коллектив как объект и субъект воспитания презентация

Содержание

План Понятие коллектив; Типы и структура детских коллективов Вхождение личности в социум; Этапы развития воспитательного коллектива.; Функции воспитательного коллектив; Социально-психологический климат коллектива Коллективизм Признаки коллективизма Выводы

Слайд 1коллектив как объект и субъект воспитания
Выполнил студент группы ФБ16-1
Крупин Дмитрий


Слайд 2План
Понятие коллектив;
Типы и структура детских коллективов
Вхождение личности в социум;
Этапы развития воспитательного

коллектива.;
Функции воспитательного коллектив;
Социально-психологический климат коллектива
Коллективизм
Признаки коллективизма
Выводы

Слайд 3С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач

было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом...». Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Слайд 4Термин «Коллектив» произошел от латинского collectives – собирательный. Он означает социальную

группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.

В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ: УЧЕБНЫЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ, СТУДЕНЧЕСКИЕ, СПОРТИВНЫЕ И ДР. КОЛЛЕКТИВЫ МОГУТ БЫТЬ ОДНОВОЗРАСТНЫЕ И РАЗНОВОЗРАСТНВЫЕ, ПЕРВИЧНЫЕ (КЛАСС, СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА) И ОБЩИЕ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ НЕСКОЛЬКО ПЕРВИЧНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ (НАПРИМЕР, ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ).


Слайд 5Типы и структура детских коллективов
По степени сложности структуры и опосредованность межличностных

отношений бывают:
Первичные коллективы — коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами.
Вторичный коллектив — более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных коллективов. В него входят разнообразные по характеру деятельности, организации, отношениям, интересам, содержанию общения, составу первичные контактные группы, кружки, звенья, ансамбли, студии, отряды, бригады, команды. В школе таким коллективом является общешкольный.
По длительности функционирования:
постоянные,
временные (коллектив летнего оздоровительного лагеря, бригады и т.п.),
ситуативные (сводные отряды для выполнения определенной задачи, группы творческого дела в КТД и др.).

Слайд 6По составу коллективы бывают: - гомогенными (однородными) ; - гетерогенными (разнородными).
По статусу коллективы

можно разделить на:
- официальные (например, персонал организации или подразделения, оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства)
-неофициальные (базируются на нигде не зафиксированном, а то и необъявленном желании людей сотрудничать друг с другом и реальной практике такого сотрудничества).
По характеру внутренних связей различаются:
-формальные коллективы;
-неформальные коллективы.
Границы формального и неформального коллектива чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники в последний могут не приниматься, или по собственной инициативе придерживаться нейтралитета. Сила неформального коллектива состоит в том, что его невозможно юридически и организационно уловить и привязать к нормам и правилам.

Слайд 7Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа

детского сада, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или вуза и т. п.
Индивидуальность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития коллективы – общности, доминирующие на разных возрастных ступенях.

В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен
информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция
действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков
других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений
формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку
психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.


Слайд 8Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые

общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс, по мнению известного отечественного психолога А. В. Петровского, включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.

Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявлять себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравственные и др.) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы
Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптации в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации. К примеру, попавший в новый коллектив подросток сначала осматривается, усваивает принятые среди членов группы нормы общения, лексику, общие интересы стремления, затем он мобилизует свои внутренние ресурсы на то, чтобы «заявить» о себе в коллективе, проявлять свою индивидуальность (начитанность, спортивные достижения) и вызывать интерес к своей личности.


Слайд 9Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности,

а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.
Персонификация – влияние достижений личности на развитие и сформированность коллектива.






Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия для ее становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, в своих возможностях, а также к обидчивости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностных деформаций, негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки.
Фазы адаптации, персонализации и интеграции многократно переживаются личностью в результате вхождения в новые коллективы. Свою позитивную роль в развитии личности коллектив проявит в полной мере при условии успешного прохождения субъектом всех фаз, что приводит к развитию общественной направленности и формированию субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми.







Слайд 10Этапы развития воспитательного коллектива.
А. С.Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение –

форма жизни коллектива, остановка – его смерть. Он определил принципы коллектива: гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия; выявил этапы развития коллектива.
1 этап – становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяются характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива – педагог, от которого исходят все требования.
2 этап – усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит коллективу пользу, а что вред. Коллектив на 2 этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Слайд 11Третий и последующие этапы – расцвет коллектива. Уровень и характер требований

– они более высокие к себе, чем к своим товарищам – свидетельствует о уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива – общий опыт, одинаковые оценки событий.


4 этап развития – этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.



Слайд 12Функции воспитательного коллектива:
Стимулирующая – коллектив выступает как возбудитель активности всех

членов в повышении целенаправленности своей жизни;
Организаторская – коллектив становится субъектом воспитания и управления своей деятельностью;
Нравственная – коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, культуры поведения учащихся.
Воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;


Слайд 13В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистические, гуманистические установки, уважение

к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива.

Социально-психологический климат коллектива — эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем. Способствует постоянному воспроизводству ценностных отношений каждым членом коллектива вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда воспитанники в полной мере выступают субъектами проявляемых отношений.
Социально-психологический климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности.
Сплоченность детского коллектива — степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также в единстве практической деятельности.


Слайд 14Признаки коллективизма
• Открытость — способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на

коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. Оказание разносторонней помощи другим коллективам и не членам коллектива.

• Контактность хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность.

• Организованность — умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними, хорошая взаимозаменяемость. Способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы.

Слайд 15Заключение

Итак, подведем итоги:
Коллектив- важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности.

Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.
Коллективизм-это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества.
В коллективе важную роль занимает функция — воспитание. Она определяет своеобразие его структуры: любой воспитательный коллектив — комплекс двух относительно самостоятельных коллективов — воспитателей и воспитанников, педагогов и учащихся, обучающих и обучаемых. При этом воспитательная деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы обеспечить воспитывающий характер той жизнедеятельности, в которую педагоги включают своих воспитанников.


Слайд 16Воспитательные коллективы занимают важное место в социальной структуре социалистического общества. По-разному

они влияют на входящих в них воспитанников.

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человек, которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть инди­видуальностями, достойными уважения.
Таким образом, учебно-воспитательный коллектив-это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, и он выступает как объект и субъект воспитания.


Слайд 17Литература:
http://www.bestreferat.ru/referat-135925.html
http://konesh.ru/lekciya-11-2-chasa-kollektiv-kak-obekt-i-subekt-vospitaniy.html
http://webkonspect.com/?room=profile&id=2313&labelid=72213
http://xreferat.com/71/4219-1-kollektiv-kak-ob-ekt-i-sub-ekt-vospitaniya.html
http://studme.org/46519/pedagogika/funktsii_kollektiva




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика