Компетентностный подход к подготовке педагогов как ресурс модернизации образования презентация

Содержание

Этапы становления новой парадигмы образования (И.А. Зимняя) Первый этап (1960-1970 гг.) – характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разведения понятий компетенция – компетентность. Второй

Слайд 1 Мурманский арктический государственный университет Кафедра психологии


Компетентностный подход к подготовке педагогов как

ресурс модернизации образования


Синкевич И.А., канд.пед.наук, доцент,
зав.кафедрой психологии


Слайд 2Этапы становления новой парадигмы образования
(И.А. Зимняя)

Первый этап (1960-1970 гг.) –

характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разведения понятий компетенция – компетентность.

Второй этап (1970-1990гг.) – использование категорий компетенции/ компетентность и развернутое толкование компетентности как большого числа компонентов, относительно независимых друг от друга (Дж. Равен).
Компетентность (Дж. Равен): 1) интеллект; 2) эффективное поведение; 3) способности; 4) внутренняя мотивация .

Третий этап (с 90-х гг.) исследование компетентности как научной категории применительно к образованию. Он характеризуется появлением работ А.К. Марковой, где в контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом исследования.


Слайд 3Профессионально-педагогическая компетентность (Н.В. Кузьмина)
1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой

дисциплины.
2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся.
3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.
5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
Структура личности профессионала (А.К. Маркова):
мотивация (направленность личности и ее виды);
свойства личности (способности, характер и его черты, психические процессы и состояния);
интегральные характеристики личности (самосознание, индивидуальный стиль, креативность).


Слайд 4Акмеологический подход к определению профессионализма (А.А. Деркач)
Взаимосвязь двух подсистем:
1.

Профессионализм личности:
качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность;
разнообразие профессиональных умений и навыков, в том числе основанных на творческих решениях;
владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач с высокой и стабильной продуктивностью;
2. Профессионализм деятельности:
высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых, акмеологических инвариантов профессионализма;
высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний;
мотивационная сфера и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.


Слайд 5Ключевые компетенции (Доклад М. Стобарта - Совет Европы)
1. Политические и социальные

компетенции.
2. Жизнедеятельность в поликультурном обществе.
3. Владение устной и письменной коммуникацией; владение более чем одним языком.
4. Информационная грамотность.
5. Способность учиться на протяжении всей активной жизни.
Ключевые компетенции:
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
компетентность в бытовой сфере;
компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.

Слайд 6Структура компетенции в системе европейского образования интегрирует в себе три аспекта:


когнитивный компонент: знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать);

операциональный компонент: знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям);

аксиологический компонент: знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) – воспитание через образование.


Слайд 7В зарубежных европейских компетентностных моделях специалистов выделяются четыре вида компетенций:
инструментальные, включающие

начальные способности, базовые общие знания и общие знания по профессии;
межличностные, описывающие: 1) готовность к социальному взаимодействию; 2) умение работать в группе; 3) способность к самокритике; 4) приверженность этическим ценностям; 5) толерантность;
системные, отражающие способность 1) системно применять полученные знания на практике; 2) осуществлять исследования; 3) генерировать новые идеи; 4) адаптироваться к новым ситуациям;
специальные, характеризующие владение предметной областью на определенном уровне (по Ю.Г.Татуру).

Слайд 8Характеристики компетентности:
готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);
владение знанием содержания компетентности (когнитивный

аспект);
опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);
отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности (И.А. Зимняя).

Слайд 9Функции компетенций (А.В. Хуторской)
функция отражения социального заказа на минимальную подготовленность молодых

граждан для повседневной жизни в окружающем мире;

условия реализации личностных смыслов ученика в обучении, средство преодоления его отчуждения от образования;

заданность реальных объектов окружающей действительности;

заданность минимального опыта предметной деятельности ученика;

присутствие в различных учебных предметах и образовательных областях;

связь теоретических знаний с их практическим использованием;

интегральные характеристики качества подготовки учащихся;

средства организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Слайд 10Под компетентностью понимается следующее: 1) интегрированная характеристика качеств личности; 2) результат

подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях).

Компетентность (как и компетенция) включает в себя компоненты:
когнитивный (познавательный);
мотивационно-ценностный;
эмоционально-волевой.

Компетентность – это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях.
(по Ю.В.Фролову, Д.А.Махотину)

Компетентность – качество: 1) человека, завершившего образование определенной ступени; 2) выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны. (по Ю.Г.Татуру).




Слайд 11
Компетенция представляет открытую систему процедурных, ценностно-смысловых и декларативных знаний, включающую взаимодействующие

между собой компоненты, которые активизируются и обогащаются в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции. (по Ю.В.Фролову, Д.А.Махотину)


Компетентностный подход - это подход к:
определению целей;
отбору содержания;
организации образовательного процесса;
выбору образовательных технологий;
оценке результатов.

Слайд 12Компетентностный подход:
1. Компетенции как результат образования.
2. Компетенции как новый

тип целеполагания.
3. Сдвиг в сторону «студентоцентрированного» обучения:
использование интерактивных форм проведения занятий: 1) семинаров в диалоговом режиме; 2) дискуссий; 3) компьютерных симуляций; 4) деловых и ролевых игр; 5) разбор конкретных ситуаций; 6) психологические тренинги;
внеаудиторная работа по формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.
4. Привлечение работодателей:
встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций;
мастер-классы экспертов и специалистов.
Результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции как способность самостоятельно применять их в практических ситуациях профессиональной деятельности (ФГОС ВПО)

Слайд 13Компетентностный подход:
позволит обеспечить взаимосвязь между профессиональной и личной жизнью человека, способствующей

гармонизации личности;
ляжет в основу гражданского поведения профессионала, характеризующегося альтруизмом, сознательностью, вежливостью, стойкостью и т.д.;
обеспечит стратегическое преимущество, т.к. знания возрастают по мере их использования;
изменит позицию учителя от дидактической к тьюторской;
будет способствовать развитию непрерывного образования как:
1) личностной позиции на протяжении всей жизни;
2) потребности и умения добывать знания, действовать сообразно им.

Слайд 14Основа содержания образования – новые стандарты (ФГОС ВО)
ФГОС включает требования:
1)

к структуре основных образовательных программ; к соотношению частей ОП и их объему; к соотношению обязательной части ОП и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) к условиям реализации основных образовательных программ, в т.ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;

3) к результатам освоения основных образовательных программ.

Слайд 15Основные понятия структуры ООП
Цикл ОП – совокупность дисциплин, характеризующаяся общностью предметной

области и определенным набором компетенций, формируемых у обучающегося

Зачетная единица – мера трудоемкости освоения студентом образовательной программы в терминах условного учебного времени, требуемого для достижения установленных результатов обучения

Трудоемкость ОП за учебный год равна 60 з. е.
трудоемкость семестра – 30 з. е.
1 з. е. = 36 час.
По физической культуре 1 з. е. = 200 час.
Бакалавр - 240 з. е. (8640 час., было – 8316 час.)
Магистр -120 з. е. (4320 час., было – 4068час.)


Слайд 16Компетентностный подход как основа моделирования нового содержания ВПО (на примере ФГОС)

Профессиональное образование: новые подходы

В рамках реализации Болонского процесса (для высшей школы) и Копенгагенского процесса (для системы профессионального образования и обучения – ПОО) в структуре профессионального образования и в создании стандартов образования нового поколения определены новые подходы:
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ;
МОДУЛЬНЫЙ;
КРЕДИТНЫЙ.



Слайд 17Что такое компетенции?
сompetent (лат.) – соответствующий, способный;
сompetere – требовать, соответствовать,

быть годным;
сompetence (англ.) – способность (компетенция).

Компетенция (в макетах ФГОС СПО и ВПО) – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Компетенции в самом обобщенном их понимании – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что будет способен делать выпускник по завершении всей или части образовательной программы.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.


Слайд 18Что такое компетентность?
Уровень практической реализации компетенции.
Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей

его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.
Совокупность сформированных у личности компетенций, готовых к практическому применению.
Компетентность = компетенция.

Компетенция - некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.
Компетентность - уже состоявшееся его личностное качество (характеристика). - А.В. Хуторской



Слайд 19Чем отличаются компетенции от ЗУНов
В отличие от терминов «знание», «умение», «навык»

понятие «компетенция» имеет
интегральный, метапредметный или надпредметный характер;
обобщенный характер (шире, чем ЗУНы);
в своей формирующей основе имеет не только знание и способы деятельности, но и качественные личностные характеристики.



Слайд 20Чем отличается компетентностный подход от традиционного?


Слайд 21Средства формирования компетенций в образовательном процессе:
1. Формирование компетентностного содержания образования на

основе модульных образовательных программ, обеспечивающих реальную интеграцию:
учебных дисциплин;
производственной и научно-исследовательской практик;
воспитательной работы.
2. Продуктивный характер используемых в образовательном процессе педагогических технологий, направленных на формирование компетенций студентов;.
3. Совершенствование профессионально-методической компетентности, обеспечивающей высокий уровень готовности преподавателей к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.


Слайд 22Тенденции совершенствования структуры и объема самостоятельной работы студентов в контексте Болонского

процесса и ФГОС:

1. Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5.

2. Традиционный подход в вузах СССР и затем России: от 30 до 50% всего учебного времени.

3. Действующие ГОСы-2: от 50 до 70%.

4. Стандарты 3-го поколения: 70-80% учебного времени на самостоятельную работу, в т.ч. практики и НИД – до 50% общей трудоемкости.


Слайд 23Общенаучные компетенции
Связаны с применением в практике жизнедеятельности научного знания (например, в

математике: от элементарных навыков счета – до способности применять методы математического анализа и моделирования).
Инструментальные компетенции (примеры)
Связаны со способностью учиться, овладевать новыми компетенциями:
способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание второго языка;
способность самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки);
готовность работать с информацией из различных источников и др.
Социально-личностные и общекультурные компетенции
Связаны со способностью реализовать различные социальные роли:1) элементарная общекультурная (гигиеническая, бытовая, коммуникативная и др.); 2) семейная; 3) гражданская или социально-политическая; 4) экологическая; 5) экономическая; 6) правовая и др.

Слайд 25Социально-профессиональная компетентность это личностное, интегративное, формируемое качество человека, проявляющееся в адекватности

решения стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций.
Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека.
В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор определил по сути основные глобальные компетентности, сформулировав ”четыре столпа”, на которых основывается образование:
научиться познавать;
научиться делать;
научиться жить вместе;
научиться жить.
Cоциально-профессиональная компетентность – это совокупная интегральная личностная характеристика человека, получившего квалификацию и характеризующегося профессионализмом

Слайд 26 Cоциально-профессиональная компетентность – это совокупное, формируемое на базе

интеллектуальных способностей и личностных свойств личностное качество человека, позволяющее определить его как компетентного в своей области.
Cоциально-профессиональная компетентность включает несколько блоков:
блок интеллектуальных, мыслительных действий как характеризующих человека способностей;
блок личностных свойств как развиваемых в процессе обучения бытийных характеристик человека;
блок модели представляет собой взаимоперекрывающиеся, взаимосвязанные множества социальных и профессиональных компетентностей, где профессиональные последовательно формируются в соответствии с ГОСами, а социальные – с учетом специфики профессиональной деятельности, к которой готовится специалист.





Слайд 27Компетентность здоровьесбрежения:
знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности

курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа;
знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;
физическая культура человека, свобода и личная ответственность за выбор образа жизни;
соблюдение норм здорового образа жизни, регулирование психосоматического и эмоционального проявления состояния здоровья.
Компетентность гражданственности:
знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина;
свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг;
знание истории и современного состояния государства;
знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
опыт и готовность проявления гражданственности и активной гражданской позиции в общественной жизни.




Слайд 28Компетентность социального взаимодействия:
с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;
умение

предвидеть конфликты и умение их погасить, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
опыт и готовность взаимодействовать с другими людьми, сотрудничать в группе, находить адекватные разным ситуациям решения;
отношение к социальному взаимодействию как ценности, способность регуляции интерперсонального взаимодействия.
Компетентность в общении:
устное, письменное общение, диалог, монолог, порождение и восприятие текста;
знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета;
кросскультурное общение;
деловая переписка, делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, решение коммуникативных задач, владение уровнями воздействия на реципиента;
опыт и готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях; переживание удовлетворения от общения как ценности;
умение начинать, направлять, контролировать коммуникативный процесс.




Слайд 29Компетентность информационных технологий:

прием, переработка, выдача информации;
преобразование информации (чтение, конспектирование),

массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;
владение электронной почтой, Интернет-технологиями; работа с библиотечными каталогами;
опыт и готовность работать с информационным потоком в устной и письменной, печатной и электронной формах;
принятие ценности виртуального мира;
готовность и способность к разумному ограничению использования информационных технологий.



Слайд 30Теоретическая основа выделения групп ключевых компетенций:
человек есть субъект общения, познания,

труда (Б.Г. Ананьев);
человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев);
компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач);
профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова).

С этих позиций нами были разграничены три основные группы компетентностей:
компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Слайд 31Выпускник, освоивший образовательную программу бакалавра/магистра-специалиста, должен характеризоваться:
Компетенциями социально-личностными:
относящимися к человеку как

индивиду, субъекту деятельности и личности;
социальными, определяющими его взаимодействие с другими людьми;
относящимися к умению учиться.
2. Компетенциями общепрофессиональными:
информационными, связанными с получением и обработкой информации;
расчетными, связанными с умением решать профессиональные задачи с использованием адекватного математического аппарата;
эксплуатационными;
управленческими, организационными;
конструкторскими;
проектировочными;
экономическими.
Эти компетенции должны формироваться как общие для широкого круга профессий. Они обеспечивают гибкое поведение на рынке труда.

Системная модель специалиста (бакалавра и магистра)


Слайд 323. Специальными компетенциями или профессионально-функциональными знаниями и умениями, которые обеспечивают привязку

к конкретному объекту, предмету труда. Они обеспечивают конкретизацию общепрофессиональных компетенций.

Российская система образования в отличие от западной модели, ориентированной на академические нормы оценки, всегда была компетентностной, т.е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности. (В.Д.Шадриков)

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.


Слайд 33Литература
Зимняя И.А. Компетентностный подход… // Высшее образование сегодня. – 2006.

- № 6. – С. 20-26.
Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы // Высшее образование сегодня. – 2009. - № 5. – С. 24-29.
Соснин Н. Модульность в структуре содержания обучения в компетентностной модели ВПО // Высшее образование сегодня. – 2009. - № 7. – С. 23-25.
Степанов С.В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу // Наука и Школа. – 2009. - № 1. - С. 8-11;
Компетентностный подход при проектировании содержания образования на основе стандартов нового поколения // Вестник Университета (Гос. Ун-т Упр-ния). – 2009. - № 14. – С. 110-113;
Образовательные стандарты нового поколения компетентностной направленности и проблемы их реализации в вузе и школе // Образовательная политика. – 2009. - № 5. – С. 15-23;
Проектирование учебного занятия в системе компетентностного образования // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 2. - С. 9-11.
Чистохвалов В.Н. Болонский процесс после 2010 г. // Пед. образование и наука. – 2009. - № 1.
Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. – 2010. - № 1. – С. 72-77.

Слайд 34Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика