Математический ребус презентация

Содержание

Автор работы: Никитенко Екатерина, учащаяся 5 В класса МОУ Гимназии № 1 Руководитель: Волкова Марина Владимировна, учитель математики МОУ Гимназии №1

Слайд 1И
2
ны !
с
ДР
ОЙ
,
,
РЕБУС
Х
ЕМ




В ЭТОМ РЕБУСЕ ЗАШИФРОВАНО НАЗВАНИЕ
МОЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО

МАТЕМАТИКЕ:













А

жны

Ы

Е







,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,


Слайд 2Автор работы:
Никитенко Екатерина,
учащаяся 5 В класса МОУ Гимназии № 1

Руководитель:


Волкова Марина Владимировна,
учитель математики МОУ Гимназии №1



Отдел образования администрации городского округа город Кумертау
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 1
Городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Дроби в музыке важны - с Математикой дружны!

Компьютерный слайд-фильм





Приложение к исследовательской работе


Слайд 3
С чего все началось?
Я учусь в музыкальной

школе,
и с восьмилетнего возраста знаю,
что 6/8 – это три четверти, и что
в одной половине восемь шестнадцатых. Разучивая новую пьесу, я вслух отсчитываю каждую ноту в такте («раз и, два и…») даже и не подозревала раньше, что считала обыкновенные дроби.

Слайд 4
Цель работы
Найден материал в библиотеке, Интернете
Обсудила вопрос с

учителем

Отобрала материал

Подобрала иллюстрации

Начала работу над проектом

Защита проекта

Слайд 5
Задачи
♫ изучить историю возникновения дробей;

♫ изучить историю возникновения музыки;

♫ найти общие

элементы в математике и в музыке;

♫ выявить присутствие дробей в музыкальных произведениях;

♫ проанализировать и обработать отрывок музыкального произведения, используя музыкальную грамоту;

♫ подсчитать целые и его части музыкального произведения.





Слайд 6
Методы работы
Метод медленного
прочтения
подобранного
материала
Анализ
(лингвистический)
и синтез

Сравнение
Метод визуализации данных (таблицы, схемы)

Специальные
Теоретические
Эмпирические
Статистические





Слайд 7Из истории дробей


Слайд 8Для начала
Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека.


Потребность в нахождении долей единицы появилась у наших предков при дележе добычи после охоты.
Второй существенной причиной появления дробных чисел следует считать измерение величин при помощи выбранной единицы измерения.

Слайд 9

Эти и некоторые другие дроби встречаются

в древнейших дошедших до нас математических текстах, составленных более 5000 лет тому назад – древнеегипетских папирусах и вавилонских клинописных табличках.

Д р е в н е е г и п е т с к и й п а п и р у с

Первой дробью, наверное, была дробь:

Посмотрите, как изображали дроби в Древнем Египте:

0 0 0 00 00


Слайд 10:


ЕГИПЕТСКАЯ ЗАДАЧКА
Очевидно, каждый должен получить более одного хлеба.

Современный школьник скорее всего решал бы задачу так: надо разрезать каждый хлеб на 8 равных частей и каждому человеку дать по одной части от каждого хлеба.
А вот как эта задача решена на папирусе Райнда – это древнеегипетский математический текст, переписанный около 1650 г. до н.э. писцом Ахмесом: надо 4 хлеба разрезать пополам, 2 хлеба на 4 части и только один хлеб – на 8 частей.

Как разделить 8 хлебов на 7 человек?


Слайд 11В Древнем Китае вместо черты ставили точку:
=
Индийцы записывали так :
Посмотрите, как

записывалась десятичная дробь -

0,1


Слайд 12Дроби
на
уси
Дроби на Руси называли ДОЛЯМИ,
Позже ЛОМАННЫМИ ЧИСЛАМИ.
В старых руководствах находили


следующие названия дробей…

Слайд 13-Половина, полтина
-Треть
-Четь
-Пятина
-Полтреть
-Седьмина
-Полчеть
- Десятина
-Пол-полтреть
-Пол-полчеть
Пол-пол-треть (малая)



Первой дробью, с которой познакомились

люди, была половина. Хотя названия всех следующих дробей связаны с названиями их знаменателей (три – «треть», четыре – «четверть» и т. д.), для половины это не так – ее название во всех языках не имеет ничего общего. Следующей дробью была треть… Эти дроби носили название «единичные».

Слайд 14Кто распространил современную запись дробей?
Современное обозначение дробей берет свое начало

в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в 12-14 веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа 1/5, 2 ½ Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей , был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский ). В 1202 г. он ввел слово «дробь» .

Слайд 15И все же, что такое дробь?
ДРОБЬ, в арифметике — число составленное

из целого числа долей единицы. Дробь выражается отношением двух целых чисел m/n,
где n — знаменатель дроби — показывает,
на сколько долей разделена единица,
а m — числитель дроби — показывает,
сколько таких долей содержится в дроби.
Дроби бывают обыкновенными и десятичными.


Слайд 16быкновенные дроби


Слайд 17десятичных дробях
Десятичная дробь, дробь, знаменатель которой есть целая степень числа 10.

Д. д. пишут без знаменателя, отделяя в числителе справа запятой столько цифр, сколько нулей содержится в знаменателе. Например,

К десятичным дробям математики пришли в разные времена в Азии и Европе.
Целую часть от дробной отделяли в Китае особым знаком «дянь» (точка). Большое внимание дробям уделял средне-азиатский учёный ал-Киши. В Европе дроби были «открыты» нидерландским математиком и инженером Симоном Стевином в 1585 году.В России впервые изложил учение о десятичных дробях Леонтий Магницкий в своей «Арифметике».

Слайд 18Общие элементы в математике и в музыке
Ритм
Ритм в музыке
Ритм –

один из важнейших элементов музыки. Ритм – чередование длительностей.






От правильно подобранного ритма зависит звучание мелодии.

Ритм в математике
Ритмы можно обнаружить и среди чисел. Взять хотя бы дробь 2/82. Ее можно записать в виде 2/82=0,0243902439…или кратно 2/82= 0,(02439)

Слайд 19Отражение
В повседневной жизни слово «Отражение» мы воспринимаем, как отражение в зеркале

каких-либо предметов. Но мало кто задумывается, что отражаться также могут ноты и цифры.
Отражение в музыке
Также как и цифры 8 и 0 длительности / и П при отражении совпадают с оригиналом.
Симметричные ритмы не содержат половинных нот.

Отражение в математике

Если поставить зеркало в нуле так, чтобы оно было перпендикулярно прямой, полупрямая вместе со своим отражением образует прямую, которая выглядит так:

_⚫__⚫___⚫__⚫__⚫__⚫___⚫___⚫__⚫__⚫___⚫__

1

2

3

4

5

0

1

2

3

4

5


Слайд 20Противоположности
Противоположности в математике
Отрицательное число – положительное.
Сложение – вычитание.
Четное – нечетное.
Делитель

– кратное.
Простое число – составное число.
Плюс – минус.
Умножение – деление.
Прямая – кривая.

Противоположности в музыке

Весь мир состоит из противоположностей.

В музыке высокое - низкое, короткое – длинное.


Слайд 21Упорядочение
Упорядочение в музыке
Упорядочить означает расположить в ряд.





Упорядочение в

математике
Числа расположены не упорядочено, но их- можно расположить по возрастанию или убыванию.

12 48 9 1
3 6 10 125 300


Их можно упорядочить, например, по возрастанию: 1 3 6 9 10 12 48 125 300;
или по убыванию: 300 125 48 12 10 9 6 1.


Слайд 22Пропорции
Шестнадцатая, восьмая, четвертная, половинная, целая нота … Названия длительностей служат

одновременно и названиями чисел. В самом деле:
длительность соответствует и дробь 1/16, называются

одинаково. Перечень совпадений можно продолжить.
соответствует 1/8

соответствует 1/1

соответствует 1/4



Это равенство следует понимать в том смысле, что длительность слева равна суммарно длительности справа. С помощью чисел то же равенство можно записать в виде 1=1/4+1/4+1/2.


Слайд 23Интервалы


Интервал (от греческого – расстояние) –

это сочетание двух звуков.
Названия интервалов в переводе на русский язык означают число.
Прима – один
Секунда – два
Терция – три
Кварта – четыре
Квинта – пять
Секста – шесть
Септима – семь
Октава – восемь
Нона – девять
Децима – десять
Ундецима – одиннадцать
Терцдецима – двенадцать
Квартдецима – четырнадцать
Квинтдецима – пятнадцать

Слайд 24

Анализ и обработка отрывков музыкальных

произведений

Ноты отличаются по длительности их звучания.
Рассмотрим на примере длительность нот:

(рис.1)

В представленных произведениях просчитаем общую длительность всех нот входящих в каждый такт:

Первый такт:

Второй такт:

Третий такт:


Слайд 25










Нетрудно заметить, что в каждом такте

любого произведения получили одни и те же числа.
Это число называется размером музыкального произведения и записывается в начале нотного стана.

Слайд 26Первый такт: 1/4 +1/4 =2/4
Второй такт: 1/8+1/8+1/8+1/8=4/8=2/4
Третий такт: 1/4 +1/4=2/4
Четвертый

такт: 1/8+1/8+1/8+1/8=4/8=2/4
Пятый такт: 1/8+1/8+1/8+1/8=4/8=2/4
Шестой такт: 1/4+1/8+1/8=1/4+2/8=1/4+1/4=2/4
Седьмой такт: 1/8+1/8+1/8+1/8=4/8=2/4
Восьмой такт: 1/4+1/8+1/8=1/4+2/8=1/4+1/4=2/4

Моя музыка: "Весенняя капель"


Слайд 27Песня "О дробях"


Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнет

тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл понимать,
Станет легкой даже трудная задача.
Дробь свою “переверни”,
Повнимательней взгляни.
Вдруг из правильной неправильную видишь.

1/8 х 8/1 =8/8=1

Эти дроби перемножь,
Единицу ты найдешь,
Их обратными зови и не обидишь.
Дробь на дробь чтоб разделить,
Долго нечего мудрить.
Дробь обратную делителю берете.
И на эту дробь теперь
Умножайте поскорей,
Так искомое вы частное найдете.



Слайд 28Песня "О дробях"

Если долго, долго, долго,
Если долго и упорно,
Ежедневно и

задорно
Дроби нам учить,
Сколько ты всего узнаешь,
Тайн, загадок разгадаешь,
Образованнее станешь,
Только, только не ленись.

Припев:
А-а, правила учи ты,
А-а, формулы зубри ты,
А-а, не ленись, всё повторяй,
А-а, ничего не забывай.



Ну, конечно, ну, конечно,
Если ты такой ленивый,
Если ты такой трусливый,
Ничего не хочешь знать,
Не решить тебе задачи,
Не решить тебе примера,
Станет для тебя проблемой…
Дроби в музыке учить.

Припев тот же:

И, наверно, верно, верно,
Заниматься очень трудно,
И мучительно, и нудно.
Только ты не отступай.
Ты иди своей дорогой
До конца с наукой в ногу,
Будет всё тебе понятно,
Интересно, так и знай.

на мотив “Красная шапочка“


Слайд 29
Стихи
-

Слагать и вычитать,
Делить и умножать,
Дробь к общему знаменателю приводить….
Действия эти

нам знакомы
И давно уже не новы.
Пять несложных правил этих
Каждый в классе уж ответил
Но если свойства позабыл,
Считай, пример ты не решил!

А чтобы в школе жить без бед
Дам дельный я тебе совет:
Не хочешь правило забыть?

Попробуй просто заучить!
Нужно правила познать,

Чтобы все их применять.
Правил этих пять друзей –
Ты запомни поскорей:
Умножение, деление, степень,
Дробь, произведение.
Мы их всех давно уж знаем
И везде их применяем:
Вычитаем, прибавляем,
Делим числа, умножаем.
Я совет вам дам такой:
Чтобы стала математика простой,
Нужно правила учить,
Так с дробями легче жить!


Слайд 30
Загадки
Две ноты - два слога,

А слово - одно,
И меру длины
Означает оно.
(Ми + Ля = Миля)

Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят  нам два барабана
Иль каблуки отобьют её рьяно.
 (Дробь)

Первый слог - нота,
Второй слог - нота.
А в целом -
Только часть чего-то.
(До + Ля = Доля)


Слайд 31 ире мудрых мыслей
«Музыка и математика-
сколь родственны они».

Имре Мадач



«Чем дроби проще-
тем нам приятней звуки».
Джордж Сантаяна

«Музыка - это математика Божественной реальности».
Анатолий Рахматов




Слайд 32
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ
По вертикали:
1) Нота
2) Зеркало – это очень

гладкая поверхность, поэтому оно и дает такое четкое…
3) Суммы длин всех сторон многоугольника.
4) Названия интервалов в переводе на русский язык означает число:
Например, три – это…
5) Названия интервалов в переводе на русский язык означает число:
Например, восемь – это …
6) Участок прямой, ограниченный с двух сторон.
7) Последовательность звуков (ступеней) некоторой музыкальной системы
(лада), расположенных, начиная от основного звука (основного тона), в
восходящем порядке.
8) Соотношения длительностей звуков (нот)
в их последовательности.
9) Названия интервалов в переводе на русский язык означает число:
Например, пять - это…
10) Число, которое иногда получается при делении.
11) Геометрическая фигура, прямоугольник,
у которого все стороны равны.

12) Название чисел в последовательном порядке
13) Геометрическая фигура.
14) Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней.
15) Четырехугольник, у которого все стороны равны.
16) Очень плохая оценка знаний.
17) Сочетание двух звуков.
18) Знак, используемый для записи музыки.

По горизонтали:
1) Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят  нам два барабана
Иль каблуки отобьют её рьяно.
19) Дробь, у которой числитель меньше знаменателя.

Ключевое название по вертикали:
Прочитайте ключевое название по вертикали, которое выделено.
Название моей исследовательской работы по математике.


Слайд 33
Кроссворд


Слайд 34
Ответы на кроссворд


Слайд 35
Ответы на кроссворд
По горизонтали:
1) Дробь
19) Правильная
23) Упорядочение
По вертикали:
1) До
2) Отражение
3)

Периметр
4) Терция
5) Октава
6) Отрезок
7) Гамма
8) Ритм
9) Квинта
10) Остаток
11) Квадрат
12) Счет
13) Круг
14) Радиус
15) Ромб
16) Единица
17) Интервал
18) Нота

Ключевое название по вертикали:
В ключевом выделенном названии зашифровано название моей исследовательской работы:

«Дроби в музыке важны – с математикой дружны!»


Слайд 36
Частушки
Сокращали на уроках Дроби разные полдня. Отлично поняли ребята - Похвалили и

меня.

Ох, дроби нам учить — Не в лесу дрова рубить. Надо головкою работать, И с музыкой дружить.

Ах, зачем вам,
Марина Владимировна,
Бегать на уроки?!
Киньте курс на «Дроби» ваш -
Меньше всем мороки!

Помогите Вы Егору -
Заблудился он в дробях!
Целый день уж там блуждает,
Ведь всего ½ знает.

На горе стоит осина
Под горою вишня.
Дробь на дробь делила Нина
Ничего не вышло!

Дроби в музыке важны-
С математикой дружны!
Это твердо знаем,
В жизни применяем!


Слайд 37Выводы



взаимосвязь музыки и математики;
длительность нот совпадает с двоичными дробями;


с длительностями нот можно выполнять действия сложения и вычитания, так же как и с дробями;
длительность нот и дроби можно сравнивать.

2/4



Слайд 38.
Перспектива
Дроби в танце так важны - с математикой дружны!
Математика, живопись,

литература и архитектура

Часто про дробь говорят: «дробь горохом», «рассыпал дробью». В зависимости от региона России дробь называют «дробец», «дробью-пристуком», «топотухой» и т.д.

Искусство надо принимать сердцем, душой и служить ему, но тем не менее, если мы попытаемся приложить математику к какой-то области искусства, то наша попытка, скорее всего увенчается успехом.


Слайд 39писок литературы
Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. „Язык, музыка, математика”.
Виленкин

Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/
26-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. - 280 с.: ил.

Гейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.

Свечников А. Путешествие в историю математики, или Как люди учились считать/ Худож. С. Михайлов.- М.: Педагогика-Пресс, 1995.- 167 с.: ил.

Юдовина – Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. – Санкт – Петербург, 1996


Слайд 40омпьютерный слайд-фильм



создан для использования на уроках математики
ученицей 5-В класса


Никитенко Екатериной.


Руководитель: Волкова
Марина Владимировна

Слайд 41пасибо
за внимание!
2011 год


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика