Лексические инновации в речи ребенка презентация

«языковой факт, зафиксированный в речи ребёнка и отсутствующий в общем употреблении».[1] ИННОВАЦИЯ - «языковой факт, зафиксированный в речи ребёнка и отсутствующий в общем употреблении» Цейтлин С.Н. :

Слайд 1«Лексические инновации в речи ребенка»
Выполнила: Грудницкая Галина

Руководитель: Дешеулина Лариса Николаевна,

кан. филол. наук, доцент

Слайд 2«языковой факт, зафиксированный в речи ребёнка и отсутствующий в общем употреблении».[1]




ИННОВАЦИЯ - «языковой факт, зафиксированный в речи ребёнка и отсутствующий в общем употреблении»

Цейтлин С.Н. :

Виды инноваций

Под инновацией детской речи понимается слово и словоформа, которые существуют в детской речи, но отсутствуют в нормативном употреблении.

Словообразовательные инновации
Морфологические (грамматические) инновации
Звуковые (фонетические) инновации
Лексико-семантические инновации


Слайд 3Лексико-семантические инновации в речи детей дошкольного возраста.
- употребление нормативных слов в

окказиональных значениях или замена одного слова другим по ассоциации.

- возникают из-за незнания значения слова.

основаны на случайном звуковом сходстве и не обусловлены реальными смысловыми связями сближаемых слов.

выступают чаще всего в виде детских «вопросов-гипотез»

В консерватории консервы делают?
Тополь должен топать?

Ртуть – Это, наверное, что-то для рта? Нечаянно – это что ли без чая?

Деревня – где деревьев много?
А улитка что ли с пчелами в улье живет?
Начальная школа – это где начальники учатся?


Слайд 4Для речи детей старшего дошкольного возраста характерно:

расширение значения слова: «мерзлый» вместо

«озябший»;  «наступить» - надавить (не обязательно ногой);

изменение значения слова: «генеральный» - относящийся к генералу;     «вертихвостка» - та, которая вертит хвостом;  «искусственный» - сделанный из куста;

смешение близкозвучащих неоднокоренных слов: «библиотека» вместо «аптека»;

смешение близкозвучащих однокоренных слов: «горящий» вместо «горячий»;

смешение антонимов вследствие незнания их различительного признака: «завтра» вместо «вчера»;

буквализм детского восприятия значений слов и выражений.

«Почему папа говорит, что я прохвост? Никакого хвоста у меня нету!»
«Какой дедушка мерзавец, все время мерзнет».
«А гусь лапчатый в лаптях?»

Слайд 5Развитие лексики ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления

и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи.

В заключении можно сделать следующие выводы:
Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.
Процесс словообразования у детей не является механическим, а нацелен на удовлетворение познавательных и игровых потребностей.
Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей почти всегда соответствует законам языка и часто грамматически правильно - только сочетания неожиданны.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика