Компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО презентация

Содержание

* Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС – общественный договор между семьей, обществом и государством, в котором каждая из сторон ожидает получить в результате: образованного и

Слайд 1ФГОС НОО второго поколения
Компетентность
учителя начальных классов в
условиях реализации ФГОС

НОО

Слайд 2*
Федеральный государственный образовательный стандарт
ФГОС – общественный договор между семьей,

обществом и государством, в котором каждая из сторон ожидает получить в результате:
образованного и нравственного человека, способного жить в условиях поликультурного общества
предприимчивую и успешно адаптирующуюся в динамично меняющемся мире личность, готовую самостоятельно принимать решения и действовать успешно в нестандартных ситуациях
человека, способного на протяжении всей жизни к самоанализу и саморазвитию



Заложить основу для развития всех этих способностей и качеств призван ФГОС.






Слайд 3*
Цель образования: получение нового образовательного результата (переход от «Школы накопления знаний»

к «Школе универсального развития личности»).
Задачи образования: получение прочных фундаментальных (предметных) знаний, развитие универсальных (надпредметных) способностей и качеств личности, формирующих у младшего школьника умения учиться самостоятельно.

Что меняется в начальной школе с введением нового образовательного стандарта ?


Слайд 4*
Методы обучения: в основу положено системно –деятельностное обучение, цель которого научить

ребенка способам деятельности, приобрести опыт самостоятельного решения проблем.
Формы работы: учебное сотрудничество.
Средства обучения: использование компьютерных технологий и Интернет – ресурсов.
Функции учителя и деятельность ученика.

Что меняется в начальной школе с введением нового образовательного стандарта?


Слайд 5*
Вопрос качества образования – это

не успеваемость, а
способность к действию,
способность применять знания,
реализовывать собственные проекты,
способность социального действия,
т.е. компетентность

Что меняется в начальной школе с введением нового образовательного стандарта?


Слайд 6*
Основные составляющие деятельности педагога, направленные на создание в классе «новой образовательной

среды»

Возможные действия педагога:
1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
2. Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.
3. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
4. Побуждать к выражению
своей точки зрения,
отличной от окружающих.
5. Побуждать к опробованию
других способов
мышления и поведения.


Слайд 7*
6. Создавать разные
формы мотивации,
позволяющие включать


в мотивированную деятельность
разных учащихся и
поддерживать
их активность.
7. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
8. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.
9. Учить задавать вопросы и высказывать предположения.

Новая образовательная среда


Слайд 8*
10. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право

не соглашаться с ним. 11. Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы. 12. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям. 13. Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполняя свою часть работы. 14. Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

Новая образовательная среда


Слайд 9*

17. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать

справляться с ними.
18. Демонстрировать ученикам, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знанию, умению и пониманию».

15. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
16. Показывать учащимся как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

Новая образовательная среда


Слайд 10*
- это форма технологичной организации учебной деятельности учащихся по достижению целей

образования как результата ученика

Урок как ключевая форма организации образовательного процесса


Слайд 11*
Цели урока результат

ученика:
понимание (получение) учащимся дидактической (деятельностной) единицы содержания образования;
умение ее применить в учебной, предметной задаче и реальной жизненной ситуации

Показатель реализации компетентностного подхода: измеримость (диагностичность)



Слайд 12*
«Обучать деятельности – это значит делать

учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».

Алексей Алексеевич Леонтьев (доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО):


Слайд 13*
Компетентностно-ориентированный урок
1. Сам ставит цель
Ученик
2. Сам проектирует средства
3. Сам оценивает результат

и корректирует действия

Компетентностно-ориентированный урок


Слайд 14*
учит детей определять границы своего знания, ставить проблему,
учит детей осуществлять контроль

и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями,
организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе,
создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

Показатели владения педагогом современными технологиями на уроке


Слайд 15*
УДИВЛЕНИЕ

ОЗАРЕНИЕ

РАДОСТЬ ДОГАДКИ

КРАСОТА ПОИСКА И ЕГО ОПИСАНИЕ
ГЛАВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МИРОВОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 16*
«Инновационное развитие страны требует, чтобы

к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД


Слайд 17*
Изменяются требования к учебным программам, по которым будут обучаться в начальной

школе?

Четыре системы учебников:
«Школа России» (67% школ)
«Перспектива» (18% школ)
«Школа 2100» (21% школ)
«Начальная школа 21 века» (19% школ)


Слайд 18*

развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
коллективную систему обучения (КСО);
технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ);
исследовательские

методы в обучении;

проектные методы обучения;

технологию «дебаты»;

технологию модульного и блочно-модульного обучения

лекционно-семинарско-зачетную систему обучения

технологию развития «критического мышления»;

технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

информационно-коммуникационные технологии

здоровьесберегающие технологии

систему инновационной оценки «портфолио»;

технологию дистанционного обучения и др.





Слайд 19*
Изменяются требования к качеству усвоения содержания образования
Пять уровней сформированности
универсальных

(надпредметных) умений,
которыми сможет овладеть ученик

Планируемые результаты группы «Ученик научится»
1уровень умений:
- воспроизведение информации, ее изложение;
правильное следование инструкциям при выполнении заданий;
узнавание объектов и явлений по определенным признакам;
запоминание их роли и местоположения;
приведение аналогичных примеров.

2 уровень умений:
наблюдать за знакомыми и незнакомыми явлениями;
вычленять информацию;
распознавать простейшие различия в объектах и между ними;
пользоваться разными источниками информации.

Слайд 20*
3 уровень умений: - устно и письменно излагать собственные наблюдения; - умение распознавать

изменения во времени и пространстве; - умение вычленять отдельные признаки; - построение логически обоснованного рассказа о проделанной работе. 4 уровень умений: - систематизировать - классифицировать - устанавливать связи - группировать, обобщать - выявлять закономерности - интерпретировать информацию - составлять рефераты, доклады - формулировать предложения, задачи - рефлексировать


Планируемые результаты группы «Ученик научится»



Слайд 21*
Планируемые результаты

группы «Ученик получит возможность научиться»

5 уровень умений: - формулировать гипотезу - ставить вопросы и высказывать предположения - предвидеть развитие - работать в проектном режиме - организовывать его реализацию по этапам



Слайд 22*
5 основных компетентностей выпускника начальной школы:
1. Образовательная – способность личности к

обучению, самообразованию, самосовершенствованию.
2. Коммуникативная – способность к взаимодействию с другими людьми неречевым и речевым способом, устно и письменно, на родном и иностранном языках, т.е. способность понимать и быть понятым.
3. Информационная – способность находить, хранить и применять информацию в различных ее видах.
4. Социальная – способность понимать, принимать и выполнять социальные нормы и правила, способность выполнять разные социальные роли.
5. Толерантность – способность понимать, принимать и уважать чужую точку зрения, при этом уметь отстаивать свою, т.е. способность к сотрудничеству.


Слайд 23*
Основные результаты начального общего образования, сформулированные в Требованиях стандарта:
Формирование предметных и

универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения обучения в основной школе.

Воспитание основ умения учиться как способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.




Слайд 24*
Компетентностная модель выпускника
начальной школы
активно познающий мир
любознательный, проявляющий

исследовательский интерес

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера

умеющий учиться, способный к самоорганизации

навыки самоорганизации и здорового образа жизни

готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой

Проявляющий уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения

УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ = УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ


Слайд 25*

нет общей психологической культуры общения;
не умеет организовать работу в группах;
не умеет

организовать урок в деятельностной парадигме;
не знает типологии детских проблем (детства в целом);
не умеет работать с различными категориями детей;
не знает психологии и физиологии детей;
не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, социолог, родители обучающихся) и т.д.
низкий уровень ИКТ-компетентности

*

В чем выражается низкий уровень подготовки современного учителя:


Слайд 26*
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ (мнение педагогов и управленцев

по результатам мониторинга)

Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.
Приоритетный подход к процессу обучения и воспитания детей, ориентированный на развитие креативной личности.
Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей и реагировать на их потребности.

*


Слайд 27*
Способность общаться с другими участниками образовательного процесса.
Способность улучшать среду обучения, проектировать

психологически комфортную образовательную среду.
Умение применять здоровьесберегающие технологии.
Способность сопровождать индивидуальную траекторию успешности каждого обучающегося.

*

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ (мнение педагогов и управленцев по результатам мониторинга)


Слайд 28*

Для реализации нового стандарта требуется
«Новый учитель», который

будучи учителем-предметником должен уже не только уметь преподавать учебный материал, но и формировать на этом материале все типы выше указанных компетенций, т.е. владеть способами организации деятельностей детей, сензитивных для конкретного возраста.

ГЛАВНОЕ – подготовить учителя для работы на основе деятельностно-компетентностного подхода.

*

Направления, определяющие эффективность системы образования


Слайд 29*
*
Молодой специалист (учитель) должен обладать следующими компетенциями:


способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;
готов применять утвержденные стандартные методы и технологии в практической деятельности, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи
способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психолого-педагогических наблюдений и диагностик;
способен рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий;
способен осуществлять просветительскую деятельность среди родителей обучающихся;


Слайд 30*

способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы детьми на основе

результатов диагностики;

готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа;

способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности.

способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей с целью оптимизации учебного процесса

*



Слайд 31*
Самым главным условием изменения профессионализма учительских кадров для получения новых образовательных

результатов учащихся (компетентностей)
является
изменение педагогических технологий

Слайд 32*
Это означает, что предлагаемое изменение парадигмы педагогического образования и

включение в качестве его важнейшего звена психолого-педагогического компонента обуславливает необходимость задания в программах подготовки педагога таких форм и такого содержания, которые позволят ему осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Слайд 33*
Это означает, что главным («универсальным») содержанием, объединяющим в единое направление

подготовку учителя начальных классов является формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этого вида профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся, в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых.
Причем конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в данном случае условием (а не средством) развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося.

Слайд 34*
Дистанционная поддержка повышения квалификации "ИКТ-компетентность учителя начальной школы"
www.mioo.seminfo.ru
www.nachalka.seminfo.ru
www.nachalka.edu.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика