы рассказа,

его последовательности, связности, выразительных средств языка).
В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться.
Требования:
Оценка дается каждому рассказу.
Нужно найти в каждом монологе что-то, заслуживающее похвалы.
В заключительной оценке можно отметить наиболее удавшиеся рассказы.
В старшем дошкольном возрасте можно привлекать детей к взаимной оценке.
В обучении оценке следует использовать образец оценки и план.
Приучать детей к тактичности в оценке монологов сверстников, к доброжелательности.

Слайд 35
Приемы обучения рассказыванию
8. Мотивация. Совокупность мотивов, побуждающих к активной деятельности.

Игровые мотивы (младший и средний дошк. возраст). Вызвать желание помочь игровому персонажу.
Схема создания игровой мотивации (Т.Н.Доронова и С.Г.Якобсон):
вначале педагог, описав затруднительное положение персонажа, вызывает у детей сочувствие и желание помочь (спасти, доставить радость) игровому персонажу;
ставится игровая задача (составить объявление по радио, текст в газету);
в соответствии с игровой задачей формулируется учебная задача - научиться что-либо делать (давать объявление, издавать книги); при этом важно, чтобы учебная задача подчинялась игровой.
Стремление ребенка участвовать в игре. При обучении описательной речи используют Д/игры сюжетно-ролевого характера: «Выставка машин», «Ателье легкого платья», «Демонстрация моделей одежды» (Гербова В.В.).
Реальный тип мотивации детской речевой деятельности (Помочь выбрать чашки для детского сада).
Соревновательный мотив или мотив самоутверждения (старший дошк. возраст) - кто придумает больше новых сказок.
Социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу», «Напишем письмо заболевшему товарищу» или видео ролик с рассказами для него..).

Слайд 37 Примеры картинно-схематических моделей повествования (Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко)
Картинно-схематические модели повествования

(Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко)



Слайд 38
Модели, отражающие межфразовую последовательную связь (В.К.Воробьева)


Слайд 39
Модели речи-рассуждения (Н.В.Семенова)


Слайд 40
ПЕРЕСКАЗ
ЛИТЕРАТУРНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ


Слайд 41
Пересказ литературных произведений
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного образца в устной

речи.

Требования к произведениям для пересказа:
1). Воспитательная ценность; доступность по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков.
2). Четкая композиция с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты), динамичность сюжета.
3) Должны быть написаны доступным языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.


Слайд 42
Виды пересказов

Близкий к тексту
Краткий (сжатый)
Выборочный
С перестройкой текста
С творческими дополнениями


Слайд 43
Требования к пересказам детей
Осмысленность, т.е. полное понимание текста.
Полнота передачи произведения,

т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
Последовательность и связность пересказа.
Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Слайд 44
Подготовка к пересказу
Подготовка воспитателя состоит:
а) в выборе произведения с учетом

речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения;
б) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения;
в) в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.
Подготовка детей к пересказам предполагает:
а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста);
б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения;
в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.


Слайд 45
Структура занятий по пересказу
1. Вводная часть: создание интереса к занятию,

подготовка детей к восприятию текста (краткая вступительная беседа , показ картинки, напоминания о наблюдениях, загадка).
2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе.
3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.
4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей.
6. Заключительная часть . Драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.


Слайд 46
Методические приемы обучения пересказыванию литературных произведений , направленные на
а). осмысленное восприятие

произведения;
б). педагогическое руководство самим процессом пересказывания;
в). анализ и оценку речевой деятельности детей.


Слайд 47
Методика обучения пересказу
Средняя группа
Учат пересказу коротких сказок и рассказов,

впервые прочитанных на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей.
В беседе по содержанию: с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, вопросы на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения для развития навыков выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц).
В процессе пересказа используется прием отраженной речи, подсказ нужных слов и фраз, вопросы, исправление лексических и грамматических ошибок.
Каждый пересказ оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются советы.


Слайд 48
Методика обучения пересказу
Старшая группа
Беседа - обязательный прием, подготавливающий к

пересказу.
Приемы: припоминание последовательности событий, привлечение внимания детей к языку произведения, к авторской характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам.
Подготовка детей к выразительному пересказу: определение общего тона пересказа, интонации в передаче отдельных фрагментов, диалогов персонажей (поучиться говорить за разных героев отдельные фразы).
План пересказа (готовый или составленный вместе с детьми), в качестве плана - модель (начало рассказа, середина, концовка рассказа)
Указания, пересказ от лица главного героя, по ролям, пересказ по частям.


Слайд 49При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаруживают пропуски,

учатся подходить к оценке пересказов с учетом определенных критериев: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности.

Методика обучения пересказу

Подготовительная группа
Усложняется литературный материал для пересказа (повествовательные тексты, описания).
Обучение пересказу поэтических описаний природы. (наблюдения, активизация представлений о природе, знакомых литературных образов).
Применяются выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, намеченные воспитателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика